Файл: Понятие и классификация функций государства в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В.А. Затонский, говоря о содержательных характеристиках функций государства, пишет: «Обязательные, определяющие направления внутренней и внешней деятельности, которую государство непременно должно осуществлять, обусловленные его сущностью и социальным назначением, а также необходимостью осуществления действий, направленных на преимущественную реализацию как общесоциальных, так и конкретных классовых, иных групповых, национальных, религиозных и других интересов на данном этапе либо на всем протяжении развития общества»[15, С.337].

Необходимо подчеркнуть деятельностный характер функционирования.

Как пишет об этом А.М. Артемьев: «Деятельностный подход может дать ясное представление о пределах действия государства, его эффективности и выборе приоритетных объектов приложения государственных усилий и, напротив, социальных сфер, где доступные государству средства воздействия оказываются малоэффективными»[1, С.38].

Следует еще раз отметить, что появление каких-либо новых задач на различных ступенях развития государственности определенных обществ не обладает строго предопределенным, причинно-следственным характером.

Вместе с тем данная в некоторой степени причинная зависимость так или иначе описывает те функции государств, которые являются важнейшими направлениями их деятельности в определяющих отраслях его существования: экономической, политической, социальной, пр.

Основные функции (наиболее важные виды деятельности государства) так или иначе, достаточно тонко ощущают на себе глобальные изменения важнейших особенностей государства [4, С.198].

Иные же функции, в целом, так же, как и важнейшие, в некоторых гранях, подвергаются мощному воздействию стабильных этнокультурных слоев жизни общества, общенациональных, территориальных особенностей, обычаев и пр. Поэтому новый тип государств, появившийся в результате эволюции конкретного государственного организованного общества, сохраняет и даже развивает свои некоторые устаревшие функции явно либо в скрытой форме.

Таким образом, государственность определенного общества сохраняет наследственность функций, а также действует, как приспособление обновления функций.

В частности, на возникновение новых функций воздействуют самоорганизационные, субъективные, а также случайные действия, а не одна лишь степень обусловленности функций от трансформации основных признаков, главным образом, формы государств.


1.2. Виды функций государства

Как уже было отмечено ранее, государство является сложным образованием, которое регулирует различный круг правоотношений. В связи с существованием огромного разнообразия национальных (государственных) отношений, существуют и различные функции государства, которые вытекают в целом из их сущности и правовой природы.

В отечественной юридической литературе функции государства классифицируются по различным основаниям и критериям, которые часто рассматриваются как равноценные друг другу, что представляется весьма сомнительным.

Так, на основе разделения государств по типам выделяются функции рабовладельческого, феодального и других типов государства.

В зависимости от времени действия различают постоянные и временные функции.

Разделение функций на классовые и общесоциальные, которое используется рядом авторов, внешне соответствует вышеизложенной идее о двойственном характере сущности государства. Однако следует учитывать, что двойственная сущность государства, которое как всякое единство не может делиться, должна быть выражена во всех без исключения функциях [7, С.81]. Поэтому представляется правильным не выделять такие виды функций, а выявлять классовое и общесоциальное в каждой функции.

Широко используется деление функций государства, основанное на их социальной значимости [21, С.206].

Так, выделяются две группы функций: основные (или главные) и неосновные (варианты: дополнительные, производные и т. п.). К основным относят наиболее важные, приоритетные направления государственной деятельности, которые реализуются всеми без исключения органами государства, а к неосновным – менее важные, свойственные отдельным госорганам.

Здесь можно сделать ряд следующих замечаний.

Во-первых, важное (значимоe, приоритетноe) значение имеет выработка критерия классификации, их недостаточная надежность во многом зависит от субъективной точки зрения автора.

Во-вторых, важность той или иной функции нередко меняется в зависимости от конкретных условий (война, стихийные бедствия и т. п.).

В-третьих, не все особо значимые функции (например, экономическая) реализуются всеми госорганами.

И наконец, следует обратить внимание на тавтологичность использованной терминологии. Ведь если все функции государства по определению основные, главные направления (или виды) его деятельности, то получается, что существуют направления (виды) более основные и менее основные, или главные. Это справедливо отмечается в научной литературе [9, С.79].


Поэтому некоторые авторы используют другие обозначения – например, общие и отдельные [15, С.337].

Применяется и деление функций, исходящее из наиболее важных сфер человеческой деятельности (сфер общественных отношений). Обычно выделяются экономическая, политическая, социальная и культурная (или идеологическая) функции [31, С.156]. Такое деление представляется не только важным, но и необходимым. Ведь государственная деятельность осуществляется в определенных сферах (областях) социальной жизни, и они в свою очередь совершенно естественно определяют направления этой деятельности.

Многие авторы делят функции государства, исходя из принципа разделения властей. Так, выделяются правотворческая (законотворческая), управленческая (исполнительная) и правоохранительная (судебная, правообеспечительная) функции [15, С.340]. Несколько иную терминологию использует В. С. Нерсесянц (правоустановительная, правореализаторская, правозащитная), что не меняет суть дела.

Поскольку методологической базой всех наук является философия, представляется правильным, что некоторые авторы берут за основу предлагаемых классификаций определенные философские категории, рассматривая в то же время совокупность всех функций как систему.

Так, В. Н. Жимиров и его соавторы предлагают комплексную классификацию функций «с учетом как горизонтальных, так и вертикальных связей в функциональной системе.

При горизонтальной градации могут быть использованы самые разные критерии: сфера общественных отношений (экономика, политика, идеология и т. д.), виды государственной деятельности (законотворческая, управленческая, правоохранительная) и т. д.».

Для вертикальной градации предлагается «иерархическое системное построение», основанное на разделении функций на базе философских категорий «общее», «особенное» и «единичное». Под общим понимается «некая общая функция государства, которая подразумевает дробление на функции более низкого порядка («особенные функции»).

В качестве единичного в функциональной системе государства выступают функции, не подлежащие дальнейшему дроблению». По мнению авторов, это те функции, которые обычно именуются «неосновными». Их предлагается назвать конкретными [10, С.34].

К сожалению, авторы только обозначили системность своего подхода к классификации функций. Однако использование этого подхода может дать гораздо большее.

Во-первых, все функции образуют систему, т. е. неразрывную связь составляющих ее элементов (подсистем).


Во-вторых, каждая функция также может рассматриваться как система, состоящая из подсистем (подфункций), которые в свою очередь могут рассматриваться как системы (т. е. функции) более низкого уровня, имеющие свои подфункции.

В-третьих, система функций государства может быть рассмотрена как один из трех компонентов (подсистем) системы более высокого уровня (собственно функции государства, функции государственных органов и функциональные обязанности конкретных исполнителей). При этом каждый из указанных компонентов, в свою очередь, имеет несколько уровней. Именно единство всех уровней системы обеспечивает успешность функционирования механизма государства и реализации государственных функций. Существенно то, что функции вышестоящего уровня можно рассматривать как общие по отношению к нижестоящим, т. е. как особенные, а стоящие еще ниже могут трактоваться как единичные.

Таким образом, категории общего, особенного и единичного не привязаны к определенному уровню государственных функций, поэтому их вряд ли стоит брать за основу классификации.

Говоря о классификации функций государства, стоит отметить, что в соответствии с основными важнейшими сферами социальной жизнедеятельности выделяют экономическую, политическую, идеологическую, информационно-коммуникативную и полицейскую функции государства [11, С.42].

Безусловно, в юридической литературе существует и иные классификации функций государства. Так, в зависимости от принципа разделения властей в правовом государстве выделяются в качестве основных функций государства законодательная, исполнительная и судебная функция [30, С.56].

С функциональной точки зрения все функции государства Т.Н.Радько дифференцирует на внешние и внутренние [23, С.54].

Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач, которые характеризуют его внутреннюю политику.

Что касается внешних функций то, ни для кого не секрет, что в настоящее время происходит повышение темпов разрыва в уровне жизни и военно-экономической мощи между государствами, что содействует обострению борьбы за сферы влияния, глобальное и региональное доминирование, природные ресурсы и способствует проявлению новых угроз военной безопасности для мирового сообщества и отдельных государств.

С учетом сказанного в настоящее время возрастает значимость внешних функций государства. Стоит отметить, что под ними понимается основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Внешние функции выступают в виде международного сотрудничества и обороны страны от нападения извне и проявляются в его взаимоотношениях с другими странами.


1.3. Формы осуществления функций государства

Вопрос о формах осуществления государственных функций - это вопрос о том, в каком внешнем выражении государственные органы выполняют свои функции.

В юриспруденции предлагается понимание форм как внешнего выражения деятельности по реализации государственных функций при определенных условиях [25, С.3].

В этой связи, специфические особенности организации и структуры данного органа, а также его положение в системе вертикали власти определяют специфику его деятельности.

Согласно вышеизложенному, понимание форм реализации зависит от особенностей каждой единицы государственного механизма и реализацией этой единицей, своих функций. Существует тесная взаимосвязь между принципом разделения властей и классификацией основных форм государственных функций. Таким образом, определение форм зависит от характера государственного сектора.

Таким образом, сегодня подход к формам осуществления функций государства в целом можно считать установленным, но предлагаемые классификации показывают некоторые различия.

Некоторые авторы предлагают под формами понимать деятельность, осуществляемую законодательными, административными и судебными органами, органами контроля и надзора, чтобы определить форму государственных функций как деятельность основных элементов государственного механизма. Другие ученые называют правоустановительную (законодательную), исполнительную и судебную формы осуществления функций государства.

Эта классификация определяется юридическим характером субъекта государственной власти и ее компетенцией в области государственной власти.

В научной литературе предлагаются классификационные критерии, основанные на общих однородных по содержанию и внешнему виду деятельности государственных органов при выполнении их функций. Впервые такой взгляд предложил Н.Г. Александров, который разделил формы осуществления функций на правоустанавливающие и правоприменительные[1, С.107]. Позже М.И. Байтин предложил классифицировать формы осуществления функций как правовые и неправовые [2, С.269].

Так, по мнению М.И. Байтина, формы реализации функций государства охватывают собой такие составляющие, как:

1) деятельность основных звеньев механизма государства, подразумевающая собой учет специфики видов государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций;