Файл: Понятие и классификация функций государства в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) однородная по своим внешним признакам деятельность всех, многих или нескольких органов государства, посредством которой осуществляются его функции.

М.А. Бухтерева справедливо обращает внимание на то, что, будучи категориями подвижными, формы реализации функций государства развиваются и изменяются вместе с государственной жизнью, экономическими, социальными, политическими, идеологическими и иными отношениями в обществе [3, С.178].

В наиболее общем виде формы реализации функции государства могут быть определены как способы его практической деятельности, направленной на качественное совершенствование различных сторон общественной жизни.

Правовые формы реализации функции государства связаны с созданием, реализацией и охраной правовых норм, регламентирующих различные аспекты общественной жизни в государства, и включают в себя соответствующую правотворческую, правоприменительную и правоохранительную деятельность.

Взаимосвязь между организационной деятельностью и ее правовой формой представляется как диалектическая связь между формой и содержанием. Организационная деятельность является содержанием, а юридическая деятельность является определенной формой в организационной деятельности. Правовые формы всегда являются организационными, но не все формы организации являются правовыми. К последним относятся только те, которые касаются издания правовых актов и приводят к юридическим последствиям.

Представляется, что наиболее успешное решение по вопросу о правовых и чисто фактических (организационных) формах осуществления государственных функций было сделано И.С. Самощенко. Среди правовых форм, - пишет он, - следует понимать однородные по своим внешним характеристикам (природе и юридическим последствиям) действия государственных органов общества, которые характеризуются принятием правовых актов [27, С.20].

Некоторые авторы рассматривают в качестве правовых форм осуществления функций государства законодательные и административные, которые, в свою очередь, подразделяются на организационные, исполнительные и правоохранительные [28, С.3-4].

Позиция ряда ученых, которые считают законотворчество, исполнение законов и судебную деятельность как правовые формы осуществления государственных функций, представляется более справедливой. Правотворческая форма направлена на создание, изменение и отмену норм права.

Правоохранительные органы осуществляют деятельность в рамках реализации мер по выполнению требований правовых норм. Процедура правоприменения включает деятельность органов исполнительной власти, которая включает в себя мониторинг и контроль за соблюдением правовых норм, а также использование мер принуждения.


В отличие от правовой, организационная деятельность является однородной деятельностью государства, что не влечет за собой юридических последствий. Она осуществляется в соответствии с действующим законодательством и под ответственность государственных органов. Внедрение организационных мер - это повседневное и разнообразное проявление управленческой деятельности, которая не имеет правовых рамок.

При реализации право, в строго юридическом смысле (с одной стороны, это совокупность норм, составляющих правила поведения, требования, запреты, дозволения и т.д., с другой - это позитивное право, реализующееся в средствах), является совершенной структурой, представляющей идеологическую, ценностно-установочную величину, являющейся формой реализации права человека.

Другими словами, воплощение права представляет собой переход от юридического права к праву индивидуальному, которое становится и возможным, и реальным. Таким образом, индивидуальное право - необходимая часть общего, где «часть - условие реальности конкретных прав» в индивидуальной форме.

Сам процесс реализации права протекает в рамках индивидуально-правовой жизни человека, где право является средством, направленным на решение неопределенного круга социальных задач, а также целью, направленной на самовоспроизводство и самоидентификацию.

«В правовом смысле самоидентификацией является то, что она имеет отчетливо выраженную социально-ролевую направленность. Индивид утверждает себя не как личность, индивидуальность или человека вообще, а как носителя некоторой особенной социально-значимой характеристики» [31, С.155].

Обобщая вышеизложенное следует отметить, что анализ, представленных в науке определений дефиниции «функции государства» позволил нам сформулировать следующие признаки функций государства:

- служат отражением сущности и социального назначения государства;

- выступают основными (базовыми) направлениями деятельности государства;

- отличаются от функций отдельных органов государства;

- их содержание зависит от происходящих в обществе процессов.

Обобщая все вышеизложенное следует отметить, что в условиях современной действительности не может быть более важных и менее важных функций государства, поскольку каждая из них по-своему необходима и выступает жизненно важной.


2. Особенности функций Российского государства на современном этапе

2.1 Внутренние функции Российского государства

В начале ХХI в. общество существенно изменилось, стало иным государство, возникли новые задачи, которых раньше не знала история России. В результате изменились и основные функции государства. Характер этих изменений различен. Отдельные изначально присущие государству функции сохранились, другие, хотя и остались, но достижения научно-технической революции совершенно изменили методы их осуществления, часть функций приобрела иное содержание. Возникли новые функции, которые раньше были только в перспективе.

Так, например, в конце XX века с принятием Конституции РФ стала в наибольшей степени стала развиваться правозащитная функция государства, под которой понимается комплексная деятельность государственных органов, основная цель которых заключается в оптимизации защиты прав человека, совершенствованию средств и способов правозащиты, выстраиванию полноценной правозащитной системы [17, С.13].

Обратим внимание на то, что на сегодняшний день, с учетом сложившихся обстоятельств, основными функциями Российской Федерации на современном этапе развития государства являются именно внутренние функции (экономическая, налогообложения, обеспечения народовластия, социальная и экологическая).

1) Экономическая функция – основной задачей ставит перед собой стабильное функционирование и прогрессивное развитие экономики, так как федеральные целевые программы, в частности государственная программа по развитию экономики, предусматривают финансирование исследований в сфере науки и промышленности, в первую очередь, являющихся наиболее перспективными и приоритетными направлениями. Экономическая функция, являясь по сути внутренней, на самом деле многогранна и, в частности, отвечает за выход конкурентоспособных российских товаров на мировой рынок, что относится к внешним функциям, и развитие импортозамещения.

Вместе с тем, необходимо отметить, что абсолютно недостаточно внимания уделяется развитию именно отечественного производства и промышленности, что на сегодня является архиважной проблемой, в том числе в создании конкуренции, того же самого импортозамещения, выхода на мировые рынки и в целом развитии экономики страны. Так же, в дополнение к обозначенной проблеме, существует еще крайне важная, которая так и не решена – зависимость экономики от сырьевого и топливного рынков.


2) Функция налогообложения – очень тесно связана с рассмотренной выше экономической функцией. В условиях развития России налоговая система является одним из важнейших регуляторов экономики и стимулятором развития сельского хозяйства, промышленности, строительства, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования. Налогообложение является ключевым источником пополнения доходной части федерального и региональных бюджетов (в зависимости от распределения налоговых поступлений в соответствии с действующим законодательством) [8, С.124].

3) Функция обеспечения народовластия – в Российской Федерации действует слаженная система политических институтов, учреждений, государственных органов и прежде всего тех представительных органов, которые народ выбирает и наделяет полномочиями от своего имени осуществлять власть.

4) Социальная функция – также является крайне важной и сверх масштабной функцией по объему тех видов деятельности, которые она охватывает.

Главным назначением данной функции является создание равных условий и возможностей для всех граждан страны и обеспечение общественного благополучия. Содержание этой функции также многогранно и практически всеобъемлюще: это и охрана здоровья и труда людей, пенсионное обеспечение, борьба с безработицей и бедностью, т.е. стабилизация уровня жизни и др. От грамотной и продуманной политики властей при обеспечении социальных гарантий и обязательств государства напрямую зависит уровень жизни населения, что является одной из главнейших задач, определяющих саму роль государства при реализации социальной функции.

5) Экологическая функция – имеет тесное переплетение с социальной функцией, в связи с тем, что именно государство обеспечивает экологическую безопасность своих граждан, а также обеспечивает сочетание экологических и экономических интересов общества.

Вместе с тем, достижение данных целей трудновыполнимо, так как сами интересы граждан и государства имеют диалектическое противоречие, например, экологический интерес заключается в сохранение природы, ископаемых и соответственно полезных природных ресурсов, с другой стороны возникает экономический интерес – изъять ресурсы (лес, газ, нефть, иные полезные ископаемые и ресурсы) с целью вовлечения их в хозяйственный оборот и извлечения прибыли [32, С.135].

И опять же, с одной стороны человек бессознательно использует природные ресурсы нарушая экологическую обстановку и загрязняя окружающую среду, с другой стороны – осознанно подходить к проблеме сохранения природы и экологической безопасности.


Таким образом, необходимость внутренних функций обусловлена и происходящим научно-техническим прогрессом, последствия которого очень пагубно влияют на окружающую среду и самого человека.

2.2 Внешние функции Российского государства

В настоящее время к числу наиболее важных внешних функций российского государства относится осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений; заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического и культурного сотрудничества; обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет; определение статуса государственной границы и ее защита.

Внешние функции государства содержат в себе интересные и не менее важные задачи, такие как:

1) Функция обороны – вооруженные силы России служат для вооруженной защиты территориальной целостности государства, отражения возможной агрессии. Реализуется данная функция посредством выполнения ряда мероприятий (военных, экономических, правовых, идеологических, организационных и иных), обеспечивающих военную безопасность государства. Она носит комплексный характер и осуществляется экономическими, политическими, идеологическими, дипломатическими, военными и иными средствами [22, С.140].

2) Функция интеграции в мировую экономику – основывается на взаимозависимости экономик мировых стран. Экономическая интеграция предполагает установление стабильных отношений между государствами, именно поэтому Россия стремится к интеграции в мировую экономику, что привело к созданию нового механизма внешнеэкономической деятельности.

3) Функция борьбы с терроризмом – является очень важной на сегодня задачей в связи со стремительно развивающемся как международным, так и внутреннем терроризм, приобретающим все более широкие масштабы. Ни одно из государств не способно самостоятельно справиться проблемой терроризма, поэтому государствам необходимо действовать вместе, в том числе путем образования международных организаций по борьбе с терроризмом.

4) Функция взаимодействия с другими государствами – очень значимая функция, заключающаяся в разрешении глобальных проблем между странами во всем мире. Точкой опоры этой функции является более выгодный способ решения проблем, которые актуальны для каждой страны и требуют незамедлительного международного отклика [16, С.48-49].