Файл: Понятие и классификация функций государства в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К первоочередным проблемам можно отнести повсеместную заинтересованность мирового сообщества в предотвращении катастроф большого масштаба, например, таких, как наводнения, землетрясения, цунами или техногенные катастрофы, мобилизационных сил на борьбу с которыми одного государства недостаточно, или которые являются угрозой другим государствам либо выходят за территориальные пределы одного государства [8, С.124].

Взаимодействие России с другими государствами на международном уровне определено исключительно взаимозависимостью всех стран мира и признанием общечеловеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственном общении.

5) Функция поддержки мирового порядка – оказывает непосредственное влияние на сферу вмешательства государства в межнациональные и межгосударственные конфликты.

Проведенный анализ вышеизложенного позволяет прийти к выводу, что в процессе развития государства на первый план выдвигаются наиболее востребованные функции с учетом определенных этапов сегодняшнего и будущего дня.

В современном мире все больше и больше совершенствуются функции по защите человека и его прав. Стоит заметить, что содержание функций любого государства может изменяться из-за различных факторов, таких как опасность экологические катастрофы, обстановка политической нестабильности, эпидемии и пр. [13, С.240].

2.3 Развитие функций государства под воздействием глобализации

Глобализация напрямую или опосредованно может оказать влияние не только на рост дельты социального неравенства внутри страны, но и привести к увеличению межстрановых различий. В настоящее время часть мировых стран находятся в «переходном состоянии», в стадии аутсайдера, стремящегося хотя бы «догнать» другое государство, находящееся на качественно ином, более высоком уровне социально-экономического развития.

Опыт пройденных ошибок совершенно очевиден и говорит о том, что реализовывать стратегию «догоняющего развития» путем «тупого» повторения эволюционной модели более передового, идеального государства, невозможно.

При «догоняющем развитии», полагает А.Салицкий, необходим иной порядок фаз капиталистической эволюции, иная активная и структурообразующая роль государства уже на первых этапах перехода, больший акцент на формировании структурных элементов наиболее современных форм предпринимательства в интересах сокращения естественноисторического процесса и «минования» отдельных его этапов [24, С.15].


Полагаем, что наиболее существенное изменение будет оказано на функции государства, которые непосредственно связанны с обеспечением национальной и экономической безопасности. Важность и неотложность данной проблемы очень высока, особенно для развивающихся государств из-за относительно более низкого уровня полученных положительных эффектов для этой группы стран в результате процессов глобализации мировой экономики.

В контексте экономической безопасности речь идет о сочетании экономической, политической и правовой основы, которая является наиболее эффективным способом долгосрочного производства максимального объема экономических ресурсов на душу населения, считает А.С. Илларионов: «Всесторонняя оценка степени экономической безопасности включает: оценку ресурсного потенциала, потенциала и степени его развития; уровень эффективности использования ресурсов (и соотношение с аналогичными показателями развитых стран); оценка конкурентоспособности страны; уровень социальной стабильности и оценка условий для предотвращения и разрешения социальных конфликтов; целостность территориального и экономического пространства» [14, С.51].

За последние годы задача по обеспечению экономической безопасности окончательно укрепила свой статус в качестве основных функций государства. В ходе процессов глобализации не исключено проявление негативного влияния центробежных сил, что может привести к изменению традиционных связей внутри страны, ликвидации неконкурентоспособного производства, усугубление социальных проблем и корректировке модели поведения.

Негативные последствия глобализации в целом обусловлены: неравномерным распределением в секторах национальной экономики; возможность того, что суверенные правительства потеряют контроль над экономикой и дестабилизируют финансовый сектор.

В зависимости от уровня экономической безопасности варьируется и уровень негативных последствий глобализации, так, например, менее развитые страны, имеющие не высокий уровень экономической безопасности, могут ощутить на себе более серьезные последствия, чем более мощные страны с более серьезным уровнем экономической безопасности.

Большинство из менее развитых стран с низким уровнем экономической безопасности участвуют в интернационализации в качестве поставщиков сырья и производителей трудоемкой продукции, что усиливает их зависимость от высокоразвитых стран.

Для таких стран прогрессирование процессов глобализации может также привести к увеличению технологического отставания от более успешных и промышленно-развитых стран; росту социально-экономического стратификации общества; обнищанию значительной части населения; усилению зависимости от стабильности функционирования мировой экономической системы; ограничению на проведение национальной экономической политики; увеличению заимствований и внешнего долга; и пр.


Вместе с тем, наряду с корректировкой функций менее развитых стран, изменения функций затронут и промышленно развитые государства, поскольку процессы глобализации окажут прямое воздействие и на занятость населения, в том числе в контексте миграционных процессов, повысят нестабильность мировых финансовых рынков [12, С.46].

В качестве наиболее обсуждаемых социально-политических проблем, стоящих перед развитыми странами в эпоху глобализации, как правило называются следующие:

- увеличение безработицы в результате внедрения новых технологий и автоматизации процессов в промышленности, автомобилестроении;

- усиление роли транснациональных корпораций, преследующих отличные от государственных цели, и, как следствие ослабление роли национальных государств с переходом их функционала к негосударственным структурам.

Безусловно, и на российскую экономику процессы глобализации оказывают соответствующее влияние, так, например, серьезными основными угрозами являются: растущая тенденция превращения России в периферийный источник топлива и сырья для развитых стран; стагнация, а порой и снижение уровня инвестиционной привлекательности и инновационного развития; обострение демографических проблем и снижение качества человеческого капитала.

Продолжающаяся тенденция изменений мирового рынка в ходе усиления процессов глобализации неизбежно приведет к тому, что вместо комплексного контроля создаются условия для эффективных конкурентных рынков, возникновения институциональных, экономических и социальных условий для подъема частного предпринимательства.

Все вышеуказанное требует и корректировки форм осуществления функций государства, в частности, можно предположить, что глобализация затронет в первую очередь правовые системы государств, поскольку их общение реализуется в наибольшей мере на правовом уровне, в правовых формах и правовыми средствами.

Внутригосударственное регулирование общественных отношений в преобладающей степени зависит от согласованности норм национального права, принципов и норм международного права.

Таким образом, можно резюмировать, что глобализация оказывает влияние на право всех современных государств, среди которых Россия не является исключением [33, С.27]. В ней, как и в других государствах, возрастает взаимосвязь между правом национальным и международным, укрепляя позиции последнего.

Обобщая все вышеизложенное следует отметить, что в условиях современной действительности не может быть более важных и менее важных функций российского государства, поскольку каждая из них по-своему необходима и выступает жизненно важной.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ функций государства позволил получить ответы на вопросы о том, какие действия государство должно предпринимать на определенном этапе своего развития и каким образом, а также на чем необходимо сконцентрировать усилия своих структур.

Функцию современного государства можно определить, как объективно необходимое, целенаправленное основное направление (сторону) деятельности государства, осуществляемое в жизненно важной сфере общественных отношений, выражающее его сущность и социальное назначение в обществе и имеющее законодательную регламентацию.

Посредством функции государства выражается его сущность, та реальную роль, которую государство играет в решении основных вопросов развития общества. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами.

Функциями государства отражаются только основные направления деятельности государства, потому что не всё, что делает государство, является значимым для общества. Сущность функций демонстрирует нам, на что акцентирует внимание государство при осуществлении своей деятельности, каким образом действуют её органы.

Через функции можно более предметно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом. Их содержание учитывает классовые, групповые, корпоративные, национальные и частные интересы членов общества.

Каждая конкретная функция государства составляет единство содержания, форм и методов осуществления соответствующей ветви единой государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), применение которой связано с особенностями конкретного объекта государственного воздействия. В связи с этим, а также учитывая правовой характер деятельности большинства современных государств, формы реализации функций государства, при первом изучении, совпадают с основной деятельностью соответствующей ветви государственной власти.

Форму осуществления государственных функций можно рассматривать как внешнее выражение практической реализации их содержания, которое проявляется в том или ином виде государственной деятельности. Полагаем, что формы реализации функций государства можно определить как способы его практической деятельности, направленной на претворение в жизнь целей государства и разрешение стоящих перед ним задач.


В настоящей работе отмечается, что возникновению функции государства предшествует задача, на разрешение которой направлена функция. Поэтому если функция государства прекращает свое существование, соответственно перед государством не стоит вопрос о решении конкретной задачи. При этом возникают новые и развиваются ранее существующие функции. Это, прежде всего, экономическая, экологическая, демографическая, социальная функции, а также функция научно-технического прогресса.

Принимая во внимание вышеизложенное, представляется возможным классифицировать формы осуществления функций государства как:

1) Правовые – связанные с процедурой принятия, исполнения и обеспечения соблюдения требований положений нормативно-правовых актов, включая механизм предупреждения правонарушений и привлечения к юридической ответственности.

2) Неправовые (организационные) – подразумевают под собой текущую деятельность по обеспечению функционирования государственного аппарата органов законодательной, исполнительно и судебной власти (информационная, организационная, координационная, финансово-экономическая деятельность, включая планирование, статику, бухучет, кредитование и субсидирование; контроль и документооборот, и т.п.).

Исследованные формы реализации функций государства не существуют отдельно друг от друга, а взаимообуславливают друг друга. Так, полагаем, что связь двух групп форм осуществления функций государства проявляется в следующем:

- неправовые формы осуществления функций государства следуют до правовых форм (так, принятию закона предшествует сбор информации, анализ ситуации, обсуждение концепции и т.п.);

- неправовые формы могу закрепляться в текстах нормативных правовых актов, т.е. находить реализацию путем правовых форм осуществления функций государства (например, закон о бюджете принимается на основании финансового плана);

- правовые формы осуществления функций государства в большинстве случаев не могут быть реализованы без различных организационных мероприятий (кадровая работа, осуществление проверок и т.п.).

Таким образом, при реализации государственных функций правовые и неправовые формы сочетаются между собой, взаимодействуют, взаимообеспечивают и дополняют друг друга.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Александров Н.Г. Сущность социалистического государства и права. - М.: Знание, 1969. -107с.
  2. Байтин М.И. О формах осуществления функций социалистического государства // Ученые записки СЮИ. – 1969. - Вып . №18.- С. 223-269.
  3. Бухтерева М.А. Формы реализации функций государства: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: Академия управления МВД РФ, 2002. – 278с.
  4. Беляева Ю.Н. О социальных функциях государства // Журнал российского права. - 2016. - № 1. - С. 99-106.
  5. Бычкова Е.И., Сунцова Е.А., Волчанская А.Н., Правкин С.А. Теория государства и права. Курс лекций: учебное пособие / под ред. А.М. Багмета. - М.: Закон и право, 2015. С.198
  6. Васильев Ф.П. Современное толкование о формах и методах исполнения функции государства // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2015. № 3 (5). С. 473-476.
  7. Грачев Н. И. Сущность государства // Вестник Саратовской государственной юридической Академии. 2017. № 4. С.81
  8. Желонкин А.Д. К вопросу о понятии и классификации функций современного российского государства//Правовая политика и правовая жизнь. 2016. № 1. С. 124-128.
  9. Жихарева Р. Е. Реализация правоохранительной функции государства в сфере экономики: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. С.79
  10. Жимиров В. Н., Тищенко А. Г., Колокольцев В. А. Некоторые теоретические вопросы классификации функций современного государства // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 1.
  11. Жимиров В.Н. Современное государство: к вопросу об основных функциях// Мир политики и социологии. 2015. №9. С.42
  12. Захаров А.В. Влияние глобализации на функции современного государства // Юридический мир. 2016. № 11. С. 46-48.
  13. Захаров А.В. Функции государства и отражение в них борьбы с современными глобальными экологическими вызовами человечеству// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 1 (105). С. 240-247
  14. Илларионов А.С. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 2008. № 10. С. 48-51.
  15. Кожевников В. В., Коженевский В. Б., Рыбаков В. А. Теория государства и права. М., 2017. С.337
  16. Кондратов А.И. Направления внешнеполитической деятельности государства// Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2010. № 1 (240). С. 48-54.
  17. Концепция правозащитной политики в Российской Федерации (проект) / под ред. А.В. Малько. Саратов, 2013. С.13
  18. Морозова Л.А. К вопросу об идеологической функции государства // Власть и право: сборник научных трудов по материалам Общероссийской научно-практической конференции. 12-14 октября 2012 г. – Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. С. 80
  19. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник – 2-е изд. - М.: Юристъ. 2015. С.212
  20. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2017. С.123
  21. Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. М., 2012.
  22. Пожарский Д.В. Охранительная функция государства: проблемы классификационной и понятийной идентичности// Вестник Владимирского юридического института. 2010. № 4 (17). С. 140-143.
  23. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для вузов. М.:Проспект. 2014. С.54
  24. Салицкий А. Вызовы глобализации и проблемы полупериферийных стран // МЭиМО. 2012. № 22. С. 15-19.
  25. Степаненко Д.М. Правотворческая форма реализации инновационной функции государства // Российская юстиция. - 2018. - № 4. - С.2-5.
  26. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов . - М., 2015. С.94
  27. Самощенко И.С. Правовые формы осуществления функций советского государства: О научном единстве проблем общей теории права и трудового права // Труды: О научном единстве проблем общей теории права и трудового права. Труды ВЮЗИ. - М.: РИО ВЮЗИ, 1978, Т. 56. - С. 20-28
  28. Тонков Е.Е. Юридические формы государственной деятельности и функции государства: проблемы соотношения // Государственная власть и местное самоуправление . - 2010. - № 1. - С. 3-7.
  29. Теория государства и права / под ред. О. В. Мартышина. М., 2017. С.156
  30. Теория государства и права: учебник для вузов. 2-е изд. / под ред. Р.А.Ромашова. СПб. 2015. С.56
  31. Федоринова Е.А. Об особенностях изучения функций государства в рамках учебной дисциплины «теория государства и права» // Актуальные проблемы теории и истории государства и права труды кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России. Санкт-Петербургский университет МВД РФ. - 2017. - С. 155-168.
  32. Шарифзода С.Ш. Теоретические аспекты понятия и разграничения внутренних и внешних функций государства// Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 3-6. С. 135-141.
  33. Хажироков В.А. Особенности реализации правоохранительной функции российского государства в условиях глобализации // Философия права. 2016. № 3 (76). С. 24-28.