Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (основы работы судебной власти в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-повышенные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи: наличие высшего юридического образования, стаж по юридической профессии, обладание высокими моральными качествами; суд решает дела в соответствии с законом и правовым сознанием и внутренним убеждением; деятельность суда обеспечивает господство права.

К специфическим признакам судебной власти профессор Скуратова Ю.И. относит:

-исключительность судебной власти: правосудие не может осуществляться каким- либо другим органом кроме суда ни при каких условиях; присвоение полномочий суда другими органами рассматривается как наиболее опасная форма посягательства на правопорядок и конституционный строй;

-особый статус и режим деятельности судей: обязательные условия занятия должности судьи; особенность режима определяется конституционными принципами — независимостью судей и подчинением их только закону, несменяемостью и неприкосновенностью судей;

-особая система контроля за деятельностью судов: контроль за законностью судебных решений и соблюдением судами процедуры их принятия.

Некоторые создатели справедливо подчеркивают, что судебная власть «… осуществляется от имени государства специальными государственными органами - судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме».

Даже все это различие взглядов и подходов к определению соответствующих для судебной власти признаков и черт, большая часть из них сходились в том, что судебная власть делается лишь судебными органами и в строго процессуальной форме.

Вывод: Судебная власть является одной из веток государственной власти, а субъектом, эту власть осуществляющим, является система судебных органов, которая обладает возможностью повлиять на происходящие в обществе процессы. Она считается разновидностью государственной власти вровень с законодательной и исполнительной, а ее органы владеют определенной самостоятельностью. Принцип самостоятельности органов судебной российские власти проявляется в независимости судей, подчиняющихся только закону и Конституции Россия. Суды РФ в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ, осуществляющими государственную власть в нашей стране.

Функции государственной власти на основе принципа разделения властей распределяются между тремя ветвями власти, обладающие самостоятельностью, а также имеют взаимное равновесие. Обязательство использовать законы и другие законодательные акты говорит нам о взаимности судов с законодательной и исполнительной властью. Судебная власть имеет право отменить законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, если они являются незаконными, противоречащими Конституции РФ.


Вынося судебные решения и приговоры судебная власть обладает полной самостоятельностью, но обязанностью реализации этих решений лежит на исполнительной власти. Благодаря тому, что у граждан имеется возможность обжаловать в суде действия должностных лиц и органов исполнительной власти, судебная власть противоборствует противозаконным действиям этой власти.

Глава 2. Судебная система в России и принципы ее деятельности

2.1. Судебная система России и ее взаимодействие с другими ветвями власти.

Существует два типа судов в Российской Федерации: суды субъектов Российской Федерации и федеральные суды.

Существует всего два типа федеральных судов:

Конституционный суд РФ. В Российской Федерации существует Конституционный суд РФ как орган судебной власти, который считается главным в государстве. Представители данного суда способны отменять или пропускать законы, давать толкование нормам Конституции, а также проверять федеральные законы на соответствие основному закону страны.

Конституционный суд, таким образом, является органом конституционного контроля. Он в самостоятельной и независимой форме реализует возможности, порученные ему законом. Он выступает в роли арбитра: его представители способны разрешать споры между федеральными и региональными органами. Данный суд обладает возможностью на законотворческую инициативу в рамках своей профессиональной деятельности.

В состав Конституционного суда входят 19 высококвалифицированных судей. В пост их определяет верхняя палата Федерального Собрания. Оптимальные кандидатуры Совету предлагает глава государства. Возможности изучаемой судебной инстанции не могут ограничиваться сроками. При всем этом какие-то некоторые судьи могут уходить с работы либо сниматься с поста.

В данный орган судебной власти, как Конституционный суд, должны входить только лучшие представители судебной системы. Таким образом, к претендентам на пост судьи данной инстанции предъявляются соответствующие условия: возраст не менее 40 лет; идеальная во всем репутация; наличие высшего образования по направлению «юриспруденция» и подходящий стаж работы не менее 15 лет. При этом сам суд реализует работу в двух направлениях: пленарное заседание; заседание палат. Жеребьевкой определяется состав палат. В заседании пленарного типа участвуют все судьи: здесь рассматриваются вопросы по модернизации работы инстанции, решаются вопросы законотворческого процесса и т. д. В палатах устанавливаются конкретные темы деятельности: толкование Конституции, рассмотрение законопроектов и т. д.


Суды общей юрисдикции. Суды общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд РФ, который является высшим органом Российской Федерации и производит контроль над Гражданским и Военным судами.

Согласно статье 126 российской Конституции, это основной орган в судебной системе общей юрисдикции. В полномочия Верховного суда входят: ведение судебного контроля над судами общей юрисдикции, рассмотрение самых сложных уголовных, административных и гражданских дел, которые имеют подсудность судам общей юрисдикции, изучение судебной практики и анализ статистики.

Верховный суд — высший орган судебной власти. Данное, возможно отметить, заключительная также весьма существенная инстанция во всей системе общей юрисдикции - системе, работающей непосредственно с российскими гражданами. Стоит подробнее рассказать про структуру Верховного суда.

Структуру верховной судебной инстанции составляют следующие органы:

- Пленум.

- Президиум.

- Кассационная коллегия.

Судебные коллегии по делам гражданского, уголовного и военного типа. В Пленуме всем руководит председатель, назначаемый на должность Советом федерации. Там решаются вопросы по обобщению судебной практики, модернизации целой работы судебной инстанции, осуществляется законотворческий процесс и т. д. Президиум же занимается более конкретными наиболее определенными типами работы. Это рассмотрение новых судебных дел, анализ судебной практики, контрольно-надзорная деятельность за нижестоящими инстанциями и т. д.

В кассационной коллегии дела решаются повторно, то есть в качестве второй инстанции. Все остальные коллегии занимаются профессиональной деятельностью в пределах своих полномочий.

Структуру верховной судебной инстанции составляют следующие органы: Пленум. Президиум. Кассационная коллегия. Судебные коллегии по делам гражданского, уголовного и военного типа. Чем занимается пленум? Тут всем управляет глава, который назначается на пост Советом федерации. На пленуме решаются вопросы по обобщению судебной практики, усовершенствования всей работе судебной инстанции, производится законотворческий процесс и т. Д. Президиум же занимается больше определенными видами работе. Это рассмотрение новых судебных дел, изучение судебной практики, контрольно-контрольная деятельность за нижестоящими инстанциями и т. д. Повторно решаются дела в кассационной коллегии, т.е. в качестве второй инстанции. Все остальные коллегии занимаются профессиональной деятельностью в рамках своих полномочий.


В районном суде работают судьи, в обязанности которых входит: заслушивание дел; избрание санкций; рассмотрение ходатайств; выдача приговоров и т. д. Решение районных судов как органов судебной власти и судебной системы могут быть переданы в Верховный суд как в инстанцию кассационного или апелляционного типа. В отношении мировых судей они могут быть вторыми звеньями.

Юрисдикция суда военного типа прописана в ФКЗ № 1 «О военных судах». Полномочия военных судов:

- Рассмотрение дел о преступлениях, совершаемых военными российских Вооруженных сил, солдатами-срочниками, контрактниками, представителями офицерского состава, сержантами, мичманами, матросами и т. д.

- Рассмотрение правонарушений в системе гражданского судопроизводства. Речь идет о конфликтах между военнослужащими и российским Министерством обороны.

Изучая этот суд можно подчеркнуть, что сам военный суд входит в систему общей юрисдикции. Подчиняется он Верховному суду России; и является его частью.

Имеется два вида военных судов: флотские, гарнизонные, окружные и прочие. Все они являются судами первого звена. Если же говорить о второй, кассационной инстанции, то стоит отметить военную коллегию Верховного суда РФ.

Суды субъектов федерации:

Конституционные суды субъектов.

В их зону ответственности входит анализ соотношения законов субъекта и других его нормативных правовых актов конституции проекта РФ.

Мировые суды.

Занимаются рассмотрением административных, уголовных и гражданских дел, в качестве суда первой инстанции.

Мировые судьи считаются самыми низкими инстанциями. Мировой судья осуществляет свои полномочия единолично. Занимается он рассмотрением незначительных гражданских дел. Закон указывает на полномочия: уголовные дела о преступлениях, наказание за которые не может превышать три года; дела о выдаче приказов судебного типа; дела о расторжении брака, но при условии, что у супругов отсутствуют дети; дела о разделе имущества, сумма которого не превышает 50 тыс. рублей; дела по некоторым имущественным спорам, стоимость предмета которых все так же не превышает 50 тыс. рублей; дела об установлении или лишении отцовства или материнства.

На нормах Конституции и ФЗ производится взаимоотношение судебной и законодательной власти в последующем направлении:

Законодательная власть принимает нормативные и не нормативные правовые акты по которым работает судебная власть так как определены полномочия, компетенция и структура. Законодательная власть не имеет права лишить полномочий судебной власти.


Конституционный, Верховный суд РФ имеют право законодательной инициативы с целью совершенствования действующего законодательства о судебной системе, так как действующее законодательство отстает от реально сложившихся общественных отношений и не учитывает новых субъективных и объективных факторов, влияющих на процесс осуществления деятельности в различных областях, а в отдельных случаях приводит к коллизии правовых норм, либо создает условия для неисполнения или ненадлежащего исполнения закона, что само по себе является отрицательным результатом. Судебная власть способна содействовать принятию законов, действительно необходимых для его нормального функционирования, для выполнения тех задач, которые возложены на нее.

Конституционный суд РФ разрешает споры о компетенции между органами государственной власти и субъектов, между субъектами государственной власти, между высшими государственными органами субъектов федерации.

Конституционный суд по запросам палат федерального собрания, органа в законодательной власти субъектов федерации реализовывает толкование Конституции РФ.

При формировании судебного корпуса участвуют законодательные органы согласно статьи 102 и 128 Конституции РФ.

Отношения судебной власти с исполнительной властью Россия строятся в виде норм контроля и конституционного контроля за актами административных органов со стороны судов общей юрисдикции, Конституционного Суда РФ, а также по запросам Правительства РФ и органов субъектов федерации осуществляется проверка нормативных актов исполнительной власти.

Взаимоотношение судебной и исполнительной власти строится на нормах Конституции и общегосударственного законодательства в следующих направлениях:

Конституционный суд РФ разрешает споры о компетенции между органами государственной власти и субъектов, между субъектами государственной власти, между высшими госструктурами субъектов федерации.

Конституционный суд по запросам Правительства осуществляет толкование Конституции РФ.

Свободная возможность обращаться в суд за защитой от всех действий и бездействий административных органов и суду право приостанавливать действие административных органов до принятия решения.

2.2.Конституционно-правовой статус судей РФ

Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения. Закон описывает, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке возможностями производить правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной базе. Требования и указания судей при осуществлении своих полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц. Проявление неуважения к суду либо судьям, неисполнение условий и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.