Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (основы работы судебной власти в России).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Судебная власть в системе разделения властей
1.1.Сущность принципа разделения властей
1.2. Понятие и характерные черты судебной власти
Глава 2. Судебная система в России и принципы ее деятельности
2.1. Судебная система России и ее взаимодействие с другими ветвями власти.
2.2.Конституционно-правовой статус судей РФ
2.3. Судебная защита прав и свобод личности
Еще можно отметить, что судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, принадлежащие индивиду, как в силу прямого указания Конституции РФ и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления, но не противоречащие закону. Право на судебную защиту, как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим (ст. 15 Конституции РФ) вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации, в связи с чем Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", обязал суды обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина, рекомендовал в ряде случаев непосредственно применять Конституцию РФ, в том числе и при отсутствии федерального закона, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения. Поэтому отсутствие прямых указаний в законе не может служить основанием для отказа в праве на обжалование в суд любых действий и решений, в том числе органов расследования и прокуроров. Учитывая это, Конституционный Суд РФ принял ряд постановлений о не конституционности законов, в которых отсутствует возможность обращения в суд.
В полном соответствии с Пактом о гражданских и политических правах, обязывающим государство обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве, Права, нарушенные судом, не могут быть исключены из объектов судебной защиты. Правовая позиция конституционного Суда РФ, заключающаяся в утверждении, что право на судебную защиту предполагает право на охрану прав и законных интересов не только от произвола законодательной и исполнительной власти, но и от ошибочных решений суда.
Мы знаем, что судебная защита, которые не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах, поскольку ограничение этого права ни при каких условиях не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией РФ целей - защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ещё одной особенностью судебной защиты это воплощение в жизнь конституционного принципа самостоятельности суда от других государственных. Судебная защита продуктивна в защите прав и свобод, да и служит реализационной гарантией обеспечения. В итоге, гражданское судопроизводство является одной из основных конституционных гарантий выполнения гражданских прав.
Установление принципа "общей кляузы", то есть базисной возможности обратиться в суд с жалобой на любое нарушение прав и свобод, означает возможность судебной защиты от незаконно ограничивающих права личности действий самих государственных органов и их должностных лиц и в случае отказа в принятии отнесенных к их компетенции мер по охране, защите и восстановлению ущемленного права. Так, законом предусмотрена возможность для заинтересованного лица обратиться в суд в случае отказа органа исполнительной власти в удовлетворении жалобы на незаконное применение меры административной ответственности, отказа органа расследования возбудить уголовное дело или продолжить его расследование. Присутствие такого рода способности обеспечивает другими властными структурами их обязанностей по защите прав и свобод личности. Гарантированность судебной защиты выполняет роль фактора, гармонизирующего общественные отношения. Принципиальная возможность для каждого гражданина обратиться за защитой в суд - есть средство охраны его прав не только от уже реальных, но и от возможных нарушений. В связи с этим судебная защита в науке рассматривается как правоотношение между государством, с одной стороны, и личностью - с другой, в котором принципиальному праву личности на соблюдение и защиту его прав и свобод корреспондирует принципиальная же обязанность государства предоставить ему эту защиту. Данный подход судебной защиты имеет вещественный характер, так как права личности обеспечиваются нормами материального права и предусмотренными им способами (ст. 11-16 ГК РФ).
В качестве судебной защиты может рассматриваться как отдельное судебное действие - постановление приговора, принятие мер обеспечения иска, применение или отмена меры пресечения, вынесение частного определения, так и в целом деятельность суда по уголовному или гражданскому делу, а также деятельность всей судебной системы. Выполняя различные процессуальные действия - исследуя доказательства, выслушивая показания и объяснения сторон, вынося решение, разрешая заявленные сторонами ходатайства, суд (судья) защищает права участников судебного разбирательства и обеспечивает им право на личное участие в правосудии, на использование предоставленных для этого полномочий.
Право на судебную защиту не исчерпывается правом на обращение в суд и включает в себя право на личное участие в отстаивании своих прав и свобод, право требования от суда предоставления защиты, а также право на получение юридической помощи для реализации указанных прав. Вероятность индивидуального роли в отстаивании собственных заинтересованностей - одна из гарантий эффективности судебной защиты и способ ее реализации, а лишение права на личное участие в защите собственного права рассматривается как ограничение права на судебную защиту. Осуществляемую судом деятельность по восстановлению нарушенных преступлением или иным правонарушением прав и свобод человека и гражданина и предупреждению этих нарушений принято называть правосудием, в связи с чем некоторыми авторами допускается отождествление правосудия и судебной защиты.
Основания этому дает Конституция РФ в статье 18. Правосудие и судебная защита непосредственно объединены, судебная защита реализуется в осуществлении правосудия, а правосудие есть способ осуществления судебной защиты, форма ее реализации, однако правосудие судебной защитой не исчерпывается.
Судебная защита - трудное правовое явление, не принадлежащее определенной отрасли права. Заключенная во множестве правовых норм, судебная защита не может быть как правильно понята, если считать ее выражением только положение статьи 46 Конституции РФ - "каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод". Право на судебную защиту гарантирует реализацию прав и свобод людей, пострадавших от преступлений и злоупотреблений властью, которым правительство обеспечивает доступ к правосудию и возмещение нанесенного вреда (ст. 52 Конституции РФ), возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти (ст. 53 Конституции РФ). В рамках судебной защиты реализуется право на получение квалифицированной и грамотой юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ), на обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ). Потому судебную защиту нужно изучать как институт, который включает совокупность вышеприведенных законодательных норм. Только в совокупности они формируют гарантию судебной защиты прав и свобод индивида. Не имея доступа к правосудию, лицо не может реализовать свое право на судебную защиту, а указание на обеспеченность его прав правосудием придает смысл обращению лица в суд за защитой нарушенных прав. В итоге, выясняется, что право на правосудие есть главная гарантия, которая предоставляется гражданину в целях выполнения свобод, а стало быть, и всего того, что соединено с этой реализацией (а именно: защиты личности и имущественных прав и законных интересов); в своей совокупности они образуют одну из сложных частей неприкосновенности личности
2.4. Конституционные принципы деятельности судебной системы
Конституция РФ в ст. 123 закрепила принципы, которые связаны с судебной властью и ее осуществление во всех направлениях, в сфере отправления правосудия.
Правосудие является видом государственной деятельности, которая ориентирована в область рассмотрения, а также дозволение разных общественных инцидентов , которые появляются при несоблюдении разных областей полномочий.
Принципы осуществления судебной власти являются:
-правосудие осуществляется от имени государства;
-судопроизводство производится в гражданской, уголовной, иной сфере, при этом имеет особую, установленную действующим законодательством форму.
Основы правосудия осуществляются из конституционных норм, а также из иных норм, в том числе норм международного права. Никакие органы не могут выполнять функции суда, рассматривая дела различного вида судопроизводства.
Осуществления правосудия только судом выступает в качестве особой главной гарантии соблюдения законности, при этом охраняются права и законные интересы граждан и организаций. Его выражение можно найти в ч. 2 и 3 ст. 118 Конституции РФ. При этом рамки осуществления правосудия устанавливаются и иными нормами действующего законодательства.
Значимым принципом судопроизводства считается доступность. При этом рассмотрение по делам производится в открытой форме, помимо тех которые предусмотрены нормами действующего законодательства.
Конституция РФ предусматривает установление слушания дела, которое предусмотрено в закрытом заседании.
В качестве целей деятельности суда устанавливается охрана прав и свобод, различного рода сведений, составляющих какую-либо тайну. При этом разбирательство в суде должно быть открытым, закрыть его можно только по мотивированному постановлению суда, например, если в ходе судебного заседания будут оглашаться какие-либо сведения, представляющие собой охраняемую законом тайну. Закрытые судебные заседания по половым преступлениям, если разглашаются интимные сведения одной из участвующих сторон.
На судебном заседании возможна публика, представители СМИ, кроме закрытых судебных заседаний. Слушание по делу ведется с соблюдением абсолютно всех законов, предусмотренных действующим законодательством, в том числе публично провозглашается приговор или решение суда.
Конституция РФ особо указывает на правила производства при осуществлении заочного разбирательства по уголовным делам, в тех случаях, которые предусмотрены действующим процессуальным законодательством. Явка подсудимого в любом случае в суд очень важна, без него не может быть постановлен приговор, здесь не допускается заочное участие. Настоящее законодательство учитывает вероятность рассмотрения определенных категорий дел без участия подсудимого, например, если он находится за границей, тем самым уклоняясь от явки в суд. Это возможно только в самых редких случаях и только по категории дел, за которые не назначаются наказания в виде лишения свободы, подсудимый также сам может ходатайствовать о производстве по уголовному делу в его отсутствие, но, тем не менее, суд может признать явку подсудимого обязательной.
Конституция РФ устанавливает принципы, которые действуют в рамках судебного процесса, действуют основы состязательности и равноправия сторон. Реализация реальных принципов является принципиальным условием отправления правосудия, гарантом выполнения норм работающего законодательства, что содействует формированию законодательного страны.
Вывод: Концепция судебных органов является совокупностью всех судов, действующих в РФ, согласно требованиям Конституции РФ, связанная общими принципами организации и деятельности судов и построенная с учетом особенностей построения государства, с учетом административного, территориального и федеративного устройства. Судебные органы, руководствуются общим материальным и процессуальным законодательством и обладают соответствующей компетенцией.
Но судебные учреждения в основном преследуют немало важную задачу, а именно, осуществления правосудия, их можно подразделить на три независимых системы: систему общих судов, в том числе, включая, также, военные суды в форме подсистемы; арбитражные суды; конституционную юстицию, в лице Конституционного Суда РФ на федеральном уровне.
Действующее федеральное законодательство, регламентирующее деятельность судебной власти, подразделяет судебные органы по территориальному признаку их действия.
Судебные органы разделяются согласно аспектам: федеральные суды, суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специальные суды; суды субъектов Федерации - конституционные (уставные) суды, мировые судьи.
Заключение
Основой организации действия государственной власти в качестве независимой государственной власти зафиксированы в РФ на самом высоком уровне. Этому свидетельствует о признании ее значения и потенциала, ее значимости также возможности, оригинальной значимости страны также сообщества. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Одной из задач демократизации нашего общества была объявлена мысль сотворения законодательного страны, в каком судебная власть, обязана стать одним из принципиальных э структур государственной власти вместе с законодательной и исполнительной. Если бы не было судебной власти, правовое государство не могло выполнять функции охраны правопорядка, защиты прав и свобода граждан, признание государством ценности судебной власти, принятие идеи о самостоятельности последней означает, что государство признает необходимость самоограничения власти.