Файл: Прекращение участия в предпринимательской деятельности посредством его продажи (Сущность малого и среднего бизнеса в мировой экономике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Роль малого и среднего предпринимательства в экономике огромна. Оно является неким связующим звеном между участниками рыночной системы, создавая единое экономическое пространство, образуя, можно сказать, фундамент.[6] И одним из главенствующих факторов развития малого и среднего предпринимательства является поддержка со стороны государства. В основном, господдержка означает предоставление следующих льготных условий: облегчённое кредитование; снижение налогообложение; льготы на аренду площадей; субсидии со стороны государства; устранение или снижение административных барьеров для начинающих предпринимателей; повышение квалификации за государственный счёт.

Институт малого и среднего предпринимательства можно без сомнения назвать основным, особенно для лидирующих по развитию стран. Он занимает значительную долю в структуре ВВП этих государств, при этом предоставляя решение всевозможных политических, экономических и социальных проблем, а также обеспечивая экономически активное население рабочими местами, формируя средний класс. В развитых странах институту малого и среднего предпринимательства оказывается множественная материальная и организационная поддержка. В результате, государство получает достаточно весомые бюджетные поступления, что безусловно положительно влияет на экономическую функциональность, а также на уровень жизни населения.

Роль малых и средних предприятий в развитии стран, состоящих в Евросоюзе

Малые и средние предприятия часто называют основой европейской экономики, обеспечивающей потенциальный источник рабочих мест, стабильный экономический рост, расширение инноваций и продвижение социальной интеграции. МСП представляют более 90 % всех предприятий, зарегистрированных на территории Евросоюза. За последние пять лет они создали около 85 % новых рабочих мест, а также обеспечили примерно две трети населения рабочими местами. Действующий председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер, говоря о малых и средних предприятиях, выразился следующим образом: «Новые рабочие места, экономический рост и приток инвестиций вернутся в страны Европы только в том случае, если будет создана система правильного регулирования бизнес-среды, которая будет благоприятствовать предпринимательству. Мы не должны губить инновационную деятельность и развитие конкурентной среды слишком жёсткими и подробными правилами, особенно когда речь идёт о малых и средних предприятиях. Мы должны освободить их от излишне обременительного регулирования». Подобные высказывания действующих главных лиц ЕС лишний раз подчёркивают всю серьёзность, с которой относятся к МСП в Евросоюзе. Комиссия призвана содействовать развитию предпринимательства и улучшению среды для малых и средних предприятий, тем самым позволяя им в полной мере реализовать свой потенциал в современной мировой экономике.[7]


Повышенное внимание к вопросам регулирования малого и среднего бизнеса в странах Европейского союза уделяется уже в течение достаточно долгого периода. Ещё в 1993 году Европейская комиссия опубликовала «Белую книгу», где институт малого и среднего предпринимательства расценивается как главный гарант малой безработицы и продвинутой системы социального обеспечения.[8]

Для более глубокого понимания роли малых и средних предприятий в мировой хозяйственной системе нужно внятно и отчётливо выявить их суть и критерии, по которым предпринимательская деятельность к ним относится. В отличие от других предприятий в ЕС, МСП получают особую поддержку в рамках различных схем государственного содействия, научно-инновационных программ, гарантий по займам. В связи с этим различные формы МСП (малые, средние и микро –) должны быть обусловлены на основе экономической справедливости, юридической защищённости предприятий и простоты применения администрациями стран–членов ЕС. Перед этим стоит заметить, что различные страны имеют разные критерии отнесения, что весьма осложняет международные сопоставления.

Таким образом, например, в США понятием «малый бизнес» по факту именуются как малые, так и средние формы хозяйствования, то есть с общим числом сотрудников до 500.[9] В то же время европейские страны для обозначения некрупного бизнеса, включая микропредприятия, используют термин «малое и среднее предпринимательство». Одним из важнейших критериев оценки компании является численность, что применимо для США и Евросоюза. Данный параметр предоставляет возможность произвести быстрый и наглядный анализ в отраслевом, межотраслевом и международном аспектах для определения максимально результативных путей поддержки малого и среднего бизнеса, а также при отборе компаний, которые имеют право получить доступ к системе мер господдержки.[10]

В глоссарии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приводятся следующие определения: предприятия, под руководством которых находятся до 10 человек обозначаются как весьма малые, от 10 до 49 человек – как малые, от 50 до 249 человек – как средние и свыше 500 человек – как крупные.[11] Если же обращаться к статистике ЕС, то категория «малое и среднее предпринимательство» содержит в себе три вида хозяйств: микро, малые и средние.


Классификация малого и среднего предпринимательства, действующая и по сей день в странах Евросоюза, была составлена и утверждена в документе под названием «Рекомендации по определению МСП» от 6 мая 2003 года. При этом стоит обратить внимание, что не все государства, состоящие в Европейском союзе, классифицируют малые и средние предприятия полностю по европейским стандартам. Таким образом, например, Испания полностью следует стандарту, в то время как в Португалии предприятие входит в категорию малого и среднего бизнеса имея численность сотрудников до 500, что ровно в два раза больше, чем указанно в рекомендации ЕС. Дополнительно в качестве примера можно привести Люксембург, где к основным критериям Евросоюза добавляется список профессий, которые относятся к малому и среднему бизнесу, указанный в документе под названием «règlement grand-ducal».[12] Наиболее значимыми же численными характеристиками предприятия являются количество рабочих, общий годовой объем продаж и итог годового баланса (Таблица 1.).

Таблица 1.

Характеристики, определяющие тип предприятия в ЕС[13]

Категория компании

Сотрудники

Годовой оборот

или

Годовой итог баланса

Микропредприятия

1 - 9

0 - 2 млн. евро

или

0 - 2 млн. евро

Малые предприятия

10 - 49

2 - 10 млн. евро

или

2 - 10 млн. евро

Средние предприятия

50 - 249

10 - 50 млн. евро

или

10 - 43 млн. евро

Для наглядности, так выглядят численные характеристики для определения МСП, составленные Всемирным банком:

Таблица 2.

Характеристики, определяющие тип предприятия, изданные Всемирным банком[14]

Категория компании

Сотрудники

Сумма активов

или

Годовой объем продаж

Микропредприятия

1 - 9

0 - 100 тыс. $

или

0 - 100 тыс. $

Малые предприятия

10 - 49

100 тыс. $ - 3 млн. $

или

100 тыс. $ - 3 млн. $

Средние предприятия

50 - 300

3 млн. $ - 15 млн. $

или

3 млн. $ - 15 млн. $


Как видно в Таблице 2, критерий по численности сотрудников в ЕС несильно отличаются от мирового стандарта. В части финансовых критериев можно заметить, что на территории союза предприятие имеет возможность гораздо дольше относиться к сектору МСП вплоть до годового оборота в 50 миллионов евро. Это также даёт возможность гораздо дольше иметь право участия в различных государственных программах поддержки, а также рассчитывать на более лояльное отношение со стороны правительственных структур.

Итак, чтобы действующую компанию можно было классифицировать по стандартам ЕС как малый, средний бизнес или микропредприятие, нужно соответствовать следующим критериям:

1) Чтобы компания могла классифицироваться как малый и средний бизнес, у неё обязательно должно быть необходимое количество сотрудников, а также предприятие должно удовлетворять одному из финансовых критериев, то есть либо годовому обороту, либо годовому итогу баланса (Таблица 1). Вычисляя уровень соответствия данным критериям, необходимо принимать в расчёт сопоставимые данные по компаниям или группам компаний, имеющим долю в предприятии 25% или более.

2) Обязательным условием является независимость. Другими словами, это значит, что только менее 25% активов предприятия или его решающих голосов могут находиться в собственности другой компании, которая само не вписывается в определение МСП. Есть случаи, когда данный порог может быть превышен:

  • если вложенный капитал является собственностью государственным инвестиционным компаниям, предоставляющим венчурный капитал, государственным корпорациям или институциональным инвесторам. Условием же является то, что они не должны осуществлять контроль ни в индивидуальном, ни в совместном порядке;
  • если обладаемый компанией капитал поделён таким образом, что не представляется возможным определить его реальных держателей, и при этом само предприятие сделало заявление, что оно имеет законные основания утверждать, что его активы не принадлежат другой компании или компаниям, выходящим за рамки определения малого и среднего предпринимательства, на 25% и более.

Когда при подсчёте определяется уровень годового оборота и баланса берётся уровень, достигнутый в последний официальный учётный период, то есть за 12 месяцев. Для компании, которая только начинает свою деятельность, ещё не прошедшей необходимый период, уровень финансовых порогов устанавливается по достоверным оценкам, производимым в течение всего финансового года. Если на момент итогового определения финансовых показателей бизнес не добирает до необходимых показателей количества сотрудников или значение годового оборота или превосходит их, то в этом случае приобретение или потеря статуса МСП случается только при том условии, если подобное происходит в течение двух финансовых лет подряд.[15] Данные критерии отнесения предприятия к сектору МСП были приняты всеми странами-членами и действуют по сей день, не претерпев каких-либо значимых изменений.


Как говорилось ранее, сектор МСП является одним из самых главных для экономики ЕС. Малые и средние предприятие занимают собой более 99% от общего числа европейских компаний (Таблица 1.2.3). По количеству же предприятий с большим отрывом лидируют микропредприятия с показателем 91,1%. Такие показатели впечатляют, но все же, однако, самые малые предприятия при таком разрыве обеспечивают лишь 29,4% процента рабочих мест.

В отличие от неравномерного распределения количества предприятий, занятость в трёх категориях и их вклад в условиях добавленной стоимости в целом равны.

Таблица 3

Показатели МСП и крупных предприятий в ЕС, их добавленная стоимость и рабочие места за 2018 год[16]

Микро-

Малые

Средние

Все МСП

Крупные

Все предприятия

Количество предприятий

Количество

22,830,944

1,420,693

231,857

24,483,494

46,547

24,530,050

%

93,1%

5,8%

0,9%

99,8%

0,2%

100,0%

Добавленная стоимость

Стоимость в евро, € (млрд.)

1,525.6

1,292.1

1,343.0

4,160.7

3,167.9

7,328.1

%

20,8%

17,6%

18,3%

56,8%

43,2%

100,0%

Рабочие места

Количество

44,012,107

28,582,254

24,201,840

96,796,201

47,933,208

144,729,409

%

29,4%

20,0%

17,0%

66,4%

33,6%

100,0%

Такое большое количество малых и средних предприятий распределено по европейским странам неравномерно. В среднем на 1000 жителей в Евросоюзе приходится 57 предприятий, относящихся к МСП (Рисунок 1). Наименьший показатель наблюдается в Румынии и Дании со значением 29 и 34 соответственно. Самое большое количество же наблюдается в Чехии, там этот показатель равен 115. Такой большой разброс отражает ряд различных факторов таких как промышленная структура, экономическая среда и государственная политика относительно малых и средних предприятий, поощряющая самостоятельную занятость.