Файл: Прекращение участия в предпринимательской деятельности посредством его продажи (Сущность малого и среднего бизнеса в мировой экономике).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятия и особенности функционирования предпринимательства в России
Роль малых и средних предприятий в развитии стран, состоящих в Евросоюзе
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Основные причины продажи бизнеса
2.3. Продажа бизнеса как способ прекращения предпринимательской деятельности
Введение
Актуальность исследования. Современный уровень развития экономики позволяет использовать разнообразные инвестиционные и финансовые механизмы для сохранения и приумножения капитала.
Значимость малого и среднего предпринимательства (МСП) и его роль в становлении и развитии экономики какой бы то ни было страны недооценить достаточно трудно. С уверенностью можно сказать, что сектор малого и среднего предпринимательства является важнейшим стратегическим ресурсом каждого государства. Внушительная часть доходов практически каждой страны складывается именно за счёт института МСП, поэтому правительство каждого государства должно быть заинтересовано в поддержке и развитии данного сектора экономики.
В подавляющем большинстве стран, в особенности развитых, предприятия малого и среднего размера являются незаменимой частью рыночной экономики. Данные предприятия осуществляют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как поддержание безмонопольной конкурентной среды, создание атмосферы, благоприятствующей развитию инноваций, и, конечно же, обеспечение значительной части экономически активного населения страны рабочими местами (порой до 50 – 70 %), что лишний раз доказывает, что институт МСП является одним из основных столпов демократического, устойчивого, активно развивающегося общества. В сложившихся на сегодня условиях государство вместе с крупными корпорациями не может обойтись без малых форм хозяйствования, но в то же время субъектам МСП также требуется благоприятное отношение со стороны структур государства и более крупных фирм. Исходя из этого, можно сказать, что малые и средние предприятия наряду с государственными органами и крупными предприятиями взаимно и органично дополняют друг друга.
МСП также в свою очередь является важным инструментом регулирования отношений отдельных секторов и сфер экономики, а также групп населения. Также хотелось бы заметить, что поддерживая малое и среднее предпринимательство государство решает целый ряд ключевых проблем, относящихся к качеству жизни населения, при этом обеспечивая бюджет главным образом меньшим государственным структурам, где более крупные предприятия в основном не зарегистрированы. Малый и средний бизнес способствует повышению социальной ответственности предприятий, экономической инициативы и осведомлённости граждан во многом благодаря тому, что он в наибольшей степени имеет ориентацию на конкретные нужды людей, проживающих в области локального рынка базирования. Конкуренция, создаваемая благодаря множеству малых предприятий, является обязательным условием их стабильного развития в рыночной экономике, сдерживает бесконечный рост цен на услуги и товары, стимулирует предпринимателей, так же крупных, улучшать качество своей продукции и заниматься инновацией.
Часто перед инвесторами или бизнесменами стоит выбор – создать «с нуля» свое предприятие или купить действующее предприятие, на базе которого развиваться дальше. Оба варианта имеют свои преимущества, но при этом рынок купли-продажи действующего бизнеса растет с каждым годом. Смена собственников предприятий становится все более частым явлением в российском бизнесе. Переход права собственности на такой специфичный товар, как предприятие, происходит примерно раз в 3–7 лет жизни каждого.
Хотя история купли-продажи предприятий в России насчитывает пока не более десяти лет, эксперты бизнеса уже прослеживают в этом процессе определенные закономерности.
Целью исследования является изучение прекращения участия в предпринимательской деятельности посредством его продажи.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и особенности функционирования предпринимательства в России;
- определить основные причины продажи бизнеса;
- исследовать продажу бизнеса как способ прекращения предпринимательской деятельсности.
Объект исследования - общественные отношения по прекращению предпринимательской деятельности. Предметом исследования служит прекращения участия в предпринимательской деятельности посредством его продажи.
Методы исследования. В соответствии с конкретными задачами на разных этапах исследования использованы такие методы, как системно-структурный, структурно-функциональный, синергетический, аналогии, анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретному, индукции и дедукции, интерпретации.
Информационной базой исследования является Конституция Российской Федерации (в ред. 21 июля 2014 г.), Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 29 июля 2017 г.), Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 18 июля 2017 г г.) и (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от в ред. от 29 июля 2017 г.), , иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации в сфере налогообложения.
Глава 1. Понятия и особенности функционирования предпринимательства в России
Развитие малого и среднего бизнеса практически во все исторические периоды являлась основой экономического развития и благосостояния каждого государства. На современном же этапе развития человечества, в эпоху глобализации, роль малого и среднего предпринимательства стала наиболее значима. Более прочих этому поспособствовало относительно недавно сформировавшееся постиндустриальное общество, которое в корне изменило социально-экономические функции данного типа предприятий. Институт МСП становится незаменимой, неотъемлемой частью современного устройства общественного воспроизводственного процесса, отсутствие которого не позволит в полной мере обеспечить стабильное результативное социально-экономическое общественное развитие, рост эффективности производства компаний, а также необходимый рост инноваций.
Предпринимательство[1] – это тип ведения бизнеса, основывающийся на инновационном поведении его владельца предприятия. Собственник должен обладать широким мышлением, который базируется на его интеллектуальном капитале. Малый и средний сектор предпринимательства является не только источником средств к существованию, но и способом для людей раскрыть свои творческие и интеллектуальные возможности. Предпринимательская деятельность – это деятельность физического или юридического лица, которая тесно сопряжена с особым риском, основанная на идее, главной задачей которой является получение как можно большей прибыли от предприятия за счёт производства и сбыта товаров, а также выполнения всевозможных видов работ и оказания различных видов услуг, учитывающая социальную, экологическую составляющую хозяйственной деятельности физического или юридического лица.[2]
Под малым или средним же предпринимательством понимается все вышеуказанное, только к определению добавляется обязательное соблюдение норм законодательства и соответствие установленным критериям отнесения к малому предпринимательству, таким как уставный капитал, величина активов, оборот предприятия, прибыль, долговая нагрузка и численность персонала, которые каждое государство принимает самостоятельно.
Суммируя опыт различных государств в классификации малых и средних предприятий можно отразить следующие факторы, по которым делятся компании:
1. По объёму деятельности. Данные численные критерии отнесения предприятия к институту МСП указаны выше, к ним относятся количество работников, годовой оборот и т.д.
2. По разновидности экономической деятельности МСП. Сюда входят: сельское хозяйство (включая охоту, рыболовство, лесное хозяйство и т.д.), добыча полезных ископаемых, промышленность, строительство, торговля, сфера услуг (рестораны, гостиницы, транспортные перевозки, образовательные, связь и т.д.), финансовая деятельность, операции с недвижимостью.
3. По виду организационно-правовой формы: юридические лица, физические лица, государственные унитарные предприятия.[3]
Если ориентироваться на опыт главенствующих экономических государств, то можно заключить что развитие малого и среднего предпринимательства обеспечивает повышение экономических показателей государства в целом, что безусловно создаёт благоприятные условия развития внутри страны для всех компаний, включая более крупные предприятия, а также ведет к увеличению уровня жизни, проживающих в государстве людей. Развитие МСП также является одним из главных условий формирования стабильной конкурентной среды, а также способствует образованию гибкой смешанной экономики, которая сочетает в себе различные формы собственности и модели ведения хозяйства. Именно малые и средние предприятия в состоянии решать проблемы реформирования экономики и обеспечения рынка потребительских товаров в условиях ограниченности финансовых ресурсов, при этом не нуждаясь в больших начальных инвестициях. Стабильное развитие малого и среднего бизнеса обеспечивает ряд присущих ему преимуществ. Прежде всего, стоит отметить его гибкость и мобильность по сравнению с крупными предприятиями, что позволяет малым и средним предприятиям оперативно отслеживать изменяющиеся настроения рынка и с необходимой скоростью адаптироваться к быстро меняющейся рыночной обстановке. Так происходит потому, что в отличие от крупных корпораций, для более малых владельцев их предприятие является чуть ли не единственным средством к существованию и, что немало важно, самым важным способом самовыражения.
В минувшее десятилетие малый и средний бизнес стал все активнее внедряться в различные инновационные процессы. Помимо прочего, МСП активно благоприятствует формированию среднего класса, который в свою очередь составляет весомую долю экономически активного населения в системе мирового хозяйствования. Именно благодаря повышению функционала малого и среднего бизнеса связано повышение его значимости в экономике наиболее развитых европейских стран.
Следует упомянуть некоторые качества, которые тем или иным образом присущи малому и среднему бизнесу по всему миру, включая страны Евросоюза:
- неделимость в правах собственности и непосредственным управлением бизнесом. Обычно владелец осуществляет самостоятельное управление практически всех бизнес-процессами, проходящими на предприятии. Таким образом собственник подвергает себя повышенному риску и несёт всю ответственность не только за инвестирование капитала, но и за принятие решений;
- ясность, проходящих в компании процессов, являющаяся результатом малого размера предприятия, которая позволяет собственнику быть осведомлённым обо всем, что происходит на производстве;
- более тёплые отношения владельца с поставщиками-партнёрами и клиентами компании, а также зачастую несущие неформальный характер отношения с подчинёнными;
- более локальные рынки сбыта. Таким образом, малые и средние предприятия становятся не в состоянии оказывать значительное влияние на рыночное ценообразование и на объем товара, который реализуется в данной области, что вынуждает их подстраиваться под внешнюю среду;[4]
- семейный характер управления делом. Имеется ввиду то, что в более малых формах хозяйствования базовый капитал в основном состоит из семейных сбережений, бизнес передаётся по наследству, а сотрудниками зачастую являются родственники собственника, в то время как в крупных корпорациях необходимые средства формируются благодаря крупным инвесторам и финансовым биржам.
Основными же потребителями продукции и услуг, производимыми малыми и средними предприятиями, становятся жители, живущие поблизости, например, в соседних городах или населённых пунктах. Однако, зачастую главными клиентами для малых предприятий становятся частные крупные компании, структуры государства, либо же торгово-посреднические организации.
МСП в современной мировой экономике можно расценивать не только как традиционную предпринимательскую деятельность, направленную на получение максимальной прибыли при помощи производства, торговли товарами или оказания услуг. Малое и среднее предпринимательство существует как самостоятельный экономический сектор, который несёт социальную и экономическую ответственность, но что более важно, располагает огромным инновационно–производственным и экспортоориентированным потенциалом.
Освоение зарубежных рынков сбыта малые и средние предприятия производят как самостоятельно, так и вступая во взаимодействие с крупными корпорациями в роли субподрядчиков в соответствии с контрактами. Вследствие многообразия форм существования, субъекты малого и среднего бизнеса существенно содействуют развитию мировой торговли. В качестве доказательства этого можно привести вполне конкретные примеры участия МСП во внешнеэкономической деятельности. Таким образом, например, в Японии доля участия малых и средних предприятий в экспорте составляет 50 % от общего объёма. Италия же входит в разряд стран верхнего эшелона, где доля участия МСП в экспорте около 65 %. Также стоит заметить в Италии наряду с Францией экспортная доля малых и средних предприятий в обрабатывающей промышленности занимает почти столько же, сколько и экспортная доля крупных предприятий. Для наглядности в пример можно привести одну из стран с переходной экономикой: Южную Корею. В ней доля МСП в экспорте составляет 40 % от общего объёма.[5]