Файл: Прекращение участия в предпринимательской деятельности посредством его продажи (Сущность малого и среднего бизнеса в мировой экономике).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятия и особенности функционирования предпринимательства в России
Роль малых и средних предприятий в развитии стран, состоящих в Евросоюзе
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Основные причины продажи бизнеса
2.3. Продажа бизнеса как способ прекращения предпринимательской деятельности
Рисунок 1 – Количество МСП на 1000 жителей в странах Евросоюза в 2018 году[17]
Таким образом, имея на руках данные показатели трудно спорить с тем, что малые и средние предприятия являются основой экономики Евросоюза. Именно от их развития зависит будущее ЕС, и именно поэтому данный сектор экономики более прочих нуждается в государственной поддержке, обеспечивающей благоприятную экономическую среду для роста МСП.
Глава 2. Продажа предпринимателем своего бизнеса как форма прекращения предпринимательСкой деятельности
2.1. Общая характеристика предприятия
Объектом исследования работы выступает структура капитала Общества с ограниченной ответственностью «Лента». ООО «Лента» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, действующим законодательством РФ и другими иностранными кодексами.
ООО «Лента» основана в 1993 году и сегодня Компания - первая по величине сеть гипермаркетов и четвертая среди крупнейших розничных сетей России. В управлении «Ленты» находится 231 гипермаркет в 83 городах по всех стране и 97 супермаркетов в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и Центральном регионе с общей торговой площадью 1 382 477 кв. м. Средняя площадь одного гипермаркета «Лента» составляет около 5 600 кв.м., средняя площадь супермаркета - 900 кв.м. Компания оперирует семью собственными распределительными центрами.
Основными направлениями деятельности компании являются:
- осуществление розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами;
- организация оптовой торговли, посреднической и коммерческой деятельности;
- организация прямых связей с предприятиями-поставщиками продукции;
- участие в проведении выставок, аукционов и других мероприятий.
«Лента» развивает несколько форматов гипермаркетов с низкими ценами, которые отличаются ценовoй и мaркетинговой политикой, а также ассортиментом товаров местных производителей.
Компания использует три формата гипермаркетов:
1) «стандартный», торговая площадь которого составляет около 7 000 кв.м. (меньше, чем у большинства западноевропейских гипермаркетов) и 23 800 единиц складского учета (SKU);
2) «компактный», с торговой площадью около 5 000 кв. м. и 20 300 единиц складского учета (SKU);
3) «суперкомпактный», с торговой площадью 3 000 кв. м. и 15 000 единиц складского учета (SKU).
В 2017 году «Лента» открыла 51 гипермаркет (с учетом закрывшихся), таким образом доведя их общее количество до 191 на конец года, что сделало «Ленту» неоспоримым лидером по занятой торговой площади среди крупнейших розничных сетей России (рис. 1).
Рисунок 1 – Структура рынка розничных сетей в суммарной торговой площади гипермаркетов (по данным агентства INFOline на 31 декабря 2017г.)
По итогам 2017 года компания перевыполнила первоначальный план органического роста путем открытия не менее 40 гипермаркетов и пересмотренный прогноз по открытию не менее 50 гипермаркетов к концу года. В это число вошли 11 магазинов в Санкт-Петербурге, приобретенных в рамках покупки продуктового розничного бизнеса Kesko в России - крупнейшей сделки в истории «Ленты». Магазины Kesko были интегрированы в «Ленту» и вновь открыты под ее брендом всего за шесть дней.
В результате открытия новых магазинов размер дополнительной торговой площади гипермаркетов (с учетом закрывшихся) составил 250 991 кв.м, что выше значений 2016 года для данного формата на 29,6%. За последние года размер торговой площади гипермаркетов в городах присутствия увеличился примерно на 140%, из которых более 50% роста пришлось на Санкт-Петербург и почти 70% на Москву.
Будучи первоначально стратегическим дополнением к гипермаркетам, супермаркеты утвердились в качестве одного из основных и набирающих все большую важность форматов для «Ленты». Они располагаются в шаговой доступности в спальных районах Москвы, Санкт-Петербурга и других вышеперечисленных городах присутствия и предназначены для обслуживания повседневных потребностей покупателей. Такое расположение магазинов по месту жительства покупателей позволяет компании расширять свою долю на рынках розничной торговли местного уровня, где открытие гипермаркетов не представляется целесообразным. В 2017 г. компания увеличила число новых супермаркетов в 2 раза.
Средний размер торговой площади супермаркетов «Ленты» составляет примерно 900 кв. м. Магазины данного формата демонстрируют высокие показатели продаж на квадратный метр: в 2017 г. рост сопоставимых продаж составил 5,5%, а сопоставимого трафика - 1,9%. Рост сопоставимого чека составил 3,5%. В 2017 году «Лента» открыла 17 супермаркетов - рекордный показатель, - доведя их общее количество до 49. Благодаря открытию этих магазинов компания превысила собственные первоначальные прогнозные показатели, согласно которым число супермаркетов должно увеличиться не менее чем в два раза по сравнению с 2016 годом. Прирост торговой площади в формате супермаркетов составил 12 774 кв. м. - 38,1 %. Операционные показатели ООО «Лента» приведены в Приложении 5 в табличной форме.
В компании создана собственная логистическая служба, которая призвана обеспечить надежность поставок и сократить расходы на логистику. В зоне компетенции логистической службы «Ленты» находятся управление заказами, управление запасами и внутренними перемещениями товаров, а также управление собственными и привлеченными складами. Также «Лента» пользуется услугами по перевозке и экспедированию грузов в Санкт-Петербурге и регионах.
ООО «Лента» входит в число крупнейших игроков продуктового ритейла в России. Общество занимает пятое место в десятке крупнейших продовольственных ритейлов страны по общему объему продаж за 2016 год. в соответствии с публично доступной информацией. На рисунке 2 приведен рейтинг крупнейших продовольственных российских ритейлов на 2017 год.[18]
Рисунок 2 - Рейтинг крупнейших по выручке продовольственных ритейлов в России
Отличительная черта компании состоит в том, что это не просто западный формат, адаптированный для российского рынка, а проект «tailor made», что в переводе означает «сшитый по индивидуальной мерке», сделанный именно для российского рынка. Его основная идея заключается в снижении затрат на складские помещения за счет размещения части товарных запасов в торговом зале. Современные технологии организации товародвижения позволяют достичь экономии, что в свою очередь дает возможность снижать цены без потери прибыли.
Сегодня постоянными покупателями «Ленты» являются более 6 млн. человек, и это число растет с каждым днем. По состоянию на 31 декабря 2017 года компания имеет более 10,5 миллионов активных держателей карт лояльности. Около 93% всех продаж в магазинах «Ленты» в 2017 г. были осуществлены с использованием таких карт.
Органами управления общества является собрание акционеров, правление и дирекция. Генеральным директором с 2013 года является Ян Дюннинг. До прихода в Компанию занимал должность операционного директора Metro Cash & Carry Россия, затем работал в качестве генерального директора Metro Cash & Carry Украина. За шесть лет работы в российском подразделении компании Metro обеспечил рост бизнеса с четырех до 48 торговых центров. За последние 25 лет в его послужном списке целый ряд должностей в различных подразделениях компаний розничной торговли, в том числе руководящие должности в сферах операционного управления, развития, продаж, маркетинга, закупок и финансов.
Компания имеет линейно-функциональную структуру. Высшим руководящим органом является совет директоров, которому непосредственно подчиняются главный бухгалтер, директор по производству и закупкам, директор по продажам, начальник службы маркетинга. Анализируя структуру управления можно сделать вывод, что вертикальные связи, соединяющие уровни управления организации, служат каналами передачи распределительной и отчетной информации. Наличие горизонтальных связей, делающие фирму более устойчивой к возникающим изменениям во внутренней и внешней среде, помогает улучшить процесс обмена информацией между структурными подразделениями. По состоянию на 30 июня 2017 г. штат компании составлял 40 400 человек, которые являются ее главной ценностью.
Уставный капитал ООО "Лента" принадлежит ООО "Лента-2" (100%). Участниками ООО "Лента-2" являются Zoronvo Holdings Ltd (99%), и Lenta Ltd (1%). Величина уставного капитала Общества составляет 1 271 715 тыс. руб. Структура уставного капитала наглядно представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Структура уставного капитала ООО "Лента"
Отдельного внимания заслуживает Lenta Ltd, которая является в свою очередь материнской компанией ООО "Лента". Lenta LTD была зарегистрирована в качестве акционерного общества в соответствии с законодательством Британских Виргинских островов 16 июля 2003 года. Крупнейшими акционерами Lenta Ltd являются TPG Capital, Европейский банк реконструкции и развития и VTB Capital 35 Private Equity, которые придерживаются высоких стандартов корпоративного управления. С марта 2014 года ее акции котируются на Лондонской фондовой бирже и Московской бирже под торговым кодом «LNTA» в форме глобальных депозитарных расписок.
Отражением успеха ООО "Лента" считается ее рыночная капитализация, характеризующая прирост суммарной стоимости собственного капитала компании. Динамика рыночной капитализации компании представлена ниже (рис. 4).
Рисунок 4 - Рыночная капитализация ООО «Лента» в период с 2014 по 2017гг.
Долгосрочная цель «Ленты» - стать одной из трех крупнейших мальтиформатных сетей розничной торговли продовольственными товарами в России. Кроме того, компания нацелена на сохранение позиций крупнейшего игрока в сегменте гипермаркетов в России по размеру суммарной торговой площади и объему совокупных продаж. В планах – дальнейшее активное развитие собственной логистической инфраструктуры, поддерживающей рост торговой сети.
2.2. Основные причины продажи бизнеса
Смена собственников предприятий становится все более частым явлением в российском бизнесе. Переход права собственности на такой специфичный товар, как предприятие, происходит примерно раз в 3–7 лет жизни каждого бизнеса (речь идет о полной смене собственника). Рассмотрим пример на продажи сетей магазинов К-Руока, К-раута гипермаркетам «Лента».
Сеть насчитывает 11 магазинов в Петербурге и Ленобласти (общей торговой площадью около 49,2 тыс. м2), ее оборот по РСБУ в 2015 году составил 7,7 млрд рублей.
Переговоры с Kesko о покупке сети "К–руока" вели многие ретейлеры, в числе которых "Магнит" и "Ашан". "Но "Лента" перебила цену, предложив на 20% больше, чем остальные.
Участники рынка указывали, что основная причина — неэффективность сети. "Из всей сети только два магазина показывают рост сопоставимой выручки, остальные несут убыток.[19].
В экономической плоскости лежат причины множества решений о продаже бизнеса.
Например, если речь идет о предприятиях нерентабельных, убыточных, загнивающих или как минимум взявших устойчивый курс на банкротство. Объективно причина здесь действительно экономическая, но предпосылки у нее могут быть и субъективные: бизнесмен просто не справляется с потоком проблем, который обрушивает на него собственный бизнес. Тому может способствовать и нехватка финансовых ресурсов, могут свою роль сыграть и неумение работать с кадрами, просчеты в организационном плане. Ведь профессиональных управленцев в бизнесе до недавнего времени фактически не было: их просто не готовили российские вузы.
Главные моменты, на которые особенно важно обратить внимание при продаже бизнеса, выглядят очень просто. Вопервых, необходимо найти, по крайней мере, нескольких потенциальных покупателей. Вовторых, как можно точнее определить и подготовить обоснование стоимости компании. Втретьих, правильно структурировать сделку.
Однако несоблюдение этих правил встречается очень часто и оборачивается для продавца заниженной стоимостью сделки и упущенной выгодой, а для покупателя возможными разочарованиями и прямыми финансовыми потерями.
Любые сделки по слияниям и поглощениям в крупном и среднем бизнесе немыслимы без услуг профессиональных финансовых советников. Но при продаже компаний меньше определенного калибра стоимость услуг советников высокого уровня может превысить возможные выгоды от их привлечения к сделке. Поэтому, как правило, инвестиционно-банковские компании не работают при размере сделок ниже пяти миллионов долларов. В результате собственники менее крупного бизнеса на свой страх и риск начинают решать задачи, за которые никогда в жизни не брались. Навскидку ситуация представляется простой: взять и продать бизнес, который ты пестовал несколько лет. Казалось бы, кто может знать его лучше, чем человек, развивавший компанию с момента ее регистрации. В действительности, как говорят аудиторы, для владельца компании это не рутинная транзакция профессиональные знания, которые необходимы для продажи, невозможно приобрести в процессе развития бизнеса. Существуют три основные сферы знаний, три момента, которые нужно принять во внимание при реализации бизнеса, и они не могут быть компенсированы за счет качества продаваемого актива[20].