Файл: Влияние ТВ и средств массовой̆ информации на школьников.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
По мнению Катерины Николаевны Поливановой, для подростка крайне важна деятельность, внутри которой происходит передача его авторского замысла. Ребенок возвводит свою субъектность как субъектность авторства. Подросток только постольку считается таковым, поскольку он замысливает свое действие, воплощает его в жизнь, получает свой личный продукт, что показывает наличие его собственного плана.
Проектная деятельность осуществляется в ситуациях: во-первых, сотворения чего-либо полностью индивидуального, небывалого, во-вторых, при осуществлении коллективной мысли, захватившей всех. Общение членов коллектива разворачивается вокруг идеи, распределения обязанностей, изменения вида создаваемого продукта. Подобное содержание имеет и интимно-личностное общение подростков, где главным моментом считается рассмотрение процесса выяснения отношений [5].
Новообразованием критической фазы подросткового возраста, считается «чувство взрослости» особенный вид отроческого самосознания. Ощущение взрослости, по определению Даниила Борисовича Эльконина, есть новообразование сознания, сквозь которое подросток ассоциирует себя с другими (взрослыми или сверстниками), находит образцы для усвоения, возводит собственные отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность.
Лидия Ильинична Божович связывает кризис подросткового возраста с появлением в этот этап нового уровня самосознания, свойственной чертой которого считается возникновение у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, которая обладает именно ей присущими качествами. Это порождает у подростка влечение к самоутверждению, самовыражению (т.е. стремление проявлять себя в тех качествах индивида, которые он считает ценными) и самовоспитанию. Депривация обозначенных выше потребностей и формирует основу кризиса подросткового возраста.
Эрик Эриксон, в качестве главного новообразования подросткового возраста определил эго-идентичность личное ощущение непрерывной самотождественности. В любом возрастном периоде человек прямо или косвенно, но постоянно и довольно настойчиво задает вопрос себе и окружающим: "Кто я? Какой я? Зачем я?" [8].
Эрик Эриксон отметил четыре основных типа нарушений в становлении эго-идентичности.
1. Уход от близких взаимоотношений, которые обуславливается страхом потери личной идентичности. Избегание межличностных отношений развивает формализацию, стереотипизацию контактов, недоразвитость средств интимно-личностного общения, изоляцию.
2. Размывание времени. В данном случае подросток обнаруживает невозможность возводить планы на будущее и избегает взросления. Боязнь изменений, неверие в возможность перехода к лучшему осложняются для таких подростков беспокойным предчувствием неизбежности изменений.
3. Размывание способности к продуктивной работе отмечается у подростков, которые избегают вовлеченности. Защищая свою неустойчивую индивидуальность, они опасаются "отдаться" деятельности и вследствие того неуспешны в ней. Данная защита выражается в том, что подросток не имеет возможность отыскать в себе силы для занятия делами и жалуется на неспособность сконцентрировать свое внимание.
4. Отрицательная идентичность - презрительное, агрессивное отношение к занятиям и ценностям, которыми дорожат в семье и ближнем окружении подростка, попытки отыскать идентичность, обратную той, которую предпочитают для своего ребенка ближние [9].
Развитие психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает в себя три основные задачи развития:
- осознание временной протяженности своего «Я», включающей детское прошлое и определяющей представление себя в будущем;
- осознание себя как противоположность родительским образам;
- осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (речь идет о выборе профессии, половой поляризации и идейных установках).
Подростковый возраст, по воззрению Эрика Эриксона, считается этапом самого глубокого кризиса. Три линии становления приводят к нему:
- бурное физическое развитие и половое созревание;
- озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других»;
- необходимость отыскать свое профессиональное призвание, которое отвечает полученным навыкам, индивидуальным способностям и притязаниям социума.
В подростковом кризисе идентичности подросток обязан решить задачи уже пройденных критических моментов становления осознанно и с внутренней убежденностью, что именно такой путь имеет большую значимость для него и для социума.
Ощущение взрослости у подростка проявляется, как правило, в стремлении, чтобы все: и взрослые, и товарищи, относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому человеку. Ощущение взрослости становится главным новообразованием младшего подросткового возраста [1].
Таким образом, подростковый возраст это самый сложный и трудный из всех детских возрастов, который представляет собой этап формирования эго-идентичности. Более того, это самый серьезный этап, потому что в нем утверждаются жизненные позиции и принципы, складываются социальные установки, отношение к себе, к людям, к социуму. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.
Ключевые мотивационные линии поведения этого возрастного этапа, которые связаны с интенсивным влечением к личностному самосовершенствованию, это самопознание, самовыражение и самоутверждение [3].
Для подросткового возраста свойственно попеременное проявление полярных качеств психики:
- целеустремленность и настойчивость смешиваются с импульсивностью и неустойчивостью;
- повышенная самоуверенность и безапелляционность в себе;
- потребность в общении с желанием уединиться;
- романтизм, мечтательность, возвышенность эмоций зачастую уживаются с сухим рационализмом и циничностью, на замену неподдельной нежности, ласковости могут резко приходить черствость, отчужденность, агрессивность и даже жестокость [1].
Татьяна Васильевна Драгунова детально описала содержание ориентаций на взросление в подростковом возрасте: подражание внешним признакам взрослости, социальная зрелость, умственная взрослость [7].
Задача подросткового возраста интегрировать все предыдущие ответы в целостную картину самосознания. В случае если этот процесс происходит, то прежний сравнительно пассивный, преимущественно неосознанный синтез идентификации себя с теми жизненными обстоятельствами, в которые человек попадает не по своему выбору (семья, школа, соседи и т.д.), приобретает качественно иной характер. Именно в данный этап, в подростковом возрасте, вполне вероятно начало осознанного, преднамеренного, креативного строительства себя и своих социальных обстоятельств.
В подростковом возрасте длится процесс создания и развития самосознания ребенка. В отличие от предыдущих возрастных периодов он так же, как и подражание, изменяет собственную ориентацию и становится направленным на понимание человеком своих личностных особенностей.
Таким образом, анализ исследований отечественных и западных психологов показал, что главным содержанием подросткового периода является становление идентичности и развитие самосознания, которые непосредственно связаны с социальным окружением подростков и особенностями воздействия окружающего мира на них.
Далее в работе будет расмотренно воздействие средств массовой информации на подростков.
Глава 2. Характеристика ТВ и СМИ и их влияние на развитие личности подростков
2.1 Характеристика СМИ
Средства массовой информации (СМИ) предполагают собой учреждения, разработанные для открытой, общественной передачи с использованием набора всевозможных сведений хоть каким лицам это сравнительно независимая система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, качествами, формами, способами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве) [4].
К СМИ, в частности, относятся:
1. печатные издания: газеты, журналы, бюллетени, справочники, листовки и маркетинговые щиты;
2. электронные (радио, TV, мировая сеть Интернет, видео- и аудиозаписи, кинематограф);
3. информационные агентства.
Ведущими функциями СМИ считаются:
1. коммуникативная функция общения, налаживания контакта, которая именуется начальной функцией;
2. непосредственно-организаторская (в которой более наглядно имеет место быть роль СМИ как так именуемой "4-ой власти" в обществе);
3. идеологическая (социально - ориентирующая), связанная с намерением оказать основательное воздействие на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их эталоны и влечения, охватывая мотивацию поведенческих актов;
4. культурно-образовательная, заключающаяся, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, принимать участие в пропаганде и распространении в жизни общества больших культурных ценностей, воспитывать людей на идеалах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;
5. рекламно-справочная, связанная с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений различных слоев аудитории (выращивание растений и цветов, путешествия, спорт, рукоделие, нумизматика, выжигание, резьба по дереву и т.д.);
6. рекреативная (развлечения, досуг, снятие напряжения, получение удовольствий).
Отличительные черты СМИ – это:
1. публичность, т.е. нелимитированный круг пользователей;
2. присутствие особых технических устройств, аппаратуры;
3. непостоянный размер аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного внимания к той или иной передаче, сообщению или статье.
2.2 Телевидение
Под TV (телевидение от греч. «вдаль», «далеко» и «видение») понимается:
1. собирательное название ряда областей науки и техники, связанных с передачей и изображения и звука на расстояние;
2. средство массовой аудиовизуальной коммуникации;
3. вид искусства.
Благодаря возможностям приобщения большой аудитории к одновременному восприятию информации телевидение стало невообразимой мощью, важным фактором духовной коммуникации. Зритель доверяет первой информации о том или ином мероприятии и не склонен менять точку зрения. Телевидение приобщило зрителей к миру искусств, науки. Интеллектуальный, творческий уровень программ создает, в частности, эстетическое сознание масс.
Ведущими жанрами телевидения считаются:
репортаж (политический, спортивный, сенсационный и т. д.);
информационные программа;
аналитические программы;
развлекательные программы (в т.ч. выступления, шоу);
кино, телесериалы, анимация;
образовательные и научно-познавательные программы;
игровые программы и др.
Человек XX-XXI века живет в медиатизированном пространстве, которое формирует его новую среду обитания, действительность современной культуры. Средства массовой коммуникации, инновационные технологии — (мультимедиа, аудиовизуальные способы коммуникации, синтезаторы и пр.) проникли во все сферы жизни. Медиа стали главным средством производства современной массовой культуры.
Видеокультура представляет собой сложную информационную структуру, которая включает в себя всевозможные формы телевизионных и видеотехнологий (антенное, кабельное и спутниковое TV, видеофильмы, видеоигры и т.д.), а также некоторые виды современного искусства, базирующиеся на использовании телевизионных технологий. Все формы видеокультуры играют весомую роль в социализации и формировании ценностных структур человека. Общепринятым считается тот факт, что в большинстве государств мира телевидение занимает 1-е место среди всех других СМИ, в следствие этого мы и обратимся именно к телевидению как к репрезентативной модели современного медиа, и проанализируем кое-какие его особенности, наиболее тесно связанные с формированием эстетических представлений и ценностей.
В российской научной литературе данная проблема разработана явно недостаточно, что во многом связано со сменой культурной парадигмы. В то же время, в зарубежной научной литературе эта проблема освещена значительно полнее, ей посвящены специальные научные издания. Тем не менее, в 90-х гг. минувшего века появился ряд фундаментальных исследований, которые посвящены анализу взаимосвязи культуры и СМИ.
Современными западными исследователями телевидения выделяются следующие основные проблемы и аспекты этого СМИ: