Файл: Влияние ТВ и средств массовой̆ информации на школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исследование детей показывают, что поначалу их работа носит информационно-коммуникативный характер. Сначала мотив – желание получить новую, не слишком полную и полезную информацию. Затем – потребность в общении со сверстниками. Интернет привлекает их богатством красок.

Глобальная Сеть уже давно стала повседневной частью жизни. Между тем, ученые, психологи, педагоги и медики до сих пор дискутируют о пользе Интернета.

Интернет зависимости, очень актуальная проблема современного мира. Иногда Интернет зависимость сравнивают с наркотиками и используют такой термин как Интернет-зависимость.

Интернет-зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти [9].

Проводя время за мониторами компьютеров, школьники часто впадают в настоящую зависимость от этих забав. О даном факте можно судить хотя бы по количеству игровых компьютерных клубов и их большому рейтингу, они заполнены в любое время суток. Зависимость достигает такой невероятной силы что, в поисках денег на клуб, некоторые подростки идут на разбой, грабеж, продажу своего имущества и имущества родителей. А руководит ими непреодолимое желание вновь оказаться в виртуальной реальности. Это происходит потому, что уровень современных игр настолько высок, что подросток, играя, попадает в другую реальность. Компьютерная графика способна на время игры полностью заменить реальность. Большинство современных игр являются сетевыми или оснащены подобием «искусственного интеллекта», что в совокупности с реалистической графикой позволяет вызвать в процессе игры увлеченность, выброс адреналина, состояние виртуала, получить острые, яркие впечатления. Известно, что при создании компьютерных игр, разработки сюжетов и графики, работают не столько программисты, сколько психологи, которые отлично знают, как заинтересовать и привлечь пользователя. В итоге виртуальная игра  это результат объединения новейших информационных технологий и достижений в психологии, позволяющий вызывать у человека сильную зависимость.

Таким образом, игры становятся новым наркотиком. Наибольший рейтинг набирают компьютерные игры, которые основаны на агрессивности и преступности: что наказуемо в реальности, то достаточно доступно в виртуальном мире.   Нередко игры приводят к насилию, массовым жертвам, безнаказанности, вседозволенности. Бытует мнение, что пусть уж лучше подростки стреляют в виртуальных злодеев и друг в друга в виртуальном мире, избавляясь от злости и агрессивности, проявляя эти качества в виртуальности, а не в реальности. Однако, ученые считают, что ситуация здесь диаметрально противоположная: попадая в зависимость от компьютерных игр с их привлекательностью, вседозволенностью, ненаказуемостью, подростки теряют чувство реальности и начинают переводить сюжеты и действия игр на реальную жизнь. В правоохранительных органах уже появилась формулировка «убийство на основе компьютерной игры». И это страшно, это показывает, что виртуальные игры негативно влияют на неокрепшую подростковую психику, вызывая ее нарушения, дивиантное поведение [1].


Другая проблема, которая связана с зависимостью подростков от социальных сетей, например «В контакте»,  это потребность в виртуальном общении и виртуальном признании.

Дело в том, что постепенно пользователи начинают предпочитать виртуальное общение реальному, этому способствую чаты, социальные сети, форумы, блоги. Подвержены этому обычно замкнутые, одинокие люди, к большому сожалению, которые не думают о том, что виртуальное общение не может заменить реального,  оно не обязано его заменять, а только лишь дополнять.  Всемирная информационная сеть открывает доступ не только к полезной и интересной информации, но и к такой, которой необходимо бы быть запрещенной, например, информация интимного содержания. В Интернете возможно легко найти сайты, где в свободном доступе расположены видеоматериалы с разной порнографией. Но к сожалению, найти разработчиков сайтов почти невозможно, даже для государственных спецслужб, так как эти «специалисты» регистрируют сайты на несуществующие  лица.

Наиболее яркими являются проблемы со здоровьем, прежде всего, нарушения осанки и зрения. Зачастую возникают боль и онемение пальцев и правой руки. Появилось название симптома – «рука, которая держит мышь». При работе с клавиатурой руки бывают постоянно согнуты в локтях, кисти находятся в напряжении. Когда кисть очень долго неподвижна и напряжена, кровообращение нарушается, и снабжение тканей кислородом замедляется. Возможно сжимание нерва, а также отек. В результате возможно возниковение боли, особенно ночью и рано утром, в пальцах ощущается покалывание или онемение.   Анализируя общение подростков в социальных сетях, например «В контакте», можно обнаружить объединение подростков в группы, объединенные общей темой «Я ненавижу учителей». В таких группах подростки выражают свое мнение о школе, в целом, и об учителях, в частности. В итоге, для подростка интернет дает такие отрицательные моменты как:

- интернет вызывает зависимость;

- отнимает много времени;

- виртуальная жизнь в   социальных сетях заменяет реальную;

- возникновение физических и психических проблем.

Глава 3. Социологический анализ влияния ТВ и СМИ на формирование личности подростка села Краснотуранск, Красноярского края, анкетирование подростков

В июне 2019 года мы с коллегами провели анкетирование подростков Краснотуранской СОШ с целью определения влияния на них СМИ, Интернета, изучили уровень информированности обучающихся о молодежных субкультурах. В анкетировании участвовали 100 подростков в возрасте от 13 до 15 лет. Были получены следующие результаты:


1. Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?

А) Находиться дома, перед телевизором или в интернете – 47%;

Б) С друзьями на улице – 36%;

В) Спорт, секции, кружки – 17%.

2. Какие СМИ вы чаще всего используете?

А) Интернет – 65%;

Б) Телевидение – 20%;

В) Радио – 3%;

Г) Периодическая печать (газеты, журналы) – 12%.

3. Какие СМИ вы используете при выполнении домашнего задания?

А) Интернет – 78%;

Б) Газеты, книги – 22%.

4. Какие телепередачи предпочитаете смотреть?

А) Развлекательные – 40%;

Б) Познавательные – 13%;

В) Сериалы – 45%;

Г) Вообще не смотрю ТВ – 2%.

5. Можешь ли ты обойтись без интернета?

А) Да, могу – 10%;

Б) Могу, но с трудом – 30%;

В) Нет, не могу – 60%.

6. Какое количество времени вы проводите за компьютером?

А) 1-3 часа – 16%;

Б) 3-5 часов – 35%;

В) 5-7 часов – 29%;

Г) Более 7 часов – 19%;

Д) Другое – 1%.

7. Во время пользования интернетом встречалась ли вам информация, негативного влияния на вас?

А) Да, всегда – 37%;

Б) Довольно часто – 40%;

В) Иногда – 20%;

Г) Нет, никогда – 3%.

8. На ваш взгляд, интернет хорошо влияет на вашу духовность?

А) Да – 27%;

Б) Нет – 43%;

В) Не знаю – 30%.

9. Какие молодежные субкультуры Вы знаете?

Скинхеды – 25, Готы – 30, Эмо – 42, Панки – 22, Геймеры – 21, Тамблеры – 4, Вейлеры – 4, Сед БОИ – 1, Хипстеры – 1.

10. Из каких источников Вы больше всего информированы о них?

А) Интернет – 40%;

Б) ТВ – 26%;

В) Друзья – 16%;

Г) Педагоги – 4%;

Д) Пресса – 4%.

11. Относите ли вы себя к какой-нибудь молодежной субкультуре?

А) Да – 17%;

Б) Нет – 83%.

Из результатов анкетирования мы видим, что большая часть наших подростков предпочитают сидеть дома перед телевизором, в интернете (47%). Всего 17% подростков занимаются спортом или в каких-либо секциях. Настораживающие данные о зависимости молодого поколения от интернета просматриваются в вопросе «Могут ли подростки обойтись без интернета», не могут – ответили 60% опрашиваемых, могут с трудом – 30% и могут отказаться всего 10% подростков. При этом информацию негативного содержания в интернете встречают практически всегда 37%, и иногда с ней встречаются 20% подростков.

Таким образом, откуда молодежи взять тот положительный потенциал, который требуется для их духовно-нравственного развития и становления. На какой идеал им опереться и равняться, если среди телепередач подростки предпочитают смотреть телесериалы (45%) или развлекательные программы (40%) и всего (13%) смотрят познавательные программы. Среди молодежных субкультур респонденты больше информированы о деструктивных субкультурах (скенхедах, готах, эмо, панках, геймерах). И чаще всего информацию о данных субкультурах они узнают из интернета (40%) и ТВ (26%).


Результаты анкетирования доказывают, что воздействие СМИ на подростков достаточно существенное. Подростки – это такая социальная группа краснотуранского сообщества, которая сильно поддается воздействию СМИ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа посвящена изучению влияния ТВ и СМИ на подростков – проблеме, актуальность которой остается очень высокой на протяжении последнего десятилетия.

В рамках исследования были выявлены виды и функции средств массовой информации.

Многочисленные психолого-педагогические и социологические исследования показывают всё возрастающую роль СМИ в жизни общества. Значение масс-медиа в жизни подростка не меньше, а может быть даже и больше, чем в жизни взрослого человека. Из этого следует вывод, что ТВ и СМИ для современного школьника стали важнейшим источником информации о мире, в котором он живет.

Проведенное исследование показало, что телевидение и средства массовой информации могут воздействовать на развитие подростка как положительно, так и отрицательно, но отрицательных сторон, к сожалению, намного больше.

Положительные стороны:

    • расширение рамок общения, стирается фактор расстояния, а также люди объединяются  по-интересам, где обмениваются ценной  информацией;
    • открытый доступ к  ценной информации;
    • интернет является самым универсальным средством коммуника-ции, сочетающим возможность пересылки любых видов информации в форме электронной почты, форумов, конференций, досок объявлений, рассылок;
    • общения в реальном режиме времени (чаты, социальные сети и др.);
    • возможность безименного представления в сети дает возможность создавать новый образ себя, основанный на своих мечтах или идеальных представлениях.

Наряду с положительным влиянием на социализацию подростков существует и отрицательное влияние:

    • вызывают зависимость;
    • отнимает много времени;
  • виртуальная жизнь в социальных сетях заменяет реальную;
  • возникновение физических, психических проблем.

На основе всего, вышеизложенного, можно прийти к выводу, что Интернет, как социальный институт, оказывает достаточно противоречивое влияние на социализацию подростков. Если ребенок не может самостоятельно правильно определить цели и задачи в работе с Интернетом, то необходимо прийти на помощь таким социальным институтам как: семья и школа.