Файл: Влияние ТВ и средств массовой̆ информации на школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В середине XX столетия в мире началось бурное развитие информационных технологий, которое заложило основу формирования общества совершенно нового типа – информационного. Наше существование без телевидения, без интернет технологий (мобильные устройства, компьютеры и прочие гаджеты) уже не мыслимо, они глубоко проникли во все сферы нашей жизни. Современные дети родились и растут в мире, где компьютеры и другие гаджеты такая же привычная вещь, как телевидение и электричество. Средства массовой информации (телевидение, Интернет, радио, пресса) формируют мировоззрение людей и их ценности. Наиболее ощутимое и целедостижимое воздействие СМИ оказывают на детей, подростков, молодых людей как наиболее восприимчивых потребителей информации. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья - 50%, СМИ - 30%, школа - 10%, улица -10%. Нельзя отрицать факт положительного воздействия свободного доступа к неограниченным информационным ресурсам, в первую очередь, к большому числу телевизионных каналов, разнообразным печатным изданиям, а также открытый доступ к Интернету (в т.ч. с помощью мобильного телефона). Через средства массовой информации современный человек получает возможность:

  • расширить кругозор, повысить уровень культуры;
  • быть в курсе происходящих событий во всех уголках земного шара;
  • быть информированным в сфере политики, экономики, культуры и т.д.;
  • познакомиться с разными точками зрения на проблемы общественного развития;
  • расширить контакты для общения.

Такой большой информационный и образовательный потенциал СМИ можно использовать как для самообразования, так и в школьном и дополнительном обучении.

С другой стороны можно отметить растущее влияние компонентов, которые негативно сказываются на формировании школьников: искажение представления о действительности, недостоверная или заведомо неполная информация, Интернет-зависимость, игромания, передачи, содержащие сценой насилия, информация порнографического содержания и т.д.

Данная проблема отличается достаточной научной разработанностью.

Психолог Миланского университета Э. Бароло отмечал, что «информация, поступающая в сознание в виде зримых образов, непосредственно и без критического анализа просачивается в самые потайные уголки нашей психики».

Большое значение для понимания роли СМИ в жизни общества имеют работы таким исследователей как Аванесов Г.А., Алексеев А.И., Бабаев ММ., Вицин С.Е., Габиани А.А., Долгова АИ., Жалинский А.Э., Карпец И.И., Кержнер М.Ю., Кузнецов Н.Ф., Кудрявцев В.Н., Миньковский Г.М., Михайловский И.Б., Наумкин Ю.В., Ратинов АР., Савюк Л.К., Чернявский B.C., Шавгулидзе Т.Г.. В специальной сфере интересные суждения и эмпирические высказывания имеются также в работах таким исследоватлей как Босхолов С.С, Ефремов Г.Х., Иншаков СМ., Кондрашков Н.Н., Лежава Г.Ш., Майоров Н.И., Ошеров М.С., Рябыкин Ф.П., Томин В.Т., Юцкова Е.М., Ярош Г.М. и др.


Особый интерес вызывает работа академика Новикова А.М., который выражает обеспокоенность опасностью, подвергающую психику молодых поколений телезрителей. Он полагает воздействие СМИ на психику человека по силе равным взрыву атомной бомбы и ставит вопрос об ответственности за негативные последствия информатизации. Анализ влияния телевидения на подростков представлен в работах Рогозянского М.Э., Мудрик А., Зазнобиной Л.С., Золотова Е.А., Сидорова А., Фёдоров А. В.

Проблема влияния средств массовой информации на формирование личности ребёнка вызывает интерес у представителей различных профессий и общественных деятелей:

  • Врачи и психологи отмечают негативные последствия для психики подрастающего поколения и физического здоровья ребёнка (ухудшение зрения, раздражительность, агрессивность, влечение к алкоголю, рост вредных привычек, расстройство психики и т.д.). Детские психиатры и психологи в настоящее время считают, что основными болезнями детей и подростков в XXI веке будут болезни от ТВ и компьютера;
  • Воспитатели и педагоги отмечают, что у детей и подростков под влиянием СМИ нарушаются навыки чтения, так как дети, получая готовую информацию из СМИ меньше читают книг, познавательных журналов, употребление ненормативной лексики в СМИ ведёт к её использовании в повседневной жизни, обедняется лексика, ослабляется и умение межличностного общения: вместо игр и бесед со сверстниками, общения с родителями, ребёнок часами просиживает у телевизора;
  • Представители религиозных концессий сходятся в том, что «….СМИ сегодня пропагандируют культ насилия, жестокости и безнравственности»;
  • Представители правопорядка отмечают проблему влияния СМИ на криминальную мотивацию несовершеннолетних.

Заинтересовавшись данной проблемой, я выбрала тему курсовой, т.к. убеждена, что в настоящее время средства массовой информации оказывают огромное психологическое влияние на сознание и формирование личности. Работая со школьниками, я вижу, что большинство из них злоупотребляет СМИ, что негативно влияет на их развитие.

Исходя из вышесказанного, представляется,  что  выбранная  тема  для  исследования  является  значимой  и  актуальной.  

Цель исследования: проанализировать  степень  влияния ТВ и  средств массовой информации на формирование личности школьников с помощью методов психологического исследования.

Объект исследования: психологические аспекты в формировании личности подростков посредством ТВ и СМИ.


Предмет исследования: влияние ТВ и СМИ на формирование личности подростков.

По ходу работы решались такие задачи, как:

  • изучить влияние ТВ и СМИ на формирование личности подростка;
  • определить положительные и отрицательные моменты в развитии личности подростка под воздействием ТВ и СМИ.
  • провести социологический анализ влияния ТВ и СМИ на формирование личности подростка села Краснотуранск, Красноярского края.

Гипотезой исследования является предположение о том, что воздействие ТВ и СМИ на процесс воспитания подростка может быть, как положительным так и отрицательным.

Ход и методы исследования состояли из нескольких этапов. Первоначально изучались статьи соответствующие тематике работы, научно-психологическая литература, анализировалось современное российское законодательство. 

Был проведён анализ программ центрального телевидения, на степень содержания информации, которая может оказать негативное влияние на неокрепшую психику подростков. Составлены вопросы для социологического опроса, который проводился среди разных возрастных групп–подростков и их родителей. Помогали проводить опрос мои коллеги.

Глава 1. Психологическая характеристика личности современного подростка

Стадию становления человека от 10 до 15 лет в психологии обычно именуют подростковым, а еще - переходным, трудным, критическим возрастом [9].

В лингвистическом смысле слова «подросток», происходящего от латинского глагола (adolescere - вырастать, созревать), содержится квинтэссенция особенностей развития ребенка, устремленного к приобретению социальной зрелости, нахождению собственного пространства в жизни.

В подростковом возрасте происходит расширение жизненного пространства ребенка как в географическом смысле, так и в смысле расширения социального окружения.

Подростковый возраст считается особым и отличным от других возрастов. Это самый тяжелый и сложный возрастной период, представляющий собой этап развития индивида. К тому же, это самый ответственный период, потому что в нем формируются основы нравственности, складываются общественные установки, отношение к себе, к людям, к социуму. Кроме того, в представленном возрасте стабилизируются черты характера и главные формы межличностного поведения. Ключевые мотивационные линии данного возрастного периода, связанные с интенсивным влечением к личному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.


Подростковый возраст выделяется большой самостоятельностью, рассудительностью, ответственностью, но появляются и отрицательные изменения в поведении: грубость, нетерпимость, неправильная самооценка, отчуждение. Отчуждение возникает в тот момент, когда подросток не видит путей реализации своих интересов и ожиданий.

Э.Эриксон отмечает этот возраст, «...появлением чувства неповторимости, индивидуальности, идентичности».

Корень «рост» в слове «подросток» особенным образом акцентирует внимание на этой уникальности. Ребенку стоит освоить и перебороть свою телесную ограниченность, множество житейских, культурных, социальных ньюансов, чтобы «подростком» прорваться в мир и к самому себе.

Самая ощутимая модификация жизненного пространства подростка осуществляется во временном измерении. В первый раз появляется будущее как психологический детерминант личности. С возрастом жизненная перспектива увеличивается, и это становится одним из фундаментальнейших фактов развития индивида. У личности строится жизненный план. Структурируя временную перспективу, этот план учитывает не только идеальные цели и ценности, но и их осуществимость. Ситуация подростка особенна, потому что ему приходится структурировать временную перспективу, которая выросла и ему неизвестна.

Подросток находится в положении маргинальной личности  личности, которая относится к двум культурам. Он больше не хочет относиться к сообществу детей и одновременно осознает, что он еще не взрослый. Как говорит К. Левин, характерными чертами поведения маргинальной личности являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам [2].

Для полноценной диагностики личности подростка, на наш взгляд, необходимо использовать "Типологию направленности подростков" Давида Иосифовича Фельдштейна.

1. Первый образ направленности характеризуется позитивным отношением к социуму и к себе.

В первом случае (к обществу) гуманистическая направленность смешивается с альтруистической акцентуацией, тут для подростков огромную роль играет социум, интересы других людей (коллективистическая направленность). Однако при подобной направленности в современных условиях часто происходит конкретное обесценивание человеком себя, которое ведет к негативному отношению к себе, к хроническим изменениям индивида и депрессивному состоянию.


Во втором - гуманистическая направленность содержит индивидуалистическую акцентуацию. Для такого подростка принципиально признание социумом его индивидуальной значимости, незаменимости.

2. У второго образа преобладает эгоистическая направленность, которая проявляется в позитивном отношении к себе и негативном - к социуму. Два подтипа соединяют в себе эту направленность соответственно с индивидуалистической и эгоцентрической акцентуацией. В последнем случае у подростков появляется резко негативное отношение к социуму, которое сочетается с умеренным отношением к себе.

3. К третьему образу Давид Иосифович относит подростков с депрессивной направленностью, которые всецело обесценивают себя и умеренно относятся к социуму.

4. Четвертый образ индивида характеризуется суицидальной направленностью: для подростка ни он сам, ни общество не имеют практически никакой значимости.

Оригинальность социальной ситуации становления личности подростка заключается в том, что он включается в свежую систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками, занимая новое место в социуме, осуществляя новые функции.

По сопоставлению с более младшим школьником подросток обязан налаживать контакт не с одним, а со многими преподавателями, принимать во внимание особенности их личности и притязаний (иногда противоречивых). Все вышесказанное определяет совсем другую позицию по отношению к преподавателям и воспитателям, подросток как бы эмансипируется от непосредственного воздействия взрослых, становясь более автономным.

Весомые перемены в социальной ситуации становления подростка связаны с той ролью, которую выполняет в данный этап коллектив обучающихся. Подростки начинают заниматься различными видами общественно-полезной деятельности, что значимо расширяет сферу их социального общения, способности усвоения общественных ценностей, формирования моральных качеств индивида. Как раз таки в коллективе складываются важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков: ощущение долга, коллективизма, приятельства. Несмотря на то, что учение остается для него главнейшим видом деятельности, немаловажные новообразования в психике ребенка связаны с общественно-полезной деятельностью [8].

Несмотря на внушительное количество исследований, до сих пор нет единого мнения о ведущей деятельности и главного новообразования этого возраста.

Даниил Борисович Эльконин в качестве основной деятельности определял интимно-личностное общение, Василий Васильевич Давыдов  общественно-значимую деятельность. Исследования Давида Иосифовича Фельдштейна демонстрируют, что личность подростка развивается в системе широкой, разносторонней, социально-признаваемой и социально-одобряемой деятельности.