Файл: Влияние ТВ и средств массовой̆ информации на школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Метод организации звуков и образов.

2. ПриродаTV как мощного экономического и социального института.

3. Взаимоотношение между человеком и мирами, проецируемыми на экране.

В наше время телевидение давно уже перестало быть только средством массовой информации и развлечения. Оно осваивает все новые сферы деятельности, уверенно проникая в науку, и в промышленное производство.

Телевидение помогает сделать процесс обучения более наглядным, зрелищно привлекательным, чувственно насыщенным.

Художественная форма большинства научно-популярных и учебных передач позволяет рассказывать о сложных проблемах науки, техники, литературы и исскуства в занимательной форме.

Для современного подростка СМИ считается источником самой разнообразной информации по интересующим его проблемам.

Телевидение в целом оказывает заметное воздействие на всевозможные аспекты воспитания и просвещения подростков. Всеми своими программами оно прямо или косвенно влияет на формирование их мировоззрения, создает эстетический вкус. Особенно значительную роль в повышении эрудиции играют такие цикловые передачи как «Умники и умницы», «В мире животных», «Что? Где? Когда», и т.д. Ведущие этих передач, как правило, крупные специалисты в своей области.

Серия передач «живая природа» увлекательна не только как источник познания и средство воспитания, но и как художественно-яркое и выразительное зрелище, в котором жизнь различных животных, их 1-ые шаги после рождения, освоение окружающего мира. Борьба с соперниками и врагами, искусно снятые операторами и режиссерами передач, предстают действительно как целый мир, управляемый своими законами, по своему гармоничный и прекрасный. Эстетическое влияние передачи увеличивается и искусно подбираемой музыки российских и иностранных композиторов – классиков. В их творчестве особенно ощутимо появилась связь искусства с красотой природы, в которой они находили темы и сюжеты для собственных произведений. В итоге в более успешных передачах достигается органичный синтез научно-познавательных и художественных, эстетических составляющих, что позволяет в одно и тоже время влиять на ум и на ощущения зрителей.

Пожалуй, еще более широкую аудиторию вот уже в течение нескольких лет прочно удерживает у экранов телевизоров программа «Что? Где? Когда?». Важной особенностью данной программы считается то, что она основана на самых различных формах связи с телезрителями. Вопросы, на которые предстоит ответить команде эрудитов, попадают на телевидение «опережающей обратной связи», т. е. присылаются любым желающим принять участие в игре-конкурсе в качестве представителя команды зрителей. При этом телевизионные сотрудники отбирают наиболее интересные вопросы и связывают с их авторами. Характерным свойством программы « Что? Где? Когда?», как и ряда иных молодежных передач, считается ее чисто зрительная привлекательность, порождаемая импровизационностью, непредсказуемостью финала захватывающего состояния, эмоционально – насыщенной формой организации зрелища с включением музыкальных пауз, интервью с участниками игры и болельщиками. Тем более важно то влияние , которое оно оказывает на молодежную зрительную аудиторию, так же как и программа «Умники и умницы», сказывающиеся в пробуждении нтереса к решению трудных познавательных передач.


Но есть ряд и негативных сторон телевидения, которые оказывают отрицательное влияние на воспитание подрастающего поколения. Поэтому особенно важно уточнить некоторые тревожные тенденции в данной сфере. В своих отношениях с телевидением подростки проходят две стадии, считает Людмила Семеновна Зазнобина. 1-ая из них характеризуется несамостоятельностью выбора программ. Это происходит в дошкольные годы и в первые годы занятий в школе. Переход от контроля и руководства взрослых к самостоятельному выбору наступает по мере того, как подросток овладевает искусством чтения и обнаруживает в себе способность к личному открытию многих ранее ему неизвестных истин и прецедентов. Так постепенно начинается 2-ая стадия, при которой выбор программ осуществляется самим подростком. Получив доступ к TV, он сам решает, какое время посвятить телепросмотрам.

Сотрудники TV и преподаватели единодушно подтверждают, что телевидение и среднее учебное заведение должны быть союзниками в процессе формирования духовного мира подростка. Впрочем школьная практика свидетельствует, что пока далеко до широкого и действенного применения телевидения, в деле эстетического влияния реализуемого в рамках школы.

Отдельные педагоги гуманитарных дисциплин эпизодически используют в своей работе канал «Культура» и передачи, связанные с другими образовательными областями. Но в целом школа игнорирует проблему воздействия на подростков средств массовой информации, не достаточно предусматривает в учебной и воспитательной работе то, что наиболее значительные изменения в настоящее время происходят в информационной области, что практически все подростки имеют доступ к ТВ, видео, почти все подростки «общаются» с компьютером. Благодаря широкому распространению СМИ человек оказывается под воздействием множества информационных потоков.

Огромный просветительный и воспитательный потенциал несут в себе экологические программы российского телевидения, но нередко они вызывают у подростков чувства ощущения страха и неуверенности в будущем («оставшиеся леса или вырубают или загрязняют и они умирают», « на планете вымирают животные», «все на грани уничтожения», «наука установила, что через 45 лет жизнь на Земле прекратится»).

Марина Леонидовна Князева считает, что человек нашего времени живет в отрицательном информационном поле. Его преследуют плохие новости. И дело не только в общественно-политической ситуации, но и в самих принципах работы с фактами, мероприятиями, их отбора и подачи на страницах печати и с экрана TV.


По мнению Князевой Марины Леонидовны существует некий негласный запрет на положительные эмоции. Это исходит из концепции работы СМИ: информация должна вызывать очень сильный, резкий резонанс человека, она должна вывести его из состояния гомеостаза, взбудоражить. Работа российских средств массовой информации опирается на западную концепцию журналистики, которая заявляет: хорошая новость – это не новость; новость – это то, что задевает человека, обывателя, которого можно затронуть только методом болевого синдрома. В итоге возникает искаженная картина мира, в которой превалирует опасность и угроза. В ее изображении мир открывается развернутым в своих трагедиях, в своей неприглядности. В конечном итоге суммирования негативных воздействий появляется мнительно-тревожный образ личности – агрессивный или безразлично-агрессивный. Это сопровождается с торможением нравственной, интеллектуальной, творческой активности человека; замедляется или даже прекращается его личностный рост и формирование независимой индивидуальности.

Пресыщение информацией  стало одним из наиглавнейших факторов в формировании личностных свойств подростка, среди которых большую роль играют эстетические представления и ценности.

С первых лет своей  жизни он попадает в информационное поле, которое создается сетью массовых коммуникаций. Но возникает проблема взаимовлияния информационной среды (в частности видеокультуры как ее неотеслемого компонента) и структуры ценностных ориентаций подрастающего поколения как общественного агента. Это отношение среды и субъекта содержит противоречивый характер, что объясняется сложнокомпонентной структурой его элементах. Так, с одной стороны, коммерциализация видеокультуры приводит к доминированию насилия. С другой стороны, появляется большое количество образовательных программ, видеоматериалов, компьютерных, развивающих игр и программ, которые оказывают поддержку как в образовании, воспитании, так и в расширении кругозора, раскрывая абсолютно новые горизонты познания. Видеокультура владеет массивным потенциалом знакомства с другими культурами и жизненными стилями, отличными от собственных, которые обладают непривычными эстетическими чертами. На замену «авторитарности» в данном нюансе пришла подвижная множественность развивающих, образовательных программ платного ТВ.

Однако в последние  годы передачи ТВ структурировались  в согласовании с различными параметрами: возрастными, общественными, по заинтересованностям, образовательными, профессиональными, собственно что соответствовало как ценностным структурам общества, так и его стратификации, то в постсоветский период эта отчетливая структурированность теряется и пропадает. Картина, представляющую собой российские медиа сегодня бесформена, расплывчата и, к огорчению, во многом  вторична (приоритеты в множестве случаях  следует искать в зарубежном телевидении).


Среди множества свойств  извещений СМИ отметили одно: mass-media как ключ познаний более привлекательны для подростков, чем школьные уроки. Информация СМИ чувственно окрашена: в том числе и о не довольно заманчивых вещах корреспонденты рассказывают так, что подростка практически не оторвать от ТВ. Если ранее присутствовал отчетливый образ-модель подростка, на который ориентировалась вся конструкция масс медиа, то с потерей идентичности исчезает и тип «идеального потребителя продукции видеокультуры», абсолютно важный для функционирования технологической системы массовой коммуникации. Лищь только при разработке адекватной воспитательной модели вероятен выход из этого кризиса. Потеря «железного занавеса», «шоковая терапия» в экономике, так называемая «сексуальная революция» привели к серьезнейшим последствиям и для российской культуры в целом и для видеокультуры в частности. Разрыв преемственности поколений и дезориентированность, разлом обычных общественных связей приводит к модификации стиля насилия как наиболее действенного общественного инструмента в способ достижения реальной жизненной цели.

В развитых зарубежных странах, которые послужили моделью для наших  российских масс-медиа, тема насилия давно вызывает значительное волнение как со стороны институтов государства, так и широкого социума. Общеизвестны данные о насыщенности СМИ актами беспощадности, насилия, жестокости. Преступная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике видеокультуры. Статус образовательных программ в нашей стране за последние 30 лет демонстрирует направленность к снижению, желания общества за эти годы изменялись, переходя от интеллектуальных передач и новостей к развлекательным, особенно тем, которые ранее были неизвестны в силу политических или экономических причин. Направлением в подаче материала в СМИ, в первую очередь на телевидении, считается «смешение» жанров, стирание граней между реальными событиями и беллетризованными фактами. Подростковая публика с трудом может отличить реальные событии от выдуманных, которые транслируются в реалистической манере.

Влияние телевидения  на большинство аспектов повседневности, в частности на составление эстетических вкусов и представлений, ориентируется во многом тем, что в отличие от иных видов видеокультуры оно представляет собой часть домашней обстановки; (в этом оно значительно ближе радио, чем кино). Этот факт сам по себе весьма амбивалентен и по-разному оценивается с разных исследовательских позиций. Самый сильный эффект ТВ, не считая его содержательной стороны, — это сам факт его существования, его всегда доступное, главенствующее ставшее обычным присутствие в любом доме, его способность перевести сотни миллионов людей до уровня пассивных зрителей в течение большей части их жизни. ТВ приводит к минимальному количеству личностные взаимодействия внутри семьи и социума.


Интересно отметить, что  такое «всеприсутствие» ТВ в нашей жизни приводит к тому, что его звуковой ряд превосходит каналы коммуникации. Увлекателен, в связи с этим, такой факт: чаще всего наше отношение с телевидением — это отношение слушателя, а не зрителя. Почти все исследователи телевидения, которые занимают в отношении его критическую позицию, отмечают, что само по себе оно не владеет высоким эстетическим потенциалом. Однако такое отрицание эстетического потенциала телевидения не предусматривает той специфической эстетики, корне отличающейся от традиционной и настоятельно просит новых исследовательских подходов. Таким образом, чтобы не превратить подростка в придаток техники (в частности телевизионной), важна отчетливая позиция со стороны государства и семьи как в отношении контроля над средствами массовой информации и коммуникации, так и в отношении рационального использования их потенциала для воспитания полноценного поколения.

На вопрос социологов: «Кто является для Вас образцом для  подражания, к примеру, кого Вы хотели бы следовать?»,  - подавляющее большинство  опрошенных называют не только киногероев-иностранцев, но и образ жизни и качества проявленные ими.

Постоянно говоря об эксклюзивности программных политик своих каналов, их руководители и продюсеры почти не беспокоятся о качестве выпускаемых передач. Большое количество телеканалов не создают собственных молодежных программ, ссылаясь на ограниченность бюджета. Транслируют в основном игровые шоу: «Поле чудес», «Своя игра», популярные среди всей публики, которые приносят большую финансовую прибыль. Принципы трансляции молодежных программ, правда, разнообразны: либо блоковый («Первый» – днем для детей, отдельно показываются и у других телекомпаний, идущие в вечернее время «Голос», «КВН»), либо музыкальный (РУ ТВ), либо флагментарно – эпизодический (ВГТРК).

Из программ культурного  просвещения на телеканалах присутствуют только отдельные «интеллектуальные шоу» («Кто хочетстать миллионером?», «Умники и умницы» и т. д.) разные по качеству исполнения и используемому материалу. Проведенный нами анализ показал, что просветительских молодежных программ почти не существует. Необходимость появления в эфире интересных и занемательных по форме просветительских программ очевидно. А когда то они были. Это и цикл передач Юрия Михайловича Лотмана «Беседы о русской литературе», и программы Ираклия Луарсабовича Андронникова, и многие другие.