Файл: Влияние ТВ и средств массовой̆ информации на школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТВ оказывает существенноевлияние на школьную молодежь. Подростки проводят у экранов каждый день до 8 часов. Как отмечает Гришаева Наталья Петровна, обнаружен на первый взгляд парадокс: телепередачи меньше смотрят в регионах, где сравнительно более  высокий уровень культуры. Факт объясняется тем, что более образованное население предпочитает выборочный, а не сплошной просмотр телевидения.

Учебное телевидение  является незаменимым средством  развития личности подростка, потому что  позволяет всецело и адекватно приобщать подростков к ценностным тенденциям взрослых. Министерство образования контролирует национальные учебные телепрограммы. Разработкой и внедрением новых учебных программ занимаются несколько педагогических центров. Большой опыт накоплен учебным телевидением в нашей стране.

Особую тревогу у преподавателей порождает угроза дегуманизации личности ребенка. По мнению большого количества специалистов, агрессивность, насилие, низкопробные в художественном и эстетическом отношении материалы, наполняющие СМИ, порождают в подрастающем поколении самые страшные и низменные предпочтения и желания.

Множество подростков в считанные секунды могут скопировать любимого героя фильма или ведущего какой-либо рейтинговой телепередачи, запомнить рекламную рифмовку или рассказать, что именно они усвоили из средств массовой информации. К глубочайшему сожалению, полученные ими знания могут включать хорошо заученное название широко рекламируемого сорта пива, новые познания в области интимных поз или разновидности приемов борьбы. Сегодня для получения различного рода информации подросткам достаточно включить телефон, заглянуть в интернет, открыть журнал, или просто нажать кнопку пульта телевизора. Средства массовой информации предлагают материалы на всякий вкус: развлечения, культура, новости, спорт, образование и т.д. Масс-медиа являются неотъемлемой частью нашей жизни и многому нас учат. Но не всегда мы желаем, чтобы подобные познания получали наши подростки.

Подростки слышат и видят постоянно повторяющиеся утверждения о том, что:

1. борьба и жестокость являются одним из средств урегулирования конфликтных ситуаций;

2. табак и спиртные неизменные спутники "крутых" парней, а не олицетворение неправильного образа жизни;

3. сексуальные отношения не приводят к таким последствиям, как различные заболевания или нежелательная беременность.

Абсолютно естественно, что  общественные аспекты, которые связаны с  телеинформацией, могут затрагивать и чисто психологические аспекты.


Широкое распространение  видео и телепрограмм с сюжетами агрессии и увлечение ими детей вызывают острую критику преподавателей  и социальных работников, считающих, что сцены агрессии на экране и фильмы ужасов делают ребенка более жестоким. До сих пор идут споры о том, оказывают ли на самом деле военные действия и сцены насилия, мерцающие на экране, негативное воздействие на детей. Так статистика показывает, что в самых популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Потому даже подросток, который проводит у телевизора, например, всего лишь около двух часов, видит за день в среднем свыше семнадцати актов агрессии. [6]

Более того, подростки из разных семей по-разному воспринимают телепередачи агрессивного содержания. Подростки, которые в семье чаще подвергаются наказаниям, во-первых, вообще больше смотрят телевизионные передачи, во-вторых, в качестве любимых передач они отмечают большое количество программ, в которых присутствует насилие, а в качестве любимых героев – телегероев, проявляющих враждебность и агрессию.

2.3 Пресса

Всё большее влияние на становление личности с подросткового возраста начинают оказывать средства массовой информации и культуры, которые пропагандируют цели и ценности жизни, образцы поведения. Воздействием средств информации на подростков и юношей управлять сложнее, чем воздействием школы и семьи.

Интерес к газетам и журналам, предназначенных не только специально для детей, но и для взрослых, начинает проявляться обычно с подросткового возраста. И тут важны количество и качество той информации, размещенной на страницах периодических изданий и которая должна учитывать потребности растущей личности, содействовать формированию общечеловеческих ценностей, моралей и базовых компонентов культуры. Таким образом, печатные издания должны содержать обширный материал по данной тематике, потому что воспитание индивида с высоким уровнем самосознания, готовой к самосовершенствованию и самовоспитанию очень длительный и трудоёмкий процесс.

На сегодняшний день среди отечественных печатных изданий существует множество молодежных журналов, которые пользуются большим спросом среди подростков. Подросток, который осваивает собственное «Я», больше всего любит читать о жизни своих сверстников. На данном факте и основываются редакции различных молодежных журналов и издательства, которые печатают их. Тема этих журналов, в большинстве случаев, не отличается научной познавательностью и разнообразием; их главные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, интим, гороскоп, тесты, смешные рассказы. По всей вероятности, эти издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков. А ведь чтение в жизни подростков понизилось в последние годы не только количественно, но и качественно. И понижение интенсивности, и качества юношеского чтения - большая общественная потеря. Вся новая информация активно впитывается ребенком, стремящимся все знать. Однако подростку, еще не научившемуся грамотно отбирать и адекватно воспринимать «взрослую» информацию, следует умело ее предоставить, причем «небольшими дозами», потому что психика ребенка в подростковый период особенно восприимчива. Современные молодежные издания, видимо, не учитывают этот фактор.


Пресса сегодня находится, пожалуй, в самом неблагоприятном состоянии по сравнению с иными СМИ среди подростков. За последние несколько лет в силу ряда обстоятельств, произошло общее резкое сокращение тиражей периодических изданий. Трудности печатных СМИ усугубляются и тем, что молодежь в нашем мире находит все новые и достаточно широкие возможности получения информации, например, посещение страниц социальных сетей. По данным Союза журналистов России за последние восемь лет произошел общий восьмикратный спад тиражей отечественных печатных СМИ (центральной прессы  в 15 раз). Более того, серьезно изменилась структура потребления периодики: тиражи центральных СМИ, которые еще в начале 1993 г. превышали совокупные тиражи местной прессы, теперь составляют меньше одной трети общего тиража газет.

Согласно опросам общественного мнения среди молодежи, в настоящее время общая аудитория лиц, читающих хоть какие-то периодические издания, очень мала. Так, 75% респондентов заявляют, что они не читают ни одной ежедневной газеты каждый день, а 63% не читают ежедневную периодику хотя бы раз в неделю. 65% населения систематически не просматривают еженедельные газеты и журналы и 53% не читают их хотя бы один раз в месяц. 76% опрошенных регулярно не читают ежемесячную прессу, а 56% не делают этого хотя бы раз в год (фонд "Общественное мнение"). Даже самые популярные издания не набирают больше 15-18% читательской аудитории. Можно сказать, что современное подрастающее поколение с каждым годом негативнее относится к печатным изданиям в силу недостатка времени и желания познавать окружающий мир, явления, социальную обстановку, которая сложилась в стране. Следует заметить, что пресса в наше время, для привлечения числа читателей, стала прибегать к способу клеветы, выдумывая всеразличные истории и факты, которые случаются со звездами шоу-бизнеса или политики, которые так располагают к себе подростков. Но не стоит огорчаться по поводу «желтой» прессы, можно сравнить несколько печатных изданий и выбрать определенную, которая имеет больший авторитет среди читателей, и не прибегать к статьям «желтой» печати.

2.4 Интернет

2.4.1 Позитивное  влияние интернета на развитие подростков

Интернет – это глобальная компьютерная сеть, соединяющая многие локальные, региональные и корпоративные сети, предоставляющая  свободы пользователям как, информационные, так и коммуникационные.  Интернет на сегодня становится в качестве главной движущей силой информационного общества. В обществе в основном, нет области человеческой жизнедеятельности, которая не была бы изложена в сети. Интернет на сегодня, является не только источником информации, но и удобное, а самое главное, быстрое средство коммуникации, благоприятное пространство для бизнеса, источник развлечений и т.п. 


Выделим ряд факторов определяющих уникальность функционирования Интернет.

1. Отсутствие в сети одного центра правления и границ делает невозможным установление полного контроля над всей сетью, то делает ее такой уникальной и подлинно демократическим «царством».

2. Открытый доступ к большому количеству информации изложенной в любой из технически существующих форм (текст, графика, аудио, видео), дает возможность реализовать информационные потребности, в том числе и в самообразовании. С другой стороны, актуальной является проблема достоверности информации и возможность оценки пользователем степени достоверности этой информации. Возможность обратной связи между пользователем и субъектом, предоставляющим информацию, является одним из средств выбора достоверных и информативных источников.

3. Интернет является самым универсальным средством коммуникации, сочетающим возможность пересылки любых видов информации в форме электронной почты, форумов, конференций, досок объявления, рассылок; общения в реальном режиме времени (чаты, социальные сети и др.); Интернет – телефония; видео-конференции и др. При этом стирается фактор расстояния и рамок, что дает безграничное увеличение аудитории общения. Многие средства общения не требуют личного знакомства, благодаря чему, снимает ряд психологических барьеров и дает неограниченные возможности самовыражения в диалоге. 

4. Возможность безименного представления в сети дает возможность создавать новый образ себя, основанный на своих мечтах или идеальных представлениях. Возможность существования нескольких виртуальных образов, по-разному раскрывающих его внутреннее «Я», дает возможность для самопознания и самореализации в различных своих проявлениях.

5. Интернет является средой функционирования индивидуума, обладающей законами формирования внутренних отношений и собственным уникальным набором факторов, воздействующих на личность. Как и всякая субкультура, Интернет выделяет определенные группы людей по интересам, стимулирует развитие межличностных отношений, и имеет как положительные, так и отрицательные показатели влияния на формирование личности подростков. [5]

Через Интернет можно найти работу, а также друзей, которых давно потерял.  В мире  Интернета каждый прокладывает свой личный  путь. Ты сам выбираешь, какими услугами сети пользоваться Возможности сети очень безграничны. Потребности и запросы путешествующих по Интернету самые разные. Одни хотят раздобыть новое программное обеспечение. Другие ищут те или иные документы, необходимые им для профессиональной деятельности. Третьи подключаются к сети, чтобы получать электронную почту. Всемирная  сеть предоставляет огромное множество разнообразных услуг. Здесь работают программы, каждая из которых решает определенный круг задач. В настоящее время через Интернет можно делать практически всё: делать покупки, заказывать авиабилеты и номера в отелях, рекламировать свои товары и фирмы, общаться различными способами. Возможности Интернета безграничны, единственное, чего глобальная сеть никогда не сможет заменить – это живое общение, сидя перед экранами никогда нельзя будет погулять с друзьями в настоящей жизни.


Но также миллионы инвалидов получили возможность удаленной работы, возможность общения с широким кругом друзей. Так же Интернет является самым огромным сборником информации, Интернет дает возможность многому научится, получить профессию или поднять свои навыки на высокий уровень. Так же в Интернете можно получить свежие новости узкой или широкой тематики. 

Форумы – одна из лучших разработок человечества, и один из наиболее важных аспектов Интернета. Форумы позволяют общаться тысячам, миллионам людей. Они дают возможность, разделить общение на темы и категории, таким образом, каждый общается там, где ему интересно. Чаты и социальные сети дают возможность общаться в реальном времени, таким образом, два и больше, человека находящиеся в разных точках мира разговаривают так, как будто бы они стоят рядом  [8].

На основе все этого, можно прийти к выводу, что Интернет это важная неотъемлемая часть жизни современного подростка. И можно выделить, следующие положительные стороны:

  • Уничтожение рамок общения;
  • Открытый доступ к  ценной информации;
  • Интернет является самым универсальным средством коммуникации, сочетающим возможность пересылки любых видов информации. Стирается фактор расстояния и рамок, также люди объединяются по-интересам, где обмениваются ценной информацией;

 Возможность безименного представления в сети дает возможность создавать новый образ себя, основанный на своих мечтах или идеальных представлениях.

2.4.2 Негативное  влияние интернета на подростков

Постоянное использование Всемирной сети, влечет за собой отрицательные моменты, такие как: Интернет-зависимость, как социальная проблема. По мнению, некоторых исследователей, уже можно обсуждать о тяжелом синдроме привязанности к Всемирной сети как о новой болезни.  Психологи отмечают, что все больше подростков, выросших играя в компьютерные игры и обмениваясь сообщениями, у которых имеются серьезные проблемы развития: дефицит внимания и отсутствие социальных навыков. 

Принимая во внимание, что доступ к Интернету стал более открытым, актуализируется фактор влияния его на развитие детей. Им предоставляется возможность использовать Сеть дома, в различных клубах, в Интернет-кафе, во время школьных уроках, а также в свободное время по средствам мобильного телефона[4].