Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РОЛЬ НАЛОГА В РЕШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МЕСТНЫХ ЗАДАЧ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для обложения налогом кадастровая стоимость исчисляется по каждому земельному участку отдельно и вычисляется на начало каждого года. Когда земельный участок появился в течение года, то оценка и исчисление его цены проводится в момент внесения записи об объекте в ЕГРН Федеральной регистрационной службы. Физические лица самостоятельно не исчисляют налоговую базу земельного налога, а вносят платежи по налоговым уведомлениям, которые ИФНС высылает на адреса граждан. Предприятия определяют и рассчитывают налоговую базу самостоятельно. Организации обязаны перечислить налоговый платеж до 1 февраля, а граждане – до 1 декабря будущего года, т.е. за налоговый год уплата производится в наступающем году в начале и в конце предприятиями и гражданами соответственно.

Следующий вид местного налога – налог на имущество физических лиц. Отечественная политика в сфере налогообложения в настоящее время направлена на кардинальные изменения в сфере обложения имущественным налогом и приведение всех действующих платежей по имуществу – земельного, с физических лиц и предприятий, возможно, транспортного – к единому платежу с дифференцированными тарифами, соотносящимися со стоимостью объектов (налог на роскошь, который в настоящее время подвергается активному обсуждению). Для реализации такой цели на всей территории государство осуществляются работы по оценке недвижимости и переводе стоимости в кадастровую. Так, и для налога на имущество физических лиц, прежде рассчитываемого от инвентаризационной стоимости, осуществляются процедуры перевода оценки в кадастровую.

Еще один вид местного налога – это торговый сбор. По данному платежу не имеется статьи, которая была бы посвящена непосредственно налоговой базе. Этот платеж схож с ЕНВД и патентной системой. Базой можно считать физический показатель, который используется в исчислении налога – объект недвижимого или движимого имущества, или площадь данных объектов. На сегодняшний данный этот платеж имеется лишь в Москве – с июля 2015 года.

В таблице 1 рассмотрим основные показатели местных бюджетов в РФ на 01.01.2019.

Итак, доходы местных бюджетов за 2018 год исполнены в объеме 4 245,7 миллиардов руб. или с увеличением на 10,4 процентов к аналогичному периоду предыдущего года. В структуре собственных доходов муниципальных бюджетов собственные доходы бюджетов муниципальных районов занимают 33,9 процентов, бюджетов городских округов - 52,3 процентов, бюджетов городских поселений - 5,5 процентов, бюджетов сельских поселений - 7,3 процентов, бюджетов внутригородских районов - 0,1 процентов, бюджетов внутригородских муниципалитетов - 0,9 процентов.


Собственные доходы муниципальных бюджетов, используемые муниципалитетами для финансирования решения вопросов местного значения, в 2018 году увеличились на 11,2 процентов в сравнении с показателями предыдущего года и составили 2 783,2 миллиардов руб.

Таблица 1 - Основные показатели местных бюджетов в РФ на 01.01.2019, млрд. руб. [18]

Наименование показателя

Исполнено за 2017 год

Запланировано на 2018 год

Исполнено за 2018 год

Доходы, всего

3 845,70

4 296,80

4 245,70

- собственные доходы

2 504,80

2 891,50

2 791,20

из них налоговые и неналоговые доходы

1 392,80

1 472,60

1 500,10

из них налоговые доходы

1 122,90

1 167,00

1 231,40

- межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней

(без субвенций) и другие безвозмездные поступления

1 112,00

1 418,90

1 291,10

Субвенции

1 340,90

1 405,30

1 454,50

Расходы

3 882,20

4 443,90

4 226,90

Дефицит/профицит

-36,5

-147,1

18,8

В объеме доходов муниципальных бюджетов, поступивших в 2018 году, налоговые бюджетные доходы составили 1 231,4 миллиардов руб. (29,0 процентов), неналоговые доходы составили 268,7 миллиардов руб. (6,3 процентов), безвозмездные поступления, в том числе, межбюджетные трансферты, составили 2 745,6 миллиардов руб. (64,7 процентов).

В 2018 году можно наблюдать существенный рост налоговых доходов (в сравнении с показателями предыдущего года) в виде налога на прибыль предприятий – 14,9 процентов, по налогу на имущество ФЛ – на 14,5 процентов, по ЕСН – на 14,8 процентов.

Увеличение поступлений от НДФЛ произошло на 11,4 процентов, они составили 780,9 миллиардов руб.или 63,5 процентов в объеме налоговых доходов муниципальных бюджетов, а это выше, чем аналогичный показатель за 2017 год (62,4%).

Объем межбюджетных трансфертов муниципалитетам (без учета субвенций и без учета прочих безвозмездных поступлений, в том числе, возвратов остатков) в 2018 году увеличился в сравнении с 2017 годом на 15,5 процентов (или на 172,5 миллиардов руб.) и составил 1 283,1 миллиардов руб.

В объеме межбюджетных трансфертов, поступивших в 2018 году в муниципальные бюджеты (без учета прочих безвозмездных поступлений, в том числе возвратов остатков) субсидии составили 688,6 миллиардов руб. (25,2 процентов), субвенции - 1 454,5 миллиардов руб. (53,1 процентов), дотации – 390,8 миллиардов руб. (14,3 процентов) и прочие межбюджетные трансферты 203,7 миллиардов руб.– (7,4 процентов).


На бюджеты городских округов (538,4 миллиардов руб. (43,5 процентов)) и бюджеты муниципальных районов (531,9 миллиардов руб. (41,5 процентов)) приходится наибольшая доля межбюджетных трансфертов, предоставленных муниципальным бюджетам.

В 2018 году бюджетам сельских и городских поселений были предоставлены межбюджетные трансферты в общем объеме 185,1 миллиардов руб. (14,4 процентов), бюджетам внутригородских муниципальных образований и бюджетам внутригородских районов – 7,7 миллиардов руб. (0,6 процентов) [18].

Таким образом, в формировании доходов местных бюджетов налоги имеют важную роль, в 2018г. они составили 29% доходов местных бюджетов.

Таким образом, доходы местного бюджета состоят из налоговых и неналоговых доходов, а также из безвозмездных поступлений, при этом налоги являются важной составляющей доходов местных бюджетов.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ И ПРОБЛЕМЫ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются: по характеру налогового изъятия, по уровням управления, по объектам налогообложения, по субъектам налогообложения, по целевому назначению налога, по признаку соотношения между ставкой налога и доходом.

Прямые налоги непосредственно устанавливаются на вид деятельности, доход, имущество. К прямым налогам в Российской Федерации могут относиться все подоходные налоги (налог на прибыль (доход) организаций, НДФЛ), имущественные налоги (налог на имущество ФЛ, налог на имущество предприятий), социальные отчисления во внебюджетные фонды, и некоторые другие налоги.

Классификация налогов представлена в табл.2.

Таблица 2

Классификация налогов

п/п

Признак классификации

Классификационные группы налогов

1

Способ изъятия

Прямые налоги,

Косвенные налоги

2

Характер ставок

Пропорциональные налоги, прогрессивные

налоги, дегрессивные налоги,

3

Назначение

Общие налоги, специальные налоги

4

Принадлежность к уровню власти и

управления

Федеральные налоги, региональные налоги,

местные налоги

5

Субъект уплаты

Налоги, взимаемые с физических лиц, Налоги, взимаемые с юридических лиц


В цену товара или в цену услуги включаются косвенные налоги в виде надбавки.

С имуществом или доходом налогоплательщика косвенные налоги непосредственно не связаны.

Косвенные налоги в российской практике: акцизы, НДС.

Пропорциональные налоги. Установление ставок этих налогов осуществляется в определенном фиксированном проценте (доле) к стоимости либо доходу имущества плательщика вне зависимости от их размера.

Прогрессивные налоги. Рост ставок этих налогов происходит с увеличением стоимости объекта налогообложения.

Регрессивные налоги. Отметим, что размер налогового изъятия обратно пропорционален стоимости объекта обложения. В зарубежной практике регрессивное обложение присуще обычно косвенным налогам.

Федеральные налоги. Это такие налоги и сборы, которые устанавливаются, изменяются и отменяются согласно Налоговому кодексу. Они обязательны к уплате на всей территории России. Статьей 13 Налогового кодекса определен перечень федеральных налогов.

Большая часть от собранных федеральных налогов и сборов поступает в бюджет Российской Федерации (федеральный бюджет), например, НДС полностью поступает в федеральный бюджет. В то же время высшим представительным органом государства может быть предусмотрен особый порядок распределения доходов, поступающих от федеральных налогов и сборов, между бюджетами разных уровней.

Региональные налоги- это такие налоги и сборы, которые устанавливаются согласно статье 14 Налогового кодекса, и которые вводятся в действие региональными законами. Они обязательны к уплате на территории соответствующих регионов.

При установлении регионального налога, представительными органами власти регионов определяются такие элементы налогообложения: налоговая ставка (в пределах, установленных Налоговым кодексом), налоговые льготы, порядок уплаты налога, сроки уплаты налога, форма отчетности по нему.

Местные налоги - их устанавливают и вводят в действие на основе нормативных правовых актов местных представительных органов власти. Они обязательны к уплате на территории соответствующих муниципалитетов.

К местным налогам и сборам относятся:

  • местные лицензионные сборы;
  • земельный налог;
  • налог на наследие или дарение;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

Федеральные, региональные и местные налоги представлены на рис.4.


Федеральные

  • Налог на доходы физических лиц
  • Налог на прибыль организаций
  • Налог на добавленную стоимость
  • Акцизы
  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Водный налог
  • госпошлина
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Региональные

  • Налог на имущество организаций
  • Налог на игорный бизнес
  • Транспортный налог

Местные

  • Земельный налог
  • Налог на имущество физических лиц
  • Торговый сбор

Рисунок 4 - Федеральные, региональные и местные налоги и сборы

Из рисунка 4 следует, что выделяют в РФ 9 федеральных налогов, 3 региональных и 3 местных налогов и сборов, также в России существует 5 специальных налоговых режимов.

В условиях рыночной экономики налоговая система представляет собой не только финансовый источник для осуществления государством своих функций, но и основа механизма государственного регулирования экономики. Эффективность функционирования всего хозяйственного комплекса страны во многом зависит от грамотного и обоснованного построения ее налоговой системы.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Как уже отмечалось выше, в России также существуют специальные налоговые режимы: УСН, ЕНВД, ЕСХН и ПСН (патент).

Рассмотрим подробнее специальные налоговые режимы, действующие в России в связи с тем, что налоги при применении ЕНВД, ЕСН и ПСН зачисляются в местные бюджеты в соответствии с нормативами, определенными БК РФ, а налоги, уплачиваемые при применении УСН по БК РФ зачисляются 100% в бюджеты субъектов РФ, но по решению регионов часть налогов от применения УСН может зачисляться в местные бюджеты.

Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, начинающие свою профессиональную коммерческую деятельность, могут выбрать один из двух вариантов системы налогообложения: общую либо упрощенную.