Файл: Роль мотивации в поведении организации ( ООО «Окна Свет»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие мотивации, сущность, роль, виды.
1.2 Управление мотивацией персонала
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ООО «ОКНА СВЕТ»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ существующей системы управления мотивацией персонала
Расходы на оплату труда включают в себя затраты, вне зависимости от источника поступления финансирования. В ФОТ входят оплата за отработанное время (зарплата по тарифной ставке, по установленным окладам, доплаты из дополнительно полученной выручки, денежные премии без учета источника выплат, стимулирующий фонд, компенсационные выплаты за режим работы или условия труда, оплата дополнительной работы при замещении специалистов); оплата за неотработанное время (оплата отпусков, учебные отпуска, оплаты технических простоев, оплата праздничных мероприятий и коллективного отдыха всех сотрудников компании), выплаты премий по итогам года - тринадцатая зарплата, оплаты телефонной связи и ГСМ, выплаты материальной помощи. К выплатам социального характера относятся пособия, надбавки к пенсиям сотрудников, взносы на добровольное медицинское страхование и так далее. К прочим расходам относятся страховые взносы, дивиденды по акциям, цена форменной одежды, командировочные расходы, расходы на социальнокультурные мероприятия и прочие.
Таблица 3 - Сведения о затратах на персонал в ООО «Окна Свет»
Вид оплаты |
Сумма, тыс. руб. |
Абсолютное изменение |
Относительное изменение |
||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2018-2016 гг. |
2018/2016 гг. |
|
1.Зарплата основная |
5 136,00 |
7 045,59 |
7 878,87 |
2 742,87 |
53,40% |
1.1. По сдельным расценкам |
3 312,00 |
4 145,46 |
4 915,11 |
1 603,11 |
48,40% |
1.2. Тарифным ставкам и окладам |
1 132,00 |
1 989,13 |
1 898,76 |
766,76 |
67,73% |
1.3. Доплаты за работу в ночное время, сверхур. часы, празд.дни |
106,00 |
122,00 |
154,00 |
48,00 |
45,28% |
1.4. Оплата ежегодных и дополнительных отпусков |
586,00 |
789,00 |
911,00 |
325,00 |
55,46% |
2. Зарплата дополнительная |
3 424,00 |
3 165,41 |
3 218,13 |
-205,87 |
-6,01% |
2.1. Вознаграждение за результаты работы |
2 954,00 |
2 555,41 |
2 486,13 |
-467,87 |
-15,84% |
2.2. Оплата отпусков сверх установленных сроков |
156,00 |
280,00 |
314,00 |
158,00 |
101,28% |
3. Выплаты социального характера |
188,00 |
216,00 |
289,00 |
101,00 |
53,72% |
3.1. Пособия семьям, воспит. детей |
36,00 |
42,00 |
47,00 |
11,00 |
30,56% |
3.2. Пособия по временной нетрудоспособности |
90,00 |
72,00 |
82,00 |
-8,00 |
-8,89% |
Итого затрат |
8 748,00 |
10 427,00 |
11 386,00 |
2 638,00 |
30,16% |
Анализируя таблицу, представленную выше, можно отметить, что общие затраты на персонал существенно выросли (на 2 638 тыс. руб.) в 2018 году по сравнению с 2016 годом. Самое существенное изменение отмечено по основной зарплате по тарифным ставкам и окладам, далее - по сдельным расценкам, далее по оплате отпусков сверх положенных, на выплаты социального характера; снизилось существенно вознаграждение по результатам работы - на 15,84%, и в целом по дополнительной зарплате - на 6,40. Увеличение затрат на персонал обусловлено следующими факторами: увеличение минимального размера заработной платы, рост среднерыночных тарифных ставок и т.д.
В качестве нематериальной мотивации, широко применяемой на предприятии, можно обозначить негласное соревнование по объему выручки представительств предприятия двух городов - Тольятти и Самара. В качестве стимулирующего фактора также можно рассматривать различные курсы и обучающие семинары, что позволяет повысить уровень индивидуального развития персонала, а также используется в качестве team-building в организации. Обучение является обязательным для всех сотрудников.
- ежегодная аттестация персонала: Задачей аттестации является определение уровня знаний и навыков работника, его возможностей, и на основе результата разработать программы обучения, позволяющие ликвидировать пробелы в знаниях или умениях. Аттестация персонала в ООО «Окна Свет» проводится ежегодно в форме собеседования и тестирования. Вопросы теста различны для должностей, собеседование проводится индивидуально с руководителем.
- различные виды тестирования: помимо аттестационного тестирования, проводятся психологические тестирования персонала. Это позволяет получить больше информации о сотрудниках. Как правило, подобные тестирования проводят в случае внутренних перемещений по служебной лестнице.
- вебинары/семинары/тренинги: в ООО «Окна Свет» обучающие мероприятия проводят не реже одного раза в год. Данный факт обусловлен тем, что эти сотрудники общаются непосредственно с клиентами, к ним предъявляются особые требования по умению продать товар и/или услугу максимально эффективно, предоставить всю информацию о продукции.
Отдельно стоит отметить проведение корпоративных мероприятий на 8 марта, 23 февраля, Новый год. К дням рождения сотрудников от предприятия дарят небольшие подарки, что демонстрирует заботу и заинтересованность руководства в каждом сотруднике. Несмотря на некий дух соперничества в компании, в целом можно отметить, что уровень текучести снижается, что, в свою очередь, демонстрирует повышение удовлетворенности сотрудников условиями труда и коллективом в целом. Оценим эффективность управления мотивацией на предприятии. Для этого рассчитаем показатели, рассмотренные в 1 части:
Таблица 4 - Данные по действующей системе материальной мотивации
Показатель |
2016 |
2017 |
2018 |
|
1 |
Сотрудники, получившие стимулирование в течение года |
23 |
25 |
37 |
Менее 5 случаев за год (ежеквартальные премии + премия к дню рождения) |
3 |
5 |
2 |
|
6-12 случаев (ежемесячные + годовая), человек |
20 |
20 |
35 |
|
2 |
Сумма премиальных выплат по итогам работы за год |
911 |
818 |
624 |
3 |
Стоимость обучения руководителей по трудовому договору в год, тыс. руб. |
0 |
0 |
0 |
4 |
Количество материально-неденежных средств стимулирования |
3 |
4 |
5 |
5 |
Затраты ООО «Окна Свет» на праздничные мероприятия |
104 |
145 |
217 |
6 |
Количество путевок, предоставленных в год |
0 |
0 |
0 |
7 |
Затраты на путевки в год |
0 |
0 |
0 |
8 |
Затраты на проезд в год |
0 |
0 |
65 |
9 |
Затраты на прочие средства стимулирования в год |
14 |
16 |
17 |
10 |
Сумма премий, не связанных с результатами труда в течение года |
17 |
21 |
24 |
11 |
Затраты на обучение в год |
22 |
28 |
34 |
12 |
Количество сотрудников, получивших платное обучение в год |
4 |
5 |
8 |
На основании этих данных следует оценить показатели, которые характеризуют материальную мотивацию.
Таблица 5 - Данные для анализа материально-денежной мотивации
№ |
Показатель оценки системы материально-денежной мотивации, применяемой на предприятии |
Материально-денежное |
||
2016 |
2017 |
2018 |
||
1 |
Доля сотрудников, охваченных материальным стимулированием % |
63,89% |
59,52% |
77,08% |
2 |
Сумма премии на одного мотивированного сотрудника |
39,61 |
32,72 |
16,86 |
3 |
Доля дополнительной части в общей сумме расходов на заработную плату |
40,00% |
31,00% |
29,00% |
4 |
Средняя стоимость обучения на одного руководителя по трудовому договору |
0 |
0 |
24 |
5 |
Доля премиальных выплат в затратах предприятия. |
18,45% |
13,87% |
13,92% |
Далее оценим материально-неденежную мотивацию.
Таблица 6 - Данные для анализа материально-неденежной мотивации
№ |
Показатель оценки системы материально-неденежной мотивации |
Материально-неденежное |
||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
||
1 |
Количество материальнонеденежных видов стимулирования, используемых на предприятии |
2 (поздравления к проф.праздникам, премии к общим праздникам) |
3 (то же + скидки для сотрудн. на собственн.продук цию) |
5 (то же + поздравление к дню рождения) |
2 |
Путевки (льготных услуг, товаров) на 1 сотрудника в натуральном и денежном выражении |
путевок нет |
путевок нет |
путевок нет |
3 |
Доля затрат предприятия на льготные путевки, билеты (услуги, мероприятия) в общих затратах предприятия, % |
0 |
0 |
0 |
4 |
Количество проведенных корпоративных мероприятий и затраты на их проведение в денежном выражении и в расчете на 1 сотрудника компании. |
2 (745 руб на чел) |
2 (1115 руб на чел) |
3 (1 500 руб на чел) |
Анализ показывает, что предприятие в процессе управления мотивацией широко применяет средства как материально-денежного, так и материально-неденежного стимулирования. Количество используемых мер растет. Предприятие увеличивает не только количество применяемых мер, но и суммы на эти цели. Проведем анализ нематериальных средств стимулирования, используемых предприятием. Основные данные для анализа сведем в таблицу.
Таблица 7 - Данные для анализа нематериальной мотивации ООО «Окна Свет»
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Количество нематериальных средств мотивации, используемых на предприятии, в т.ч |
2 |
2 |
3 |
Метод мотивации: Благодарности от руководителя (лучшим по книге отзывов и предложений), вид поощрения. |
1 |
1 |
1 |
Метод мотивации: Карьерный рост |
1 |
1 |
1 |
Кол-во сотрудников, получивших мотивацию в течение года |
2 |
3 |
6 |
Метод мотивации: Размещение в головном офисе фотографии «Лучший менеджер» |
- |
- |
1 |
Количество офисной и бытовой техники на предприятии, тыс. руб. |
9 |
12 |
44 |
Сотрудники, занявшие руководящие позиции в течение года, чел. |
0 |
0 |
0 |
Количество сотрудников, которые удовлетворены условиями труда (по результатам теста - от 40%) |
27 |
29 |
26 |
Количество сотрудников, которые удовлетворены системой мотивации (по результатам теста - от 40%) |
38 |
40 |
39 |
На основе этих данных проведена оценка полученных показателей.
Анализ данных таблицы 8 показывает, что предприятие активно применяет в процессе управления мотивацией методы нематериального стимулирования. Количество используемых мер выросло, но удовлетворенность условиями труда и применяемой системой оплаты труда снизились. ООО «Окна Свет» увеличивает не только количество используемых мер, но и суммы, выделяемые на эти цели. В планах - ввести систему KPI, систему льготных абонементов в бассейн, спортивные центры, культурные организации, систему льготных обедов на предприятии. Растут расходы на обучение сотрудников.
Таблица 8 - Данные для анализа системы нематериальной мотивации
№ |
Показатель |
Нематериальная мотивация |
||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
||
1 |
Оснащенность рабочего места техническими средствами, тыс. руб/чел |
0,25 |
0,29 |
0,92 |
2 |
Доля сотрудников, которые получили повышение в должности в течение года, % |
5,56% |
7,14% |
12,50% |
3 |
Доля сотрудников, которые заняли руководящие позиции, в течение года |
0 |
0 |
0 |
4 |
Количество нематериальных средств мотивации, используемых организацией: |
2 (15-мин перерывы в теч.дня 2 раза, сокращенный день в пятницу на 1 час) |
3 (то же + скидки в магазинах города) |
3 (то же ) |
5 |
Коэффициент удовлетворенности условиями труда среди персонала. |
75% |
69% |
54% |
6 |
Коэффициент удовлетворенности |
100% |
95% |
81% |