Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов (История возникновения казначейской системы в России).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Формирование и становление системы Федерального казначейства Российской Федерации
1.1. История возникновения казначейской системы в России
2. Федеральное казначейство в современное время
2.1. Основные функции и полномочия, возложенные на Федеральное казначейство
2.2. Основные параметры и показатели деятельности Федерального казначейства в 2018 году
3. Перспективы развития органов Федерального казначейства
3.1. Финансовое обеспечение деятельности Федерального казначейства
В рамках информационного обеспечения стратегического планирования реализован функционал для оценки результативности и эффективности реализации документов стратегического планирования, а также доработан функционал государственной регистрации документов стратегического планирования в части реализации дополнительных автоматических проверок сведений, содержащихся в уведомлении, проверки машиночитаемости текстов документов и дублирования записей. Вместе с тем, Федеральное казначейство обеспечивает поддержку процедуры государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования, а также предоставление к нему доступа в открытой части портала государственной автоматизированной информационной системы «Управление» (gasu.gov.ru) (далее – ГАС «Управление») участников стратегического планирования, юридических и физических лиц.
По состоянию на 1 января 2019 года в указанном реестре зарегистрировано более 67 300 действующих документов стратегического планирования.
По состоянию на 1 января 2019 года количество пользователей закрытой части ГАС «Управление» составило более 58 600 должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, которое по сравнению с 1 января 2018 года (47 776) увеличилось более чем на 23 %.
В рамках развития подсистемы учета и отчетности государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – 29 ГИИС «Электронный бюджет»), оператором которой является Федеральное казначейство, проведены следующие мероприятия:
1) Осуществлена доработка модуля формирования бюджетной (бухгалтерской) отчетности;
2) Запущен процесс апробации модуля ведения бюджетного (бухгалтерского) учета пилотными территориальными органами Федерального казначейства в части формирования записей учета на документы по доведению бюджетных данных, сведения о бюджетных и денежных обязательствах [12].
В рамках периода 1 государственного контракта от 12 сентября 2018 г. № ФКУ 0424/09/2018/ИС выполнено развитие подсистемы управления расходами ГИИС «Электронный бюджет» в части казначейского сопровождения и ведения операций со средствами неучастников бюджетного процесса, а также выполнено создание подсистемы управления денежными средствами ГИИС «Электронный бюджет» в части осуществления бюджетных платежей и управления единым счетом федерального бюджетам (соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). Проведены испытания функциональности подсистем ГИИС «Электронный бюджет» с использованием Единой точки доступа Министерства финансов Российской Федерации. Заключен государственный контракт от 3 декабря 2018 г. № ФКУ0678/12/2018/ИС на выполнение работ по развитию ГИИС «Электронный бюджет».
В рамках выполнения работ по развитию подсистемы ведения нормативной справочной информации ГИИС «Электронный бюджет» разработано частное техническое задание, проектная и рабочая документация, проведены предварительные испытания доработанных версий модуля централизованного ведения и распространения нормативносправочной информации, модуля формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, модуля формирования общероссийских (базовых) отраслевых перечней (классификаторов) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и федеральных перечней (классификаторов) государственных услуг и работ, модуля ведения лицевых счетов.
Реализован онлайн-сервис по направлению документов для резервирования и открытия лицевых счетов в рамках казначейского сопровождения. Реализованы положения приказа Министерства финансов Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. № 204н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. № 163н «О порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса» [12].
Обеспечена возможность включения иных неучастников бюджетного процесса, иных юридических лиц и их обособленных подразделений в Реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (далее – Сводный реестр) подсистемы ведения нормативной справочной информации.
3. Перспективы развития органов Федерального казначейства
3.1. Финансовое обеспечение деятельности Федерального казначейства
Федеральным законом от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» Федеральному казначейству предусмотрены бюджетные ассигнования в размере:
- на 2019 год – 37 038,5 млн рублей;
- на 2020 год – 37 364,8 млн рублей;
- на 2021 год – 38 266,6 млн рублей.
По Государственной программе Российской Федерации 40 «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» по главе 100 «Федеральное казначейство» предусмотрены бюджетные ассигнования на 2019 год – 37 027,1 млн рублей, на 2020 год – 37 353,4 млн рублей, на 2021 год – 38 255,2 млн рублей, которые будут направлены на следующее:
- на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций на 2019 год – 22 599,3 млн рублей, на 2020 год – 23 794,4 млн рублей, на 2021 год – 24 695,5 млн рублей;
- на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд на 2019 год – 13 864,6 млн рублей, на 2020 год – 12 995,8 млн рублей; на 2021 год – 12 996,5 млн рублей;
- на уплату налогов, сборов и иных платежей на 2019 год – 563,2 млн рублей, на 2020 год – 563,2 млн рублей, на 2021 год – 563,2 млн рублей.
По непрограммному направлению расходов по главе 100 «Федеральное казначейство» бюджетные ассигнования предусмотрены на содержание специальных объектов на 2019 год – в размере 11,4 млн рублей, на 2020 год – 11,4 млн рублей, на 2021 год – 11,4 млн рублей.
Кроме того, сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2019 финансовый год и на плановый период 2020 и 2021 годов Федеральному казначейству предусмотрены бюджетные ассигнования на осуществление операций по компенсационным выплатам по вкладам (взносам) в организациях государственного страхования (публичном акционерном обществе «Российская государственная страховая компания» и обществах системы Росгосстраха)» на сумму 500,0 млн рублей ежегодно.
3.2. Совершенствование инструментов предварительного контроля функциональной деятельности Федерального казначейства и федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России»
В целях развития в Федеральном казначействе инструментов предварительного внутреннего контроля и осуществления внутреннего финансового аудита функциональной деятельности Федерального казначейства и ФКУ «ЦОКР», а также минимизации рисков возникновения нарушений законодательства Российской Федерации, в 2019 году планируется:
1. Актуализация модели риск-ориентированного внутреннего контроля, с учетом инструментов предварительного контроля;
2. Обеспечение взаимодействия Федерального казначейства и ФКУ «ЦОКР» при осуществлении предварительного внутреннего контроля на этапе планирования закупок товаров (работ, услуг) в соответствии с приказом Федерального казначейства от 31 октября 2018 г. № 346 «Об организации работы в центральном аппарате Федерального казначейства и Федеральном казенном учреждении «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» по исполнению Порядка взаимодействия центрального аппарата, территориальных органов Федерального казначейства и Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» при осуществлении Федеральным казенным учреждением «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» полномочий по планированию и осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения функций центрального аппарата, территориальных органов Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 18 января 2017 г. № 2н»;
3. Разработка и внедрение методики оценки эффективности планирования закупок, осуществляемых ФКУ «ЦОКР» для нужд Федерального казначейства;
4. Проведение: – оценки эффективности планирования закупок, осуществляемых ФКУ «ЦОКР» для нужд Федерального казначейства; – 100 % плановых мероприятий по осуществлению предварительного внутреннего контроля и внутреннего финансового аудита.
5. Обеспечение организации работы Центров специализации по осуществлению предварительного внутреннего контроля в части закупок товаров (работ, услуг) для нужд ТОФК, осуществляемых межрегиональными филиалами ФКУ «ЦОКР» (при необходимости).
Заключение
Казначейство прошло долгий и сложный путь развития. Его история неотделима от истории развития российского государства в целом. Казначейская система исполнения бюджета является одним из важнейших направлений совершенствования бюджетного процесса. Переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета обусловлен развитием рыночных процессов в российской экономике, что сопровождается формированием разрозненной массы коммерческих банков. Центральный банк Российской Федерации, сосредоточившись на денежных вопросах, существенно снизил приоритет исполнения бюджета. Банковский учет бюджетных средств был серьезно ослаблен, а коммерческие банки были отстранены от контроля за использованием бюджетных средств, так как были заинтересованы в его отсутствии.
Казначейство, являющееся центральной частью системы управления государственными финансами, ведет работу по совершенствованию управления расходами в бюджетной сфере, расширяя спектр своего контроля за государственными расходами. Федеральное казначейство организует исполнение бюджета, а также внебюджетных фондов: его органы управляют перечислением доходов и проведением взаиморасчетов между бюджетами, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета Российской Федерации. Он также регулирует финансовые отношения между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами и обеспечивает финансовую эффективность этих фондов.
Казначейская система, опираясь на Центральный банк, освобождает его от функций ведения детального учета средств федерального бюджета и контроля за их целевым использованием. При этом он осуществляет осуществление бухгалтерских операций по закреплению средств на каждом этапе исполнения бюджета.
Созданная система позволяет наиболее рационально оптимизировать бюджетные потоки на основе четко определенных объемов реальных потребностей, сделать процесс исполнения бюджета более плавным, обеспечив учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета, а не только объема бюджетных ассигнований и сумм платежей.
В целях совершенствования системы бюджетных платежей Казначейству придется совершенствовать процедуры доведения бюджетных данных от главных распорядителей до получателей бюджетных средств, совершенствовать оперативную работу в органах Казначейства России, сокращать сроки клиентских операций. Также необходимо решить проблемы развития системы управления денежными средствами на едином счете федерального бюджета, минимизировать денежное обращение в сфере государственного управления, оптимизировать механизм выплаты платежей физическим лицам в пользу публично-правовых образований.
За время существования казначейства эта структура заняла важное место в системе экономических отношений. Если проанализировать практическую деятельность Федерального казначейства по выполнению функций и задач, предусмотренных указом президента и Положением О Федеральном казначействе, то можно сказать, что сегодня они выполняются примерно на 90 процентов.
Библиография
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2018) [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс
- Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 27.12.2014) «О Федеральном казначействе» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс
- Программа повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами до 2025 года
- Беккуватова, К.В. Сущность, функции и исторические предпосылки развития финансов / К.В. Беккуватова // Наука через призму времени. 2018. № 1 (10). С. 45-48.
- Буркалева Е.А. К вопросу о становлении казначейской системы исполнения бюджета в Российской Федерации // Аллея науки. - 2017. - № 9. - С. 691 - 695.
- Завалько, Н.А. Региональная экономика, как фактор определяющий темпы экономического роста страны // Вестник академии. - 2017. - № 3.
- Каюров, Е.А. Конституционно-правовое регулирование государственных (муниципальных) финансов в России//Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 2. С. 48-62.
- Копыченко, Г. С. Программный бюджет - формальность или эффективный механизм устойчивого развития?/Г. С. Копыченко//Региональная экономика (59) УЭкС. 2017. -№11. -С. 1 -2.
- Крутова, С.Г. Совершенствование процесса управления государственными и муниципальными финансами / Современные проблемы социально-экономического развития сборник материалов 4-й Международной научно-практической конференции. 2017. С. 103-107.
- Лыткина, О.В. Роль финансовой политики в развитии отношений в области государственных финансов / О.В. Лыткина // Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 9. С. 79-82.
- Яковлева Е. П. Этапы становления и перспективы развития системы управления финансами Казначейства России [Электронный ресурс] Режим доступа: https://roskazna.ru/upload/iblock/publikatsii/doc/2501200801.pdf
- Официальный сайт Федерального казначейства [Электронный ресурс] Режим доступа: https://roskazna.ru/o-kaznachejstve/istoriya/