Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Когда-то великий русский писатель, ученый и дипломат Александр Сергеевич Грибоедов написал – «чем человек авторитетнее, тем он полезнее своему отечеству».

Действительно, об успехах авторитетных менеджеров судят, прежде всего, по тому, насколько успешно его компания работает в отрасли, как соотносятся выпускаемая продукция или производимые услуги запросам общества, какую пользу в целом приносит компания обществу. Чем больше авторитетных руководителей, настоящих лидеров в той или иной сфере, тем благополучнее будет существовать государство.

Актуальность темы заключается в том, что, в условиях серьезного усложнения и даже обострения экономических взаимоотношений в современном мире, нарушения устоявшихся политических принципов взаимодействия – авторитет и лидерство руководителей выходит на более высокие позиции, они становятся более значимыми, а порой и определяющими при принятии важнейших решений. Причем, это касается как отдельной компании, так и отрасли, и даже государства в целом. Примером здесь может служить российская экономика, ее место в мировой рыночной системе, а также роль во всем этом авторитета руководителя нашей страны.

Эффективный руководитель нужен любой организации. Но эффективность управления не возникает автоматически с назначением на должность. Руководитель должен обладать набором различных качеств и умений. Изучение и анализ этих личных качеств руководителя, их роль в процессе управления являются крайне актуальными и необходимыми.

Меняется мир, меняются требования к руководителям, поэтому невозможно пользоваться в практической деятельности когда-то сформулированными правилами, необходимо вносить новые элементы. Авторитет и лидерство также требуют новых подходов в изучении и новых выводов, хотя бы потому, что уровень образованности и информированности (доступности информации) сотрудников значительно вырос. А потому выросли и требования к лидерству, равно как и более критично стали относиться к понятию авторитета руководителя. От авторитета руководителя, от лидерства как способности влиять на людей, во многом зависит успех в управлении.

Однако еще очень много вопросов по теме остается дискуссионными, не совсем изученными. Все это подтверждает актуальность выбранной темы.

Историография выбранной нами темы достаточно обширна. Она уходит своими корнями даже в древние века. Авторитет руководителя, в то время фараонов, царей, военачальников, интересовал еще древних философов, таких как Гераклит, Платон, Аристотель и т.д., и мы сочли необходимым обратиться к их трудам.


В настоящее время вопросы авторитета и лидерства занимают значимое место в исследованиях ученых по теории менеджмента. Но проблемами авторитета личности и лидерства занимаются исследователи и других дисциплин, таких как: социология, психология, философия, педагогика, политология, экономика и другие. Это не случайно. Понятие «авторитет» и понятие «лидерство» - многогранны. К примеру, как изучить авторитет руководителя без использования методик изучения личности в целом, ее психотипов и т.п.? Или – феномен лидерства активно изучают социологи, существует даже такое направление – социология лидерства, и эти исследования только дополняют и расширяют понимание темы лидерства в управлении, а также позволяют выработать конкретные рекомендации.

Исходя из этого, при изучении выбранной темы, мы пользовались различной литературой – как в области менеджмента, так и в смежных дисциплинах. По избранной теме мы кратко ознакомились с трудами российских ученых и исследователей в области менеджмента Веснина В.Р., Михненко П.А., Марусева И.В., Ивасенко А.Г., Переверзев М.П. и других. Также мы обратились к публикациям по теме ученых-психологов – Живицы О.В., Нартовой-Бочавер С.К., Моисеевой Е.А. и других. Нам показались интересными при изучении темы монографии, статьи политологов, социологов и иных специалистов – Кравченко А.И., Котлярова И.В., Шекшня С.В., Загиевой В.И., Улановского А.В., Семенов А.К. и иных авторов.

Так же мы обратились к трудам зарубежных авторов по теме лидерства, которые переведены на русский язык и являются доступными. Прежде всего, мы ознакомились с трудами Исхака Адизиса, Брюса Тулгана. Принято считать, что американские исследователи первыми начали изучение обозначенной темы. За последние пятьдесят лет они разработали большое количество теорий и подходов к обозначенной теме (У.Д.Дункан, Д.Френсис, Б.Карлоф и т.д.). Западные ученые проанализировали и сформулировали связь между лидерством и результатами деятельности компании.

В нашей стране сейчас этому вопросу также уделяют большое внимание. Особенно вопросам авторитета руководителя, поскольку в западной литературе отдельно тему авторитета не выделяют и рассматривают эти вопросы в совокупности с темой лидерства.

Объектом исследования является российский менеджмент. Предмет исследования – авторитет и лидерство в системе менеджмента.

При изучении авторитета в системе менеджмента был исследован авторитет руководителя разного уровня, но, в большей степени, представителя высшего менеджмента, а именно, руководитель разной формы организации – фирмы, предприятия, общественной организации и т.д., представляющих различные отрасли экономики и политики. То есть в своей работе мы исходили из того, что авторитет это личностное понятие (авторитет личности, человека), хотя, по мнению отдельных исследователей, безусловно, существует и авторитет предприятия, организации, страны или, например, какого-либо бренда.


Целью данной курсовой работы является изучение авторитета и лидерства в системе менеджмента. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть значение и сущность авторитета в системе менеджмента;

- рассмотреть виды авторитетов менеджера;

- рассмотреть факторы, определяющие авторитет руководителя;

- дать общую характеристику лидерства в системе менеджмента;

- описать подходы к раскрытию понятия «лидерство»;

- описать основные направления в теории лидерства (личностное, поведенческое, ситуационное);

- рассмотреть основные положения модели лидерства Ицхака Адизеса как одной из самых распространенных теорий, используемых на практике.

Поставленные задачи обусловили структуру и содержание данной курсовой работы.

1 АВТОРИТЕТ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА

Для раскрытия темы, считаем необходимым, прежде всего, дать краткое определение понятию «система менеджмента».

Обратимся к словарю по менеджменту, где даны определения, что такое «система» и «система управления»:

- «Система (гр. systema) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство; совокупность функционально соотнесенных (взаимосвязанных) элементов, определяющих ее назначение» [1].

- «Система управления (англ. control system) – система, способствующая принятию решений на основе учета, анализа и контроля» [2].

Согласно Дафту, «менеджмент – это эффективное и рациональное достижение целей фирмы посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами»[3].

В стандарте ISO 9000[4] дано разъяснение, что «система менеджмента» - это «система для разработки политики и целей, и достижения этих целей». Может включать в себя различные системы менеджмента (система качества, финансовый менеджмент и т.п.)[5]

Исходя из выше перечисленных определений, можно сказать, что любая, даже самая простая схема управления в фирме/организации/предприятии, уже является системой менеджмента.

Какое место в этой многогранной системе менеджмента занимает наша, на первый взгляд, очень узкая тема – «авторитет» и «лидерство»? В последующих главах попробуем ответить на этот вопрос.


1.1 Понятие, сущность и значение авторитета в системе менеджмента

Понятие «авторитета» в целом, и в системе менеджмента, в частности, дается во многих источниках. В толковом словаре русского языка «авторитет» (от лат. autoritas – власть, влияние) определяется как «общепризнанное значение, влияние, общее уважение; лицо, пользующееся влиянием, признанием»[6]. Определение авторитета у Д.Н. Ушакова практически идентично определению С.И. Ожегова: «Авторитет – общепризнанное значение, влияние кого-чего-нибудь. Лицо, пользующееся авторитетом»[7].

Многие исследователи склоняются к тому, что авторитет следует толковать, в большей степени, с точки зрения психологии. В связи с этим считаем целесообразным привести определение авторитета из акмеологического словаря под общей редакцией доктора психологических наук, профессора А.А. Деркача: «Авторитет (от лат. autoritas – власть, влияние) – 1) высокая оценка и признание личности (группы людей, организации) окружающими, ее роли как неформального лидера и права на влияние через устоявшуюся систему социально-психических отношений; 2) высокий статус личности, признаваемый группой, коллективом; 3) влияние личности на окружающих людей без ее непосредственных действий, оказывающих специальное влияние. Профессиональный авторитет выступает следствием общественного признания профессионализма, компетентности личности» [8].

Английский ученый Паркинсон в своей книге «Искусство управления» определял авторитет как личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми [9].

Таким образом, обобщая приведенные определения, можно сделать вывод, что авторитет – это влияние и воздействие на кого-либо, а также признание кого-либо, доверие кому-либо.

У многих ассоциируется понятие авторитета с властью.

По утверждению И.В. Марусевой, между авторитетом и властью – прямая связь: «Власть – как авторитет – это способность индивида побуждать, увлекать других, убеждать и ободрять их на достижение особых целей или на особую деятельность…». Но в значении, когда авторитет есть «признание за индивидом права на принятие решений в условиях совместной деятельности», - значение понятия «авторитет» может не совпадать с понятием «власть»[10].


То есть, несмотря на взаимосвязь авторитета и власти, между ними не стоит знак равенства. Власть – шире, авторитет – составная часть власти. По этому вопросу есть разные точки зрения. Например, профессор В.П. Пугачев пишет: «Авторитет – это разновидность власти. Его главная особенность состоит в том, что мотивация подчинения основывается на вере в обладание руководителем значимыми внешними ресурсами или средствами, сколько на вере в самого руководителя и его личностную значимость для подчиненных»[11].

Авторитет принято рассматривать с двух сторон:

- с одной стороны, это один из способов проявления власти руководителя, которую он непременно получает с должностью и осуществляет эту власть через различные механизмы управления (структура организации; нормативные акты; кадровая политика);

- с другой стороны, это личное влияние руководителя на подчиненных, партнеров посредством своих личных качеств, которые человек приобретает своим трудом, природным интеллектом, заложенными природными качествами коммуникабельности, организаторским талантом.

Рассматривая сущность авторитета, следует иметь в виду, что, например, в толковом словаре русского языка слово «сущность» определяется как «внутреннее содержание, свойства чего-кого-нибудь, открываемые, познаваемые в явлениях»[12]. Исходя из выше приведенных определений, можно сказать, что «сущность авторитета руководителя» – это внутреннее содержание руководителя, набор его личностных характеристик, которые познаются и проявляются через его действия по управлению организацией, через его стиль и методы этого управления.

Каким внутренним содержанием должен обладать руководитель, обладающий авторитетом?

Прежде всего, он должен обладать соответствующим внутренним содержание – это его природные данные: ум, коммуникабельность, умение чувствовать людей и другие. Также следует говорить и о приобретенных талантах, таких как, например, профессионализм.

Исследовательский центр портала Superjob.ru провел исследование на тему: какими качествами должен обладать руководитель, чтобы подчиненные его любили или, по крайней мере, уважали и подчинялись ему. Результаты были следующими[13]:

- интеллект, ум, компетентность и квалификация – 19-20 процентов;

- порядочность, честность, справедливость – 15-16 процентов;

- целеустремленность и коммуникабельность, понимание подчиненных – 5-7 процентов;