Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- власть — база формального авторитета (авторитета должности, заданного властными полномочиями, местом в управленческой иерархии).

Говоря об авторитете, следует сказать и о том, что существует и ложный авторитет. Еще известный педагог А.С. Макаренко говорил о том, что истинный авторитет бывает только один, а ложных – множество. Он выделял несколько видов ложного авторитета: авторитет подавления; авторитет чванства (тщеславной гордости); авторитет любви и дружбы; авторитет расстояния; авторитет педантизма (чрезмерной строгости); авторитет доброты; авторитет резонерства; авторитет подкупа[32].

Часто понятие «ложный авторитет» применяют к взаимоотношениям родителей и детей. Однако он применим как к личности, так и к организации, коллективу.

Ложный авторитет может быть «сформирован на заблуждениях относительно личности лидера»[33].

К примеру, очень часто ложный авторитет проявляется в молодежной среде 16-18 лет, особенно, в неформальных объединениях молодежи. В этом возрасте необходимо самоутвердиться, и для этого нужен некий авторитет, образ, кому можно подражать. Молодежный коллектив часто ориентируется на сильного, красивого, смелого лидера. Молодые люди идут за ним только из-за внешних проявлений его качеств, не вникая в суть его характера. Это происходит в большей степени из-за того, что они еще не способны глубоко разбираться в личности человека.

В статье «Влияние авторитетов и образов для подражания в среде молодежи 16-18 лет» Е.А. Артамонова приводит интересные данные социологических исследований: «Большинство молодежи (почти 100 процентов) считает, что в современном мире существуют авторитеты и образцы для подражания. По мнению молодежи 16–18 лет авторитетом и образцом для подражания должен служить эталон: человек целеустремленный, эрудированный, коммуникабельный, с сильным характером, с приятной внешностью, оратор; важно, чтобы это был человек, который многого достиг в жизни. 78 процентов опрошенных считают, что у них есть авторитет и образец для подражания. В 36 процентах случаев притягивают как положительные, так и отрицательные качества» [34].

Раскрывая тему авторитета руководителя, многие исследователи отмечают, что в настоящее время руководить коллективом становится все сложнее, а значит и авторитет завоевывается гораздо большими усилиями.

Туглан Брюс в своей книге «Быть начальником – это нормально» пишет, что в настоящее время традиционные источники авторитета сменяются новыми. Опыт, возраст, должность и практический опыт становятся все менее важными. Организационные схемы выглядят все более плоскими, количество уровней менеджмента резко снижается. Отношения с руководством носят временный характер. Сотрудники ждут, что их начальники будут удовлетворять их потребности, а руководители, не способные удовлетворять эти потребности, начинают стабильно терять авторитет в глазах сотрудников. Параллельно с этим менеджеры должны справляться с огромным количеством задач, выросли объем и сложность работы каждого менеджера, им все чаще приходится управлять людьми, работающими удаленно. В совокупности изменения в условиях работы приводят к фундаментальному сдвигу норм и ценностей, связанных с самой сутью взаимоотношений между работодателем и сотрудником. Многие руководители не способны управлять другими людьми и контролировать их работу, они не берут на себя ответственность, не говорят о своих ожиданиях, не следят за результатами, не исправляют ошибки и не вознаграждают сотрудников за успехи. Они боятся, не хотят или просто не знают, как это сделать. Везде, на всех уровнях организации, в каждой отрасли, чувствуется шокирующая и масштабная нехватка повседневного руководства, контроля, обратной связи и поддержки сотрудников. Именно это и называется неэффективным управлением[35]. Здесь автор очень емко сформулировал проблему взаимосвязи неэффективного управления и авторитета руководителя.


Также отметим, что в последние три десятилетия несколько раз менялись подходы к пониманию авторитета руководителя. Рушились советские представления об авторитете, когда в большинстве своем любая должность была авторитетна. В 90-е годы авторитет руководителя в обществе ассоциировался, прежде всего, с финансовым благополучием человека (образ «малиновых пиджаков»). Затем наступил период, когда авторитетный руководитель ассоциировался, в большей степени, с западным образцом руководителя - американский менеджер был эталоном для подражания. В настоящее время происходит постепенное формирование своего национального понимания феномена авторитета руководителя. В этом вопросе нам симпатизирует точка зрения Генерального директора компании Adecco в России К. Бряузова о том, что в России до конца еще не сформировалось свое комплексное видение этой проблемы, с учетом национальных интересов и особенностей, хотя она может быть не однозначной и спорной. «По моему мнению, - пишет К. Бряузов, - в сегодняшних рыночных условиях стремительно развивающегося и недостаточно структурированного бизнеса российскому лидеру, в отличие от западного, важнее обладать таким качеством, как харизма. От российского лидера ждут четко заданного подчиненным направления, от него ждут волевых решений, ответов, что нужно делать и как… У России есть свой уникальный путь развития современных лидеров. Наша страна – сильное государство с культурными традициями, наша нация полна талантливых и ярких людей. Российские лидеры есть и будут, они предмет гордости и основа развития экономики страны» [36].

Таким образом, в данной главе мы рассмотрели понятие, сущность, факторы, условия и значение авторитета в системе менеджмента.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что авторитет занимает очень важное место в системе менеджмента, хотя, на первый взгляд, кажется, что это совсем не так. Авторитетный руководитель – это стабильная деловая атмосфера в коллективе и хорошая репутация во внешней среде.

2 ЛИДЕРСТВО В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖЕНТА

2.1 Понятие лидерства

Понятие «лидерство» уходит своими корнями в глубокую древность. Считалось, что вожди племен, а позднее – фараоны, военные начальники, обладают сверхспособностями, и поэтому они пользовались непререкаемым авторитетом, лидерством. Еще в античности, по утверждению Щербининой Н.Г., люди имели представление о лидерстве. Она пишет, что древний философ Платон в своем произведении «Государство» говорил о том, кто может быть главой государства, какими качествами он должен обладать. Обобщенно, можно сказать, что речь у Платона шла о трех типах лидеров[37]:


- философ – государственный деятель, управляющий республикой на основе разума и справедливости;

- военачальник, защищающий государство и подчиняющий других людей своей воле;

- деловой человек, обеспечивающий удовлетворение материальных потребностей.

Платон утверждал, что интеллект и профессионализм – главные качества для руководителя. Известно, что Платону принадлежит известное выражение – для спасения государства философы должны стать царями, а цари философами: «Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия – государствам не избавиться от зол» [38].

Аристотель также внес свой вклад в основу теории изучения лидерства. В своих трудах он сформулировал типы власти, а именно[39]:

- «Правильные» государственные устройства: царская власть (т.е., монархия, власть одного), аристократия (власть немногих), полития (т.е., власть многих).

- «Отклоняющиеся» формы государства: тирания (противовес царской власти), крайняя олигархия (противовес аристократии), демократия (отклонение от политии).

Более активно изучение лидерства и выдвижение различных теорий на эту тему началось в 16 веке. Например, в 1517 году Макиавелли написал трактат «Государь». Это была книга о лидерстве и власти лидера. Современные специалисты упоминают 4 принципа Макиавелли, которые оказали влияние на развитие менеджмента в целом и теории лидерства в частности[40]:

- авторитет или власть лидера коренится в поддержке сторонников;

- подчиненные должны знать, чего они могут ожидать от своего лидера, и понимать, чего он ожидает от них;

- лидер должен обладать волей к выживанию;

- лидер – всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.

Свой вклад в теорию лидерства внес и Монтескье, который выделил три типа власти – деспотию, монархию и республику[41].

В середине 19 века англичанин Френсис Гальтон и другие ученые сформулировал теорию, согласно которой черты лидера являются врожденными[42].

Так, что же такое лидерство?

Термин «лидерство» произошел от слова «лидер» (Leader). «Лидер» в переводе с английского означает – ведущий, руководитель, глава, лидер, командир. «Лидерство» – переводится дословно: руководство, лидерство, руководящая роль, превосходство, предводительство[43].


Определений лидерства очень много у зарубежных исследователей. Дж. Терри определял лидерство как воздействие на группы людей, побуждая их к достижению цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер, Ф. Массарик считали лидерство межличностным взаимодействием. П. Друкер определял лидерство как способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов[44].

В России также многие ученые обращались к понятию лидерства. Профессор Веснин В.Р. писал, что лидерство это «способность влиять на окружение, направляя активность людей и групп на достижение целей»[45]. Михненко А.П. формулирует лидерство как «важнейшее качество эффективного руководства, средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, побуждая их вести себя определенным образом, работать для достижения целей»[46].

Определений лидерства в научной литературе очень много. О.В. Живица пишет, что различия между дефинициями заключаются в точке зрения на сущность лидерства. Все определения можно условно разделить на три группы[47]:

- первые трактуют лидерство как характеристику, черту, способность, присущую личности (проявление индивидом его способностей, способность влиять на группы людей и т.д.);

- вторые рассматривают лидерство как процесс, т.е. деятельность по управлению;

- третьи смотрят на лидерство как на некоторое положение, статус в системе, без которого невозможно само ее существование (ведущее положение личности, группы, государства; разновидность власти и т.д.).

В свое время Стогдил отмечал, что «определений лидерства столько же, сколько людей, которые пытались этим явлением заниматься»[48].

Анализируя разные определения лидерства, можно сделать вывод, что лидерство – это неотъемлемая, необходимая, важнейшая, но составная часть процесса управления (руководства). То есть, когда мы говорим о процессе управления (руководства), то лидерство лишь составная часть этого процесса. А когда речь идет о «лидере» и «руководителе», то это могут быть разные субъекты процесса, поскольку лидер не обязательно должен быть руководителем, а руководитель, к сожалению, не всегда является лидером.


2.2 Основные направления в теории лидерства

В настоящее время в теории лидерства выделяется, в основном, три главных направления: личностный, поведенческий, ситуационный. Рассмотрим кратко каждый из них.

Личностное направление в теории лидерства.

Выше мы выясняли, что лидерство как, теоретическое понятие, давно интересовало философов, ученых, писателей. Начиналось это все с изучения и описания биографий великих людей, прежде всего, королей, царей, полководцев и т.д. Именно отсюда постепенно сложилась так называемая «теория великих людей» или «теория черт» (от словосочетания «черты характера»). Суть этой теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами человека[49]. Главной целью авторов «теории черт» являлось изучение и описание сильных и слабых черт характера великих людей, их ум, их поведенческие качества, интеллектуальные способности.

Одним из основателей и разработчиков теории черт принято считать американского ученого Гордона Олпорта, а доработали эту теорию и придали ей современный вид – британо-американский ученый-психолог Рэймонд Бернард Кеттел, а также британский психолог Ганс Юрген Айзенк[50].

Михненко П.А. пишет, что основная цель и суть теории черт – выявить и описать качества, навыки и черты характера, присущие лидерам: острый ум, твердая воля и целеустремленность, кипучая энергия, незаурядные организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, компетентность, способность внушать людям доверие и т.п. [51]

Исследователи считали, что лидер обязательно должен быть незаурядной личностью, мастерски владеющей искусством общения, убеждения, диалога. Он должен всегда быть готовым брать на себя ответственность. Любой руководитель работает в первую очередь с людьми, и поэтому он обязан знать все тонкости «человеческой инженерии» и владеть обширными знаниями[52].

Навыки, присущие эффективному руководителю, описали американские исследователи Д. Ханта и Р. Осборна. Они считали, что эффективный лидер должен обладать специальными личностными навыками:

- концептуальные навыки - способность анализировать и решать комплексные проблемы;

- управленческие навыки - способность решать специальные задачи;

- навыки планирования и организации - способность выбрать курс действий и сконцентрировать ресурсы для достижения цели;