Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- навыки принятия решений - способность использовать информацию и логику для поиска альтернативных решений;

- коммуникативные навыки - способность эффективно взаимодействовать с людьми;

- административные навыки - способность стимулировать и руководить (направлять) людьми или группами для достижения цели или выполнения задания;

- личное влияние - способность производить хорошее впечатление;

- речевые навыки и навыки письменных коммуникаций - способность ясно и убедительно выражать свои мысли в устной и письменной форме;

- навыки снятия стресса - способность сохранять высокую работоспособность во время стресса и другие[53].

Качественные особенности лидера изучались всесторонне. Причем следует отметить, что набор этих качеств велик, и он менялся и продолжает меняться в зависимости от исторического периода, территории, традиций и культуры народов, и т.д. Например, кто-то выделяет 4 группы качеств – физические, психологические, интеллектуальные, личностные. В результате анализа литературы мы остановились на следующем обобщенном варианте основных качеств руководителя[54]:

- настойчивость, внушение – позволяет овладеть умением влиять на окружающих;

- сообразительность, ум – позволяет овладеть умением решать проблемы;

- общительность – позволяет выработать коммуникативные умения;

- организаторские способности – позволяют выработать умение организовать людей, активность, инициативу;

- саморегуляция, организованность – позволяют выработать способность управлять собой;

- избирательность – позволяет выработать умение контролировать собственное мышление, выделять главное из множества задач и процессов;

- способность к новаторству – позволяет выработать умение идти вперед, не бояться внедрять новое, передовое.

Согласно личностной теории, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личностных качеств: высокий уровень интеллекта и знаний, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование, высокая степень уверенности в себе. Исследования показывают, что:

- с одной стороны, лидеры, как правило, отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социальным статусом;

- с другой стороны, человек, как правило, не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личностных свойств и качеств[55].


Кроме навыков и качеств, присущих лидерам, разработчики теории черт также изучали и формулировали специфические черты характера, которыми должен обладать лидер.

Ордуэй Тид в своей книге "Искусство лидерства" отнес к таким чертам следующие[56]:

1. Физическая и эмоциональная выносливость. Лидерство — это тяжелая работа, поэтому лидер должен обладать выносливостью значительно выше среднего уровня.

2. Понимание назначения организации и направления ее деятельности. Лидер должен иметь цели и воодушевлять других на их достижение.

3. Энтузиазм. Хорошие лидеры часто считаются "одержимыми". Их энтузиазм, так или иначе, трансформируется в господство и влияние.

4. Дружелюбие и привязанность, так как для лидера хуже, когда его боятся, чем любят. Лидерам необходимо, чтобы им симпатизировали ведомые, если они хотят воздействовать на последних.

5. Порядочность. Лидеры должны заслуживать доверия.

Таким образом, существует множество мнений, суждений, исследований о том, какой личностью должен быть лидер-руководитель. Наверное, единого образца, некоего портрета идеальной личности сформулировать невозможно. Слишком много факторов, которые не позволяют сделать это. К примеру, для руководителя-лидера молодежной организации и лидера объединения какого-либо объединения пенсионеров не может быть одинаковых качественных критериев оценки личности. Или, сложно сравнить по личностным качествам, навыкам и характеру руководителя крупного завода и директора маленького магазина. Специфика организации требует разных навыков и качественных характеристик лидеров. И, конечно, здесь следует учитывать территориальные, культурные и другие факторы.

Концепция лидерских черт не позволяет создать универсальную модель лидера, это просто невозможно. Подтверждением этого служит высказывание Макиавелли, который писал, что «Правитель не обладает всеми добродетелями одновременно…», но «Мудрый лидер соединяет в себе качества льва (силу и честность) и качество лисицы (мистификацию и искусное притворство), то есть качества прирожденные и качества приобретенные» [57].

Поведенческое направление в теории лидерства.

В основе поведенческого направления в теории лидерства лежит предположение, что эффективность лидерства определяется не личными качествами, навыками, характеристиками руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным. Разработчиками этого направления принято считать Ф. Херцберга, Д. Макгрегора, Р. Ликерта, К. Левина, Р. Блейка, Дж. Моутона и других. Суть их теорий(приводится по А.К. Семенову и В.Н Набокову)[58]:


- Фредерик Херцберг считал, что все проблемы на предприятии можно решить за счет изменения практики управления – реорганизации рабочих мест и улучшения стиля управления.

- Р. Ликерт – разработал четыре модели стиля управления: 1) руководитель не доверяет подчиненным; 2) отношения между руководителем и подчиненным строятся по принципу «хозяин – слуга»; 3) руководитель частично делегирует полномочия подчиненным; 4) руководитель полностью делегирует полномочия подчиненным.

- Джон Моутон и Р. Блейк разработали пять типов управления: 1) управление людьми; 2) управление работой; 3)малое управление (минимум управленческих усилий); 4) управление посередине (баланс внимания работе и людям); 5) управление участием (отношения на доверии и уважении).

Немецкий психолог К. Левин, анализируя поведенческое направление, сформулировал следующую классификацию стилей руководства: автократический (авторитарный), демократический,  либеральный[59].

 Различие этих стилей управления хорошо иллюстрируют следующие два высказывания: «Государство – это я!» (Людовик XIV); «Не я правлю Россией, а 35 тысяч чиновников» (Николай I)[60].

Рассмотрим кратко каждый из этих стилей.

Автократический (авторитарный) стиль.

Согласно словарю политических терминов, автократия (от греч. autokrateia – самовластие)  – единовластие, система управления обществом или государством, при которой одному лицу принадлежит неограниченная верховная власть.  Одна из форм авторитаризма – персонифицированные режимы, где власть принадлежит лидеру, опирающемуся на репрессивные методы управления[61].

Применительно к нашей теме – властный, значит основанный на стремлении утвердить свое влияние, авторитет, свой стиль управления коллективом. Считается, что авторитарный стиль может быть востребован на начальном этапе формирования организации и коллектива.

Михненко П.А. пишет, что «автократичный лидер всегда авторитарен, обладает достаточной властью навязывать свою волю исполнителям, использует директивный стиль руководства. Он намеренно апеллирует к потребностям низкого уровня подчиненных, как можно больше централизует полномочия и строго структурирует работу подчиненных, почти не давая им свободы в принятии решений, плотно руководит всей работой в пределах своей компетенции, может оказывать психологическое давление и угрожать»[62].


В авторитарном стиле выделяют несколько разновидностей, а именно [63]:

1. Агрессивный стиль – руководитель принуждает подчиненных трудиться, считая их в общей массе ленивыми и глупыми, он безжалостен, не приветлив, максимально ограничивает контакт с сотрудниками.

2. Агрессивно-податливый стиль – характеризуется избирательностью, руководитель агрессивен к своим подчиненным и одновременно услужлив к своим начальникам. Такие руководители боятся показать свои слабости и недоработки. В таком коллективе чаще всего возникает неформальный лидер.

3. Эгоистичный стиль – руководитель стремится к единовластию, единолично решает все вопросы производства и деятельности коллектива. Такие руководители совершают много ошибок.

4. Добросердечный стиль – авторитарный стиль руководства, но допускается частичное участие подчиненных в принятии решений.

Есть и иная классификация (в зависимости от взаимоотношений руководителя и подчинённых) [64]:

- патриархальный стиль (организация – одна большая семья, руководитель – строгий, но справедливый отец); харизматический стиль (основывается на вере в особые, уникальные качества руководителя);

- автократический стиль (проявляется чаще в крупных организациях, его основа – выполнение решений высшего руководителя, слабые личные контакты между руководителем и подчинёнными, был широко распространён в условиях командно-административной системы в СССР и других странах);

- бюрократический стиль (характеризуется максимальной анонимностью и формализованностью отношений «начальник-подчинённый», минимизацией личной власти руководителя, усиливает власть аппарата, а также составителей и контролёров нормативных актов).

Из приведенных выше тезисов можно понять, что у авторитарного стиля руководства очень много минусов. Наиболее важные: необходимость подчиняться может вызвать чувство неудовлетворенности, обиды, нежелание проявлять инициативу; неучастие в принятии решений снижает включенность сотрудников в процесс работы и ответственность за конечный результат; взаимоотношения между работниками могут быть напряженными из-за конкуренции; результатом может быть низкая производительность труда и т.д. И, тем не менее, есть и положительные эффекты: решения принимаются быстро, особенно в критических обстоятельствах; люди чувствуют себя в большей безопасности, имея четкие правила поведения, и ясно осозновая сферу своей компетенции; обеспечивается полный контроль исполнения решений и другие[65].


Демократический стиль.

Применительно к нашей теме демократический стиль – это стиль руководства, предполагающий делегирование руководителем части своих полномочий подчиненным и принятие решений на коллегиальной основе.

Этот стиль предполагает наличие у руководителя и подчиненного чувства доверия и взаимопонимания, руководитель ведет себя как один из членов группы, каждый сотрудник может свободно выражать свое мнение, большинство проблем обсуждается коллективно. Такая обстановка создает условия для самовыражения подчиненных, у которых развивается самостоятельность суждений. Это позволяет достигать цели с малыми затратами. Управление осуществляется без грубого нажима, с учетом способностей людей[66].

Существуют разновидности демократического стиля руководства[67]:

- совещательный стиль – проблемы обсуждают сообща, руководитель доверяет подчиненным, советуется с ними, но не перекладывает на них ответственность за принятие решений;

- участвующий стиль руководства – максимальное вовлечение коллектива в процесс принятия решений, контроль за исполнение поручений и решений; полное доверие работникам.

Положительные моменты демократического стиля руководства: хорошие рабочие взаимоотношения, совместная ответственность за принятие решений, мотивация и нацеленность на конкретный результат. Отрицательные моменты демократического стиля: не все хотят быть вовлеченными в процесс, доверие между руководителем и подчиненными может быть нарушено и тогда могут возникнуть проблемы, консультации занимают много времени и другие[68].

Либеральный стиль руководства.

Либеральный (от лат. liberalis — свободный) стиль характеризуется низкой требовательностью к подчиненным, беспринципностью руководителя, стремлением приобрести авторитет путем разных льгот, нежеланием принимать на себя ответственность за итоги деятельности. Преимущества этого стиля - в групповом принятии решений. Но либеральный руководитель не всегда имеет четкую цель, силу воли, глубокие знания. Это неустойчивый стиль руководства и его вряд ли можно отнести к лидерству[69] .

Либеральный стиль руководства дает положительные результаты, если коллектив состоит из высококвалифицированных специалистов, обладающих боль­шими способностями к творческой самостоятельной работе, дисциплинированных и ответственных. Этот стиль подходит больше к творческим коллективам.