Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- адекватность – 6 процентов.

Как ни удивительно, только 4 процента опрошенных отметили в качестве плюсов хорошего начальника его лидерские качества. Это, можно объяснить, по мнению авторов исследования, тем, что лидерские качества изначально должны присутствовать у руководителя, иначе он не стал бы начальником.

Эти исследования также подтверждают важность интеллекта и профессионализма для авторитетного руководителя.

На наш взгляд, конечно, интеллектуальные способности руководителя, его глубокие профессиональные знания, непременно обеспечивают авторитет руководителю и даже нивелируют отдельные плохие черты его характера. Не случайно в свое время Вальтер Скотт написал, что «Авторитет происходит от разума, а не разум от авторитета; всякий авторитет, не признанный разумом, — бессилен» [14].

Веснин В.Р. указывает на необходимость для авторитета руководителя, как личностных качеств, так и деловых[15]:

1. Личностные качества:

- высокие моральные стандарты, физическое и психологическое здоровье;

- внутренняя и внешняя культура;

- справедливость, честность, отзывчивость, заботливость;

- доброжелательность к людям, оптимизм, уверенность в себе.

2. Деловые качества:

- знание организации, способность обеспечить ее деятельность всем необходимым, ставить и распределять среди исполнителей задачи, координировать и контролировать их осуществление, побуждать к труду;

- энергичность, доминантность, честолюбие, стремление к власти и личной независимости, смелость, решительность, напористость, воля, требовательность, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;

- стремление к лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, контактность, коммуникабельность умение повести за собой;

- целеустремленность, инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, но при необходимости легко перестроиться;

- способность управлять собой, своим поведением, рабочим временем;

- стремление к преобразованиям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчиненных и т. п.

Сущность авторитета руководителя связывается с этическими принципами и управленческой культурой. «Для руководителя этические принципы и управленческая культура в действиях и поведении являются наиболее важными факторами, формирующими его авторитет и определяющими имидж властной структуры в любых масштабах и сферах предпринимательской деятельности» [16], - отмечает Р.А. Исаев. Автор также пишет, что культура руководителя включает уровень квалификации, этическое воспитание, личную гигиену и внешний вид, форму обращения к подчиненным и т.п., а также, поскольку около 80 процентов рабочего времени руководителя занимают контакты с людьми, умение общаться является важной составной частью его труда. Автор перечисляет следующие нормы управленческой культуры руководителя: юридические нормы – их знание и выполнение; моральные нормы – регулируют поведение менеджера в области нравственности и морали; организационные нормы – устанавливают организационную структуру организации, функциональные взаимоотношения, правила внутреннего распорядка; экономические нормы; технические нормы и другие[17].


При изучении вопроса об авторитете руководителя, следует иметь в виду, что авторитет личности включает в себя совокупность объективных и субъективных факторов[18]:

1. Объективные факторы (заведомо несут положительный эффект): занимаемая должность; известность; связи; место работы и жительства и т.д.

2. Субъективные (личностные) факторы (могут иметь отрицательную направленность или вовсе отсутствовать у человека): профессионализм; ответственность и трудолюбие; дисциплинированность, решительность; честность, порядочность, отзывчивость; обладание организаторскими и коммуникативными способностями.

Авторитет в системе менеджмента имеет свои особенности. Профессор Веснин В.Р. пишет, что прочность власти и авторитета зависит от ряда обстоятельств[19]:

- сокращение разрыва между руководителями и подчиненными в уровне образования и квалификации. Сегодня подчиненные во многом превосходят руководителей, оставляя им формальное преимущество в занимаемой должности, организаторские способности или личный авторитет;

- увеличение доли специалистов, обладающих уникальной квалификацией, уход которых может обернуться катастрофой. Понятно, что безоговорочно властвовать над такими людьми невозможно, нужен неформальный авторитет;

- ослабление традиции послушания, формировавшейся прежде у большей части населения (т.е., ослабление позиций формального властного авторитета);

- облегчение в условиях информационного общества поиска нового места приложения своих способностей, что делает работников менее зависимым от администрации (формальным авторитетом сотрудников не удержать).

Авторитет личности обеспечивается различными условиями. Воропаева А.В. выделяет три главных условия, обеспечивающих авторитет личности[20]:

  1. Первое (главное) условие – это высокий профессионализм, который заставляет прислушиваться к мнению человека, соглашаться с ним. Такой авторитет указывает на уровень профессиональной компетенции, практических навыков и опыта, приобретенных в результате специальной подготовки и трудовой карьеры.
  2. Второе условие – духовная культура авторитетной личности: высокий уровень образования и знаний, ученая степень, многообразие культурных интересов и потребностей.
  3. Третье условие – моральный облик личности, характеризующийся его общественной значимостью и вкладываемым трудом, честностью, высокой принципиальностью, убежденностью, бескорыстием, у которого слово не расходится с делом.

Также, следует иметь в виду, что в современных условиях на принятие решений в организации может повлиять сотрудник, не являющийся руководителем, но обладающий высоким авторитетом у членов коллектива и руководства. Не каждому руководителю удается завоевать авторитет в коллективе, в таком случае он обладает только властными полномочиями. Кроме всего прочего, авторитет – не является величиной постоянной, его можно легко потерять из-за каких-то объективных и субъективных обстоятельств, и, в тоже время, можно приобрести в результате каких-то действий, а порой и случая. Руководитель всегда обязан быть в курсе растущих требований времени. Сегодня нельзя оставаться авторитетным, опираясь лишь на ранее накопленный опыт. Сохранение авторитета требует от руководителя постоянного самоконтроля, полной самоотдачи[21].

Значение авторитета руководителя в системе менеджмента – это, иными словами, – важность, значительность, смысл авторитета руководителя в организации. Сложно недооценить значение авторитета руководителя в организации. Причем, как внутри коллектива, так и во внешней среде, с которой взаимодействует организация.

Внутри коллектива авторитет руководителя способствует формированию доверия в этом коллективе. Доверие проявляется и формируется через позитивное и последовательное поведение руководителя. Доверие – это чувство безопасности и комфорта в межличностных отношениях, которое необходимо для создания здорового, открытого климата в организации. Доверие в организации сформировано тогда, когда у подчиненных есть свобода думать, расти и даже совершать ошибки без страха наказания[22].

Увеличению авторитета руководителей и использованию потенциальных возможностей подчиненных способствуют знания по психологии управления, навыки и умения их практического использования.

Большое значение авторитет руководителя играет и во внешней среде. От этого порой зависит успех организации в целом. С авторитетным руководителем легче встречаются партнеры по бизнесу, порой они могут поверить ему просто на слово. В настоящее время роль руководителя во взаимодействии с внешней средой значительно возросла. Руководителю приходится взаимодействовать не только с прямыми профессиональными партнерами, но и с многочисленными органами власти, общественными объединениями, средствами массовой информации и т.д. Понятно, какими качествами должен обладать руководитель при этом. Авторитетный руководитель умножит репутацию компании, а малоавторитетный – может принести ей убытки. Смысл авторитета руководителя – приносить пользу своей организации и людям, работающим в ней.


Часто возникает вопрос: почему одни руководители авторитетны, а других только терпят по необходимости? Авторитет – сложная составляющая любого человека, а не только руководителя (взять, к примеру, авторитет родителей, учителей, друзей и т.д.). Авторитет – это и дар природный и огромный труд человека.

1.2 Характеристика основных видов авторитета менеджера

В современной литературе по менеджменту существует множество исследований на тему «виды авторитета руководителя».

Цветков А.Н. подразделяет авторитет на следующие виды[23]:

1. Должностной, или формальный.

2. Деловой.

3. Личный (личностный, персональный).

Должностной (формальный) авторитет.

Цветков А.Н. отмечает, что должностной авторитет базируется на организационных нормах и структурах, уважении к руководящим инстанциям, признании права их представителей командовать, убежденности в необходимости поддержать порядок и подчиняться руководству.

Должностной авторитет это формальная власть, власть должности. «Она обусловлена не личными качествами обладателя, а его официальным местом в структуре управления организацией. Она измеряется либо числом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться его распоряжениям, либо объемом материальных ресурсов, которыми данное лицо может без согласования с другими распоряжаться», - отмечает В.Р. Веснин[24].

Таким образом, должностной авторитет представляет собой совокупность функций и полномочий, делегированных организацией для конкретных должностей.

Деловой авторитет.

Деловой авторитет, как пишет профессор В.П. Пугачев, «предполагает высокую профессиональную компетентность руководителя, его способность

лучше других решать организационные задачи и добиваться успеха» [25].

Про руководителя, у которого власть основана на деловом авторитете, говорят, что это руководитель с «деловой хваткой». Деловые качества руководителя – это, прежде всего[26]:

- умение быстро и объективно оценивать, анализировать информацию, оперативно мыслить и действовать;

- способность быстро ориентироваться в сложной ситуации и самостоятельно принимать сложные решения;


- умение четко ставить задачи, разумно использовать ресурсы и грамотно распределять роли;

- способность выстраивать стратегии развития;

- способность налаживать коммуникации с партнерами и вышестоящими организациями.

Личный (личностный, персональный) авторитет.

Личностный авторитет руководителя формируется на основе его биографии, индивидуальных способностей и черт характера. Кричевский Р. Л. считает, что для авторитета руководителя необходимы: широта взглядов, долгосрочное предвидение, инициативность и решительность, личное обаяние, беспристрастность и бескорыстие, здоровье и иные качества[27].

Персональный авторитет формируется на основе высоко ценимых индивидуальных качеств, не связанных с должностным статусом. В обобщенном виде, среди личных характеристик чаще всего выделяют следующие[28]: «порядочность, ум, коммуникабельность и приятность в общении, забота о людях, обширность познания, скромность образа жизни, музыкальные и иные способности, и т.п.».

Что касается вопроса влияния пола на авторитет руководителя, то здесь абсолютное большинство исследователей утверждает, что процесс формирования личности начальника зависит не от пола последнего,  а от типа личности[29].

Хотя, безусловно, в России женщин руководителей меньше, чем в западных развитых странах и это, от части, объясняется историческими и даже религиозными традициями.

Спорным является вопрос о том, насколько биография влияет на авторитет руководителя. Биография, применительно к рассматриваемому вопросу, это: возраст, пол, образование, социально-экономический статус. Анализируя данные о взаимосвязи возраста и авторитета руководителя, Р.Л. Кричевский не нашел такой связи, считая, что авторитетным может быть руководитель и в 25 лет, и в зрелом возрасте[30].

Что касается социального статуса и образования руководителя, то эти характеристики безусловно влияют на авторитет руководителя.

Кодин В.Н пишет, что авторитет руководителя – это соответствие его субъективных качеств объективным требованиям деятельности, его общественное признание. Его авторитет складывается из следующих составляющих (так называемые слагаемые авторитета) [31]:

- профессионализм и компетентность — основа делового авторитета;

- справедливость и высокие нравственные качества личности руководителя — основа его морального авторитета;