Файл: Деньги, кредит, банки..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • отдельные межправительственные соглашения, текст которых размещен в справочноправовых системах и на официальных сайтах органов государственной власти;
  • данные из отчетов об исполнении федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период (в части поступлений и выплат средств, являющихся источниками финансирования дефицитов бюджетов по соответствующим КБК).

Таблица 1

Классификация государственных (муниципальных) кредитов

Поступающие в федеральный бюджет средств от государственных заимствований учитываются в источниках финансирования дефицита федерального бюджета путем увеличения объема этих источников с одновременным увеличением объема долга федерального правительства перед отечественными и зарубежными кредиторами, отражаемого в государственной долговой книге Российской Федерации (долговой книге внутреннего долга и долговой книге внешнего долга Российской Федерации).

В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года; иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета, указанные в п. 1 ст. 94 БК РФ.

Состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета формируется за счет:

— разницы между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

— разницы между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц; разницы между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.


В качестве иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета выступают:

  • объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
  • разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов; прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

1.3. Политика управления государственным кредитом

Управление государственным кредитом - одно из направлений финансовой политики государства, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.

Управление государственным долгом осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ. В качестве генерального агента (агента) Правительства РФ, осуществляющего обслуживание государственного долга, выступают Центральный банк РФ, кредитная организация или другая специализированная финансовая организация, с которыми Минфин России заключил соответствующие агентские соглашения.

В процессе обслуживания государственного долга производятся операции по выплате доходов по государственным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств федерального бюджета. Итак, государство, располагая собственными финансовыми ресурсами, образуемыми главным образом за счет налоговых, а также неналоговых поступлений, тем не менее (в силу своей природы) регулярно с целью покрытия бюджетного дефицита обращается к заимствованиям. Параллельно, при избыточности денежной массы подобным поведением может достигаться, с одной стороны, улучшение денежного обращения и снижение инфляции, с другой – долговой рост.


Предельный объем государственного долга Российской Федерации, как это сделано для государственного долга субъекта Российской Федерации и муниципального долга, БК РФ не устанавливает. Как следует из п. 4 ст. 98 БК РФ, в объем внутреннего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства, по которым выражены в валюте Российской Федерации;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

4) объем обязательств, вытекающих из государственных гарантий, выраженных в валюте Российской Федерации;

5) объем иных долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие БК РФ.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации по правилам п. 5 ст. 98 БК РФ включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства, по которым выражены в иностранной валюте, в т.ч. по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств, вытекающих из государственных гарантий Российской Федерации, выраженных в иностранной валюте. Иными словами, плата за пользование заемными средствами, размер которой определяется условиями заимствований (срок и объем заимствований, стоимость займов и порядок их возврата), не включается в объем национального государственного долга.

2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

2.1 Анализ размещения государственного кредита и государственного долга в России в 2016-2019 гг


В настоящее время правительство и общественность нашей страны все лучше осознают остроту проблемы государственного внутреннего долга и кредита России. Для понимания ситуации и выявления проблемы в Российской Федерации рассмотрим таблицу 2, где более наглядно представлены на период 2018-2020 гг. в таблице 2.

Таблица 2

Показатели объема государственного внутреннего долга по субъектам Российской Федерации на 2018-2020 гг[7]

Субъекты РФ

Объем государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации (тыс. руб.)

2018 г

2019г

2020г

Центральный федеральный округ

484 651 281,5

493 607 409.2

486 399 843

Северо-Западный федеральный округ

244 058 986,5

213 752 615.1

196 997 548

Южный федеральный округ

281 011 615

253 903 425.2

200 752 353

Северо-Кавказский федеральный округ

83 184 385,2

74 290 862.7

68 826 598

Приволжский федеральный округ

545 008 182,1

531 606 857.5

506 621 625

Уральский федеральный округ

153 765 080,3

140 812 105.3

142 187 783

Сибирский федеральный округ

364 701 203,6

292 489 083.1

276 277 194

Дальневосточный федеральный округ

158 750 851,6

205 850 927.4

205 186 132

ИТОГО

2 315 131 586,6

2 206 313 285.5

2 083 249 076

Проанализировав таблицу 2, видим, что сумма долга в Центральном федеральном округе на 2019 год, по сравнению с 2018 годом, в котором сумма составила 484 651 281,5 тыс. руб., выросла на 8 956 127,7 тыс. руб. ( на 2%) и составила 493 607 409,2 тыс. руб.

На 2020 год ситуация немного меняется и сумма уменьшилась на 7 207 566,2 тыс. руб. В процентах это рано 1,5% и сумма составила 486 399 843 тыс. руб. В Северо-Западном федеральном округе сумма долга на 2019 год уменьшилась, по сравнению с 2018 годом, на 30 306 371,4 тыс. руб. и составила 213 752 615,1 тыс. руб. Сумма на 2020 год также снижается на 16 755 067,1 тыс. руб. (7,8%) и равна 196 997 548 тыс. руб. В Южном федеральном округе также демонстрируется ситуация по снижению государственного долга.


В Приволжском федеральном округе сумма налога на 2019 год составила 531 606 857,5 тыс. руб. По сравнению с 2018 годом, сумма снизилась на 13 401 324.6 тыс. руб. В 2020 году сумма снизилась еще на 24 985 232,5 тыс. руб. и составила 506 621 625 тыс. руб. В Сибирском федеральном округе сумма налога снизилась 2019 году на 72 212 120,5 тыс. руб. и рана 292 489 083,1 тыс. руб. 2020 год также характерен снижением государственным долгом на 16 211 889,1 тыс. руб. и составит 276 277 194 тыс. руб. Уральский федеральный округ также характерен снижением суммы долга на исследуемый период с 2018-2020 гг.

Таким образом, делая вывод по ситуации с государственным внутренним долгом, видим, что ситуация в Российской Федерации налаживается. Меры по снижению государственного долга, которыми занимается Правительство РФ и как оказывается очень эффективно. Рассмотрим ситуации Росси с государственным долгом и проведем анализ в период с 2018-2020 года, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели внешнего долга на 2018-2020 гг

Совокупный внешний долг России

2018 г

2019 г

2020 г

млрд. долларов США

529,084

453,749

481,473

млрд. рублей

33 332,292

28 586,187

30 332,799

Проведя анализ таблицы 3, видим что сумма внешнего долга 2019 году в млрд. долларов США уменьшился на 75,335 млрд. долларов США и составила 453,749 млрд. долларов США.

В рублях это составляет 28 586,187 млрд. руб. В 2020 году сумма выросла на 27,724 млрд. долларов США и равна 481,473 млрд. долларов США, что составляет 30 332,799 млрд. рублей. Таким образом проанализировав ситуацию внутреннего и внешнего долга России мы видим, что ситуация с внутренним долгом намного лучше, нежели ситуация с внешним.

Как видно из таблицы 3, сумма внешнего государственного долга Российской Федерации на 2020 год выросла, однако если сравнение его с 2018 годом показывает, что ситуация России все же улучшается и Правительство Российской Федерации всеми способами пытается уменьшить данную сумму. Рассмотрим таблицу 4, где распишем категории внешнего государственного долга на сегодняшний день.

Таблица 4

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 2020 год

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент млн. евро

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

54 616,7

49 629,0

Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - не членами Парижского клуба

419,5

381,2

Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами

485,5

441,2

Задолженность по внешним облигационным займам

40 611,7

36 902,9

Задолженность по ОВГВЗ

2,7

2,5

Прочая задолженность

20,7

18,8

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

13 076,6

11 882,4