Файл: Гражданство Российской Федерации понятия и принципы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 3877

Скачиваний: 61

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Двойное гражданство подразумевает наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства.

Термин «двойное гражданство» иногда определяется как «многогражданство», т.е. наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства или нескольких иностранных государств.

Указанное позволяет сделать вывод, что гражданин РФ признается имеющим двойное гражданство лишь при условии, что с государством его второго гражданства имеется международное соглашение. Если же гражданин РФ получил гражданство государства, с которым Российская Федерация не заключала международных договоров по вопросам двойного гражданства, то он будет считаться приобретшим второе гражданство иностранного государства и рассматриваться на территории РФ только как гражданин РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 Конституции РФ наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Законодательство РФ устанавливает ряд ограничений для лиц, имеющих гражданство другого государства. В частности, согласно п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае наличия гражданства другого государства (других государств)[4].

В Верховном Суде РФ рассматривалось дело об отмене решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи. В удовлетворении требования было отказано, поскольку было установлено, что заявитель, являясь гражданином другого государства, в нарушение положений федерального закона поступил на государственную службу и замещал должность помощника судьи, в связи с чем необоснованно приобрел необходимый стаж работы, который давал право претендовать на замещение должности судьи, названные действия заявителя ставят под сомнение его порядочность и честность, подрывают к нему доверие, а также свидетельствуют о том, что он не соответствовал требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи.

При этом Верховный Суд РФ не принял во внимание доводы заявителя, указывавшего, что наличие второго гражданства не может негативно характеризовать гражданина как личность, ставить под сомнение его порядочность, честность и вызывать недоверие к судебной власти .


4. Под иностранным гражданином в понимается лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

В ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» данное определение несколько уточняется - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Таким образом, иностранным гражданином признается лицо, которое не имеет гражданства РФ, но имеет подтверждение наличия гражданства (подданства) иностранного государства, т.е. имеет документ, подтверждающий наличие гражданства (подданства) иностранного государства, признаваемого в качестве такового в Российской Федерации.

5. Лицом без гражданства признается лицо, которое не имеет гражданства РФ и не имеет доказательств, подтверждающих наличие гражданства (подданства) иностранного государства. Аналогичное определение используется и в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Таким образом, лицо без гражданства будет считаться таковым, если у него отсутствует документ, подтверждающий наличие гражданства (подданства) иностранного государства, признаваемого в качестве такового в Российской Федерации.

6. Ребенок означает лицо, не достигшее возраста 18 лет.

Предложенное определение сформулировано в соответствии с требованиями ст. 1 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., где предусматривается, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

7. Проживание обозначает в рамках Закона «О гражданстве Российской Федерации» проживание лица на законном основании на территории РФ или за ее пределами.

При этом ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» под законно находящимся на территории РФ иностранным гражданином понимает лицо, имеющее действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу или иные предусмотренные данным Федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что заключением по материалам комплексной проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у него гражданства РФ и обоснованности выдачи ему паспорта гражданина РФ, проведенной УФМС России по Оренбургской области, он был лишен гражданства РФ, его паспорт признан выданным в нарушение установленного порядка. С заключением В. не согласен, считает его незаконным[5].


Судом было установлено, что, несмотря на наличие паспорта гражданина РФ, в учетах АС ЦБДУИГ ФМС России, по базе данных «Гражданство» КД МИД России В. как приобретший гражданство РФ не значится. Проведя комплексную проверку, УФМС России по Оренбургской области сделало вывод, что В. гражданином РФ не является, выданный паспорт гражданина РФ следует считать недействительным.

При получении паспорта В. было представлено решение Саrмарского районного суда Оренбургской области, которым установлен факт проживания заявителя на территории РФ с даты прибытия на территорию РСФСР по день вынесения решения судом. Указанное решение судом постановлено на основании свидетельских показаний и записей в трудовой книжке заявителя. Оценивая названное решение, суд первой инстанции указал, что оно противоречит совокупности иных собранных по делу доказательств. В частности, согласно заключению ГУВД Самарской области заявление В. о принятии в гражданство было отклонено, поскольку он выдворялся за пределы РФ в течение пяти предшествующих подаче заявления лет, кроме того, В. был ранее осужден, что противоречит изложенным в решении суда показаниям свидетеля Г.

Кроме того, Определением Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2005 г. N 402-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Фатуллаевой Галины Васильевны на нарушение ее конституционных прав частью 4 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве РФ» установлено, что сам по себе установленный судом факт постоянного проживания лица на территории РФ не отнесен законодателем к правообразующим юридическим фактам, то есть служащим основанием для принятия решения о приеме в гражданство РФ. Настоящий Федеральный закон под проживанием понимает проживание на территории РФ на законном основании, а ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» под законно находящимся на территории РФ иностранным гражданином понимает лицо, имеющее действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу или иные предусмотренные данным Федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Таким образом, оценив решение Самарского районного суда Оренбургской области в совокупности с другими доказательствами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что доказательств наличия гражданства РФ у В. не имеется.

8. Территория РФ определяется законодателем как территория РФ в пределах Государственной границы РФ или территория РСФСР в пределах административной границы РСФСР на день наступления обстоятельств, связанных с приобретением или прекращением гражданства РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом.


Территория РФ имеет усложненное определение, которое обусловлено событиями прекращения существования СССР.

В первую очередь законодатель обозначает территорию РФ в пределах Государственной границы РФ, которая определяется в соответствии с положениями Закона РФ «О Государственной границе РФ» . При этом ст. 1 приведенного Закона предусматривает, что Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. В свою очередь, ст. 2 Закона РФ «О Государственной границе РФ» предусматривает, что Государственной границей РФ является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.

В порядке правопреемства территорией РФ является территория бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) в пределах ее бывших административных границ в составе СССР. В этой связи законодатель предусматривает, что если на день наступления обстоятельств, связанных с приобретением или прекращением гражданства РФ в соответствии с Законом «О гражданстве Российской Федерации», лицо находилось на территории РСФСР, то считается, что оно находилось на территории РФ.

Под общим порядком приобретения или прекращения гражданства РФ понимается порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства РФ Президентом РФ в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Законодатель в законе «О гражданстве Российской Федерации» устанавливает общий и упрощенный (льготный) порядок осуществления производства и принятия решения по вопросам гражданства РФ. При этом общий порядок предполагает рассмотрение вопросов гражданства и принятие решения по вопросам гражданства РФ Президентом РФ. В отношении лиц, на которых распространяется упрощенный (льготный) порядок, рассмотрение вопросов гражданства и принятие решения по вопросам гражданства РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в сфере миграции и иностранных дел[6].


10. Понятие изменения гражданства в законе «О гражданстве Российской Федерации» обозначает приобретение или прекращение гражданства РФ.

11. Вид на жительство в законе «О гражданстве Российской Федерации» определен как документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории РФ лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.

Аналогичное по сути определение используется и в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Сформулированное определение приведенного документа позволяет выделить следующие его функции:

- во-первых, вид на жительство есть документ, удостоверяющий личность лица без гражданства;

- во-вторых, он подтверждает законность постоянного проживания на территории РФ лиц без гражданства и иностранных граждан;

- в-третьих, вид на жительство предоставляет разрешение на постоянное проживание на территории РФ лицам без гражданства или иностранным гражданам;

- в-четвертых, рассматриваемый документ предоставляет право иностранным гражданам или лицам без гражданства на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение на ее территорию.

Вид на жительство - это не единственный документ, который может удостоверять личность лица без гражданства на территории Российской Федерации.

Документы, удостоверяющие личность лица без гражданства в Российской Федерации, определены в ч. 2 ст. 10 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», это:

1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

2) разрешение на временное проживание;

3) вид на жительство;

4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.