Файл: Гражданство Российской Федерации понятия и принципы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 3883

Скачиваний: 61

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Принципы и основания для приобретения гражданства РФ

2.1 Принципы гражданства Российской Федерации

Статья 4 закона «О гражданстве Российской Федерации» определяет систему принципов гражданства РФ и правил, регулирующих вопросы гражданства РФ. При этом следует отметить, что законодатель определяет основополагающие начала, базовые положения не только материально-правовых аспектов гражданства РФ (принципы гражданства РФ), но и производства по вопросам гражданства РФ (правила, регулирующие вопросы гражданства РФ).

В ч. 1 статьи 4 закона «О гражданстве Российской Федерации» определяется антидискриминационный принцип, в соответствии с которым принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства, не должны ограничивать права граждан РФ, в том числе содержать положения, ограничивающие права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Недопустимость ограничения прав граждан вытекает из общепризнанных норм международного права, содержащихся в ст. 2 и ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. Подобные положения предусмотрены в ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.

Принцип единства гражданства РФ означает, что в Российской Федерации установлено единое гражданство для лиц, получивших его в порядке, установленном законом «О гражданстве Российской Федерации». В соответствии с ч. 1 ст. 6 Конституции РФ гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом и является единым и равным независимо от оснований приобретения. Не допускается установление гражданства субъекта РФ или иных территориальных образований, что имело место в Российской Федерации в начале 90-х годов .

Принцип равенства гражданства РФ независимо от оснований его приобретения означает, что гражданство РФ одинаково для всех лиц, получивших его в установленном законом порядке. На содержание правоотношений гражданства РФ не влияет, приобретено ли оно в общем или упрощенном (льготном) порядке, принято ли решение о гражданстве Президентом РФ или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере миграции или иностранных дел.

Часть 3 статьи 4 закона «О гражданстве Российской Федерации» предусматривает принцип сохранения гражданства за гражданином РФ, проживающим за пределами Российской Федерации[7].


Реализуя положения приведенного принципа, законодатель определяет в ст. 18 настоящего Федерального закона основания прекращения гражданства РФ, и проживание гражданина РФ за пределами Российской Федерации не является одним из таких оснований. В судебной практике также подчеркивается, что гражданство РФ не утрачивается в силу одного только факта проживания за пределами РФ .

Часть 4 статьи 4 закона «О гражданстве Российской Федерации» провозглашает принцип недопустимости лишения гражданства РФ или лишения права изменить его.

Закон «О гражданстве Российской Федерации» не предусматривает оснований для лишения как самого гражданства РФ, так и права гражданина РФ изменить гражданство РФ на гражданство иного государства.

Данный принцип соответствует общепризнанным принципам международного права. Так, в соответствии со ст. 15 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. каждый человек имеет право на гражданство. При этом никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Кроме того, ч. 1 ст. 8 Конвенции о сокращении без гражданства от 30 августа 1961 г. предусматривает положение о том, что государство не должно лишать никакое лицо своего гражданства, если такое лишение сделало бы это лицо апатридом. При этом лишение гражданства в соответствии с ч. 2 ст. 8 указанной Конвенции возможно лишь в исключительных случаях, предусмотренных национальным законом.

Так, Конституционным Судом РФ в Постановлении от 4 октября 2016 г. N 18-П отмечалось, что применительно к праву на гражданство РФ Конституция РФ закрепляет, что оно приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения и что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ч. ч. 1 и 3 ст. 6). С названными положениями Конституции РФ корреспондируют являющиеся в силу ее ст. 15 (ч. 4) составной частью правовой системы Российской Федерации положения Всеобщей декларации прав человека, согласно которым каждый человек имеет право на гражданство, никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство (ст. 15), а также положения Европейской конвенции о гражданстве от 6 ноября 1997 г. (Российской Федерацией подписана, но не ратифицирована), согласно которым в вопросах, касающихся гражданства, следует учитывать законные интересы как государств, так и отдельных лиц, а национальное законодательство о гражданстве должно основываться в том числе на принципах права каждого на гражданство, избегания без гражданства и запрета произвольного лишения гражданства (ст. 4).


В Постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П Конституционный Суд РФ указал, что Конституция РФ и международно-правовые акты, формулируя запрет произвольного лишения гражданства или права изменить свое гражданство, исходят из того, что в сфере любых правоотношений, включая связанные с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать при реализации права на гражданство уважение достоинства личности (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ).

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что общепризнанные нормы международного права не допускают произвольного лишения своего гражданства или права изменить свое гражданство. Это значит, что в порядке, установленном национальным законом, лишение гражданства допустимо, если это лишение не делает человека лицом без гражданства (апатридом). Приведенный принцип, провозглашенный в закона «О гражданстве Российской Федерации», не допускает лишения гражданства РФ или права изменить гражданство РФ по инициативе органов государственной власти Российской Федерации в принципе, т.е. любым иным образом, кроме как на основании волеизъявления самого гражданина РФ.

Часть 5 статьи 4 закона «О гражданстве Российской Федерации» провозглашает принцип недопустимости высылки гражданина РФ за пределы Российской Федерации или выдачи его иностранному государству. Данный принцип вытекает из положений ст. 3 Протокола от 16 сентября 1963 г. N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., где предусматривается, что никто не может быть выслан путем индивидуальных или коллективных мер с территории государства, гражданином которого он является. Часть 2 указанной статьи предусматривает, что никто не может быть лишен права на въезд на территорию государства, гражданином которого он является. Данный принцип прямо предусматривается в ч. 1 ст. 61 Конституции РФ.

Часть 6 статьи 4 закона «О гражданстве Российской Федерации» закрепляет принцип сокращения без гражданства. Хотя Российская Федерация и не является участником Конвенции о сокращении без гражданства от 30 августа 1961 г., вместе с тем закон «О гражданстве Российской Федерации» неуклонно следует положениям, закрепленным в указанной Конвенции. В соответствии с указанным принципом Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ, и тем самым предпринимает меры к сокращению без гражданства.


8. Часть 7 статьи 4 закона «О гражданстве Российской Федерации» закрепляет принцип признания гражданства РФ или факта наличия у лица в прошлом гражданства СССР. Признание лица гражданином РФ осуществляется в соответствии Законом, а также в соответствии с международными договорами РФ по вопросам гражданства. Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов РСФСР или СССР, международных договоров РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

2.2 Правовое регулирование приобретения гражданства Российской Федерации

Статья 11 закона «О гражданстве Российской Федерации» законодательно закрепляет основания приобретения гражданства РФ.

Основаниями приобретения гражданства РФ следует признать юридические факты, с которыми закон связывает возникновение длящегося публичного абсолютного правоотношения, возникающего между человеком (лицом как индивидуальным субъектом права) и Российской Федерацией (государством, являющимся коллективным субъектом права).

Под юридическим фактом в современной теории права понимается событие или действие, с которым закон связывает возникновение, изменение, реализацию или прекращение правоотношения.

Первое из законодательно закрепленных оснований приобретения гражданства РФ представляет собой юридический факт - событие, не зависящее от воли и сознания субъектов права (приобретение гражданства по рождению). Остальные представляют собой юридический факт - действие, которое зависит от воли и сознания субъектов правоотношения (приобретение гражданства в результате приема в гражданство РФ, в результате восстановления в гражданстве РФ, по иным основаниям.

Вопрос об основаниях приобретения гражданства РФ неоднократно становился предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, сформулировавшего ряд правовых позиций по вопросу о порядке приобретения гражданства РФ лицами, состоявшими в гражданстве СССР, после вступления в силу Закона «О гражданстве Российской Федерации». В соответствии с ними из положения Закона РФ «О гражданстве РФ», согласно которому лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве РФ по рождению, если они родились на территории РФ, вытекает, что такие лица состоят в российском гражданстве с момента рождения и в силу ст. 6 (ч. 3) Конституции РФ не могут считаться лишившимися российского гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению. Лица, которые приобрели по собственному свободному волеизъявлению гражданство иностранного государства, утрачивают право на приобретение гражданства РФ по основаниям, установленным Законом РФ «О гражданстве РФ», в частности в порядке признания (ст. 13 указанного Закона), и могут приобрести гражданство РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом, что, однако, не может рассматриваться как нарушение их конституционных прав.


Законодатель устанавливает следующие основания приобретения гражданства РФ[8]:

1) по рождению.

По смыслу ст. 47 Семейного кодекса РФ под рождением следует понимать происхождение детей, удостоверенное в порядке, установленном ФЗ «Об актах гражданского состояния». В соответствии со ст. 14 указанного Закона основанием для государственной регистрации рождения является:

- документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, в которой происходили роды;

- документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах или в которую обратилась мать после родов, либо индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, - при родах вне медицинской организации;

- заявление лица, присутствовавшего во время родов, о рождении ребенка - при родах вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи.

Кроме этого, лицо, присутствовавшее во время родов, может сделать заявление о рождении ребенка устно или в письменной форме работнику органа записи актов гражданского состояния, производящему государственную регистрацию рождения.

При отсутствии перечисленных оснований государственная регистрация рождения ребенка может быть произведена на основании решения суда об установлении факта рождения ребенка данной женщиной.

Существуют три принципа нормативного закрепления приобретения гражданства по рождению: принцип «права почвы», принцип «права крови» и смешанный принцип.

По принципу «права почвы» родившийся ребенок приобретает гражданство государства места рождения.

В соответствии с принципом «права крови» гражданство родившегося ребенка определяется гражданством его родителей или по их согласию гражданством одного из родителей, если родители ребенка имеют различное гражданство.

Принцип смешанного нормативно-правового регулирования приобретения гражданства по рождению сочетает в себе принципы «права крови» и «права почвы».

Данное основание, как юридический факт - действие, предполагает обращение с заявлением о приеме в гражданство в общем или упрощенном порядке.

В соответствии с п. 1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ заявление по вопросам гражданства РФ и документы, необходимые для приобретения или прекращения гражданства РФ, подаются по месту жительства заявителя: