Файл: Гражданство Российской Федерации понятия и принципы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 3878

Скачиваний: 61

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в управление по делам миграции территориального органа МВД России;

- лицом, проживающим за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории РФ, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации;

3) в результате восстановления в гражданстве РФ.

Данное основание приобретения гражданства РФ определяется ст. 15 закона «О гражданстве Российской Федерации». Часть 1 данной статьи устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в гражданстве РФ в соответствии с ч. 1 ст. 13 закона «О гражданстве Российской Федерации» (регламентирует прием в гражданство в общем порядке). При этом для них установлен сокращенный срок необходимого для получения гражданства РФ проживания на территории РФ. Восстановление гражданства РФ возможно, если имеются доказательства, подтверждающие нахождение иностранного гражданина или лица без гражданства в гражданстве РФ;

4) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором РФ.

К числу иных оснований приобретения гражданства РФ, предусмотренных Законом «О гражданстве Российской Федерации», следует отнести выбор гражданства при изменении Государственной границы РФ.

В настоящее время Российской Федерацией заключен единственный международный договор, предусматривающие иные основания приобретения гражданства РФ. Так, ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым от 18 марта 2014 г. предусматривает, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами РФ, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

Одновременно ст. 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» предусматривает, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами РФ, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.


Днем принятия Республики Крым и города Севастополь в состав Российской Федерации в соответствии со ст. 1 Договора считается 18 марта 2014 г.

Часть 1 статьи 12 закона «О гражданстве Российской Федерации» определяет условия приобретения ребенком гражданства РФ по такому основанию, как рождение. Закреплены четыре условия:

1) оба родителя или единственный родитель ребенка имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка) - п. «а» ч. 1 статьи 12 закона «О гражданстве Российской Федерации».

Данное условие нормативно устанавливает принцип «права крови» при предоставлении ребенком гражданства РФ. Ребенок, оба родителя или единственный родитель которого имеют гражданство РФ, приобретает гражданство РФ. При этом место его рождения юридического значения не имеет.

2) один из родителей ребенка имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка).

Данное условие также нормативно выражает принцип «права крови» при приобретении гражданства РФ ребенком, родившимся как на территории РФ, так и за ее пределами. Для приобретения ребенком гражданства РФ по указанному основанию достаточно, чтобы хотя бы один из родителей имел гражданство РФ. При этом второй родитель может:

а) являться лицом без гражданства, т.е. лицом, которое не является гражданином РФ и не имеет доказательств наличия гражданства иностранного государства;

б) быть признанным безвестно отсутствующим - безвестно отсутствующим признается лицо, о котором в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания и признанное таковым судом (ст. 42 ГК РФ);

в) иметь неизвестное место нахождения - термин «место нахождения» в действующем законодательстве применяется преимущественно к юридическому лицу. В отношении физического лица данный термин следует понимать как место его жительства или пребывания в смысле ст. 2 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» ;

3) один из родителей ребенка имеет гражданство РФ, а другой является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства.

Приведенное условие сочетает в себе принципы «права почвы» и «права крови» при предоставлении гражданства РФ по рождению.

По данному основанию ребенок приобретает гражданство РФ, если один из его родителей имеет гражданство РФ, а второй является иностранным гражданином, если второй из родителей является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, ребенок приобретет гражданство РФ независимо от места его рождения.


При этом должно выполняться одно из следующих условий:

а) ребенок родился на территории РФ.

Ребенок признается родившимся на территории РФ, если факт его рождения был зафиксирован в порядке, установленном ст. 14 ФЗ «Об актах гражданского состояния», на территории РФ. Под территорией РФ следует понимать сухопутную, водную и воздушную территорию Российской Федерации, определенную Государственной границей Российской Федерации в порядке, определенном Законом РФ «О Государственной границе РФ». Ребенок считается родившимся на территории РФ, если факт его рождения был зафиксирован на территории свободной экономической зоны Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации, на борту гражданского или военного морского или воздушного судна, зарегистрированного в Российской Федерации, на территории дипломатического представительства, консульского учреждения или учреждения Российской Федерации при международной организации, на территории военной базы Российской Федерации за границей;

б) ребенок родился за пределами территории РФ, но не имеет возможности получить иное гражданство, то есть в ином случае станет лицом без гражданства.

4) оба родителя ребенка или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство, - п. «г» ч. 1 статьи 12 закона «О гражданстве Российской Федерации».

Данное условие является реализацией принципа «права почвы» при приобретении ребенком гражданства РФ. Оно также направлено на предотвращение возможного возникновения ситуации без гражданства.

Ребенок приобретет гражданство РФ по данному основанию, если он:

а) родился на территории РФ;

б) оба его родителя являются иностранными гражданами или лицами без гражданства;

в) государство гражданства его родителей (единственного родителя) не предоставляет ребенку свое гражданство.

Требования знания основ конституционного строя и законов РФ, предъявляемые иммигрантам в качестве условий для легального трудоустройства и пребывания на территории государства, и иностранцам, желающим получить российское гражданство, дополняются обязательствами в отношении знания русского языка, достаточного для общения и понимания. Не вызывает сомнения, что свободное волеизъявление в случае любых действий со стороны лица, имеющего иностранное гражданство и законно пребывающего на территории государства, требует от иностранного гражданина достаточного понимания государственного (русского) языка.


В иностранных государствах также выдвигается аналогичное требование. Таким образом, государства стремятся в наибольшей степени адаптировать претендентов на получение гражданства к местному укладу жизни, исключая возникновение конфликтов с гражданами государства и властью.

Закон «О гражданстве Российской Федерации» также предусматривает исключительные случаи получения российского гражданства в общем порядке.

Сокращение срока проживания на территории РФ для определенных категорий лиц до одного года обусловлено согласно ч. 2 статьи 13 закона «О гражданстве Российской Федерации» такими факторами, как:

а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации.

Указание этих качеств лица, желающего получить российское гражданство, в качестве исключительных обстоятельств также является общепринятым для мировой законодательной практики. Например, законодательства США и Австралии предусматривают возможность натурализации в упрощенном порядке именно для такой категории иностранных граждан. Безусловно, лица, которые могут внести наибольший вклад в улучшение благосостояния принимающего общества, представляют интерес для государства;

б) предоставление лицу политического убежища на территории РФ.

В соответствии с Конституцией РФ Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63). Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища утверждено Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746. Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента РФ;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

Женевская конвенция о статусе беженцев 1951 г. определяет, что лица, которые в силу вполне обоснованных опасений могут стать жертвой по признаку расы, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе, находящиеся вне государства своей гражданской принадлежности, не могущие воспользоваться защитой своей страны (или не желающие воспользоваться такой защитой вследствие обоснованных опасений), должны пользоваться защитой принимающего государства. Государства должны стремиться создавать условия для скорейшей натурализации этих лиц (ст. 34).


Признание лица беженцем в Российской Федерации происходит в порядке, установленном Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах» , который определяет права и обязанности указанных лиц, понимая под беженцем лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Мировая тенденция такова, что число лиц, получающих статус беженца, возрастает. Это объясняется увеличением числа вооруженных конфликтов на некоторых континентах, а также неспособностью государственной власти ряда стран решить проблемы населения в подобных ситуациях. По данным Управления Верховного комиссара ООН по беженцам (УВКБ ООН), число беженцев в мире в 2015 году составило более 20 миллионов человек. В России этот контингент людей составляет более 12 миллионов человек. Российская Федерация занимает третье место в мире по количеству мигрантов - таковы данные доклада Международной организации по миграции (МОМ)[9].

Часть 3 статьи 14 закона «О гражданстве Российской Федерации» предусматривает особый порядок для предоставления гражданства РФ лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией: для них не обязательно соблюдение условий, предусмотренных ч. 1указанной статьи.

Пункт 12 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ в качестве особых заслуг лица перед Российской Федерацией называет выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие общества и экономики, обеспечение обороноспособности и безопасности Российской Федерации и другие заслуги, способствовавшие повышению международного престижа России.

В качестве особых заслуг перед Российской Федерацией в данном случае могут выступать действия, направленные на защиту интересов России за рубежом и иные основания. Международная практика предоставления гражданства иностранного государства для лиц, имеющих особые заслуги, имеет такие примеры.