Файл: Гражданство Российской Федерации понятия и принципы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 3881

Скачиваний: 61

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Право на гражданство является одним из важнейших неотъемлемых прав и занимает особое место среди основных прав человека. Это связано, прежде всего, с тем, что гражданство представляет собой системообразующий элемент правового статуса лица, определяющий принципиальные начала взаимоотношений государства и личности. Гражданство служит тем юридическим основанием, в силу которого лицо обладает в полном объеме всеми правами и свободами, выполняет обязанности, установленные конституцией и другими законами, отвечает за их нарушение, а также пользуется защитой государства, где бы это лицо ни находилось, в том числе за пределами государства, гражданином которого оно является.

Гражданство как одно из основных прав человека нашло отражение в международных нормативных правовых актах. В ст. 15 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. говорится, что каждый человек имеет право на гражданство; никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Право на гражданство Российской Федерации занимает особое место среди основных прав человека в Российской Федерации, а его реализация гарантируется Конституцией Российской Федерации. Провозглашая приоритетом соблюдение и охрану прав и свобод человека и гражданина как одну из важнейших основ конституционного строя, Конституция Российской Федерации устанавливает основополагающие нормы по вопросам гражданства Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его без его согласия.

На современном этапе развития Российской Федерации институт гражданства призван обеспечить стабильность и сплоченность общества, укрепить российскую государственность, сбалансировать интересы личности, общества и государства. Однако практика реализации Закона о гражданстве свидетельствует, что процесс формирования института гражданства в Российской Федерации нельзя признать сложившимся и завершенным. Имеющие место пробелы и коллизии законодательства в этой области отрицательно сказались па соблюдении прав и социальной защищенности отдельных групп населения России и ряда категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, переселенцев из республик бывшего СССР. Прежде всего, это относится к той многочисленной группе граждан, бывшего СССР, которые прибыли в Россию до принятия Закона о гражданстве 2002 г. и даже до принятия Закона о гражданстве 1991 г.


Закон о гражданстве 2002 г. сделал более сложным получение гражданства лицами, имевшими гражданство СССР, переехавшими на постоянное место жительство в Российскую Федерацию из государств, входивших ранее в состав СССР, в период до принятия закона, но не использовавших по тем или иным причинам возможность оформления российского гражданства в порядке регистрации. Упрощенный порядок приобретения гражданства Российской Федерации, предусмотренный Законом о гражданстве, не может обеспечить право на гражданство всех категорий бывших российских соотечественников. Отдельной проблемой реализации права на гражданство в Российской Федерации стало увеличивающееся количество случаев изъятия органами Федеральной миграционной службы паспортов гражданина Российской Федерации как необоснованно выданных. Вместе с российскими паспортами переселенцы из числа граждан бывшего СССР получали права и принимали. Далее - Закон о гражданстве, обязанности, вытекающие из принадлежности к гражданству Российской Федерации, между тем как изъятие документа, удостоверяющего личность, ведет к ограничению прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации. Таким образом, становление института гражданства как основы государственности, нестабильность законодательства, его регулирующего, а также многогранность проблемных вопросов, связанных с реализацией права на гражданство в Российской Федерации, свидетельствуют об актуальности исследуемой темы.

Цель исследования - провести комплексный анализ правового регулирования гражданства Российской Федерации, выявить существующие проблемы и выработать практические рекомендации.

Предмет исследования - нормы Конституции РФ, международных документов и других нормативных правовых актов, регламентирующие вышеназванные отношения, практика их применения, работы ученых и специалистов.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в связи с гражданством Российской Федерации.

Задачи исследования:

- рассмотреть нормативно-правовые основы правового регулирования правоотношений в области гражданства РФ;

- определить содержание понятия «гражданство»;

- установить принципы гражданства РФ, раскрыть их содержание.

Теоретической и практической основой работы послужили нормативно-правовые акты и научная литература.

Методологическую основу данного исследования составили такие методы как анализ, синтез, сравнение, обобщение, выделение, интерпретация, классификация и другие методы научного познания.


Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Общая характеристика института российского гражданства

1.1. Понятие гражданства РФ

В соответствии с положениями статьи 2 закона «О гражданстве Российской Федерации» нормативно-правовой основой правового регулирования правоотношений в области гражданства РФ являются:

1) Конституция РФ.

В Основном Законе Российского государства содержится ряд конституционных положений, касающихся вопросов гражданства РФ. Так, ч. 1 ст. 6 Конституции РФ предусматривает, что гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Часть 3 ст. 6 предусматривает положение о том, что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. В соответствии со ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. В соответствии с п. «в» ст. 71 Конституции РФ вопросы гражданства РФ относятся к исключительному ведению органов государственной власти Российской Федерации. На основании п. «а» ст. 89 Конституции РФ Президент РФ решает вопросы гражданства[1];

2) международные договоры РФ.

Международные договоры по вопросам гражданства можно, с определенной долей условности, разделить на международные многосторонние договоры (конвенции), посвященные общим принципам и гарантиям права на гражданство, и международные двусторонние договоры по вопросам двойного гражданства и иным вопросам двухсторонних отношений государств по вопросам гражданства.

Так, ч. 3 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. предусматривает, что каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства.


Часть 1 ст. 1 Конвенции о сокращении без гражданства от 30 августа 1961 г. предусматривает, что любое договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному на его территории лицу, которое иначе было бы апатридом. Такое гражданство должно предоставляться: a) при рождении, в силу закона, или б) по возбуждении перед надлежащим органом власти ходатайства соответствующим лицом или от его имени в порядке, установленном национальным законом. При этом такое ходатайство не может быть отклонено[2].

В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. предусматривается, что государства - участники данного договора предоставляют женщинам равные с мужчинами права в отношении приобретения, изменения или сохранения их гражданства.

Закон «О гражданстве Российской Федерации» является основным законодательным актом, регулирующим вопросы гражданства РФ. Например, в Определении Конституционного Суда РФ от 25 октября 2016 г. N 2211-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Мехтиева Талеха на нарушение его конституционных прав ст. 22 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» отмечается, что согласно ст. 6 (ч. 1) Конституции РФ гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Из этого следует, что определение оснований и условий как для приобретения гражданства РФ, так и для его прекращения относится к прерогативе федерального законодателя;

4) принимаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

В качестве иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы гражданства РФ, следует выделить прежде всего следующие федеральные подзаконные нормативные правовые акты, принятые в развитие положений Конституции РФ, взятых на себя Российской Федерацией обязательств по международным договорам и положений закона «О гражданстве Российской Федерации», Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» и Приказ ФМС России от 19 марта 2008 г. N 64 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации»[3].


Следует отметить, что поскольку в соответствии с подп. «в» ст. 71 Конституции РФ правовое регулирование гражданства РФ отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, то правовое регулирование отношений гражданства РФ осуществляется исключительно нормами федеральных нормативных правовых актов (законов и подзаконных нормативных правовых актов) и международных договоров Российской Федерации.

Гражданство РФ законодатель определяет как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Длящийся характер данного правоотношения заключается в том, что у человека гражданство возникает с момента его рождения и чаще всего прекращается со смертью лица и длится, таким образом, всю человеческую жизнь.

1.2. Признаки и виды гражданства

Публичный характер гражданства выражается в том, что оно регламентируется нормами конституционного права как отрасли публичного права.

Признак устойчивости гражданства весьма емко определил С.В. Черниченко: он отмечает, что устойчивость гражданства проявляется в пространстве и во времени. В пространстве она заключается в том, что гражданство сохраняется и при выезде обладающего им лица за пределы территории Российской Федерации. Устойчивость гражданства во времени заключается в том, что лицо сохраняет свое гражданство со времени его приобретения в порядке, определенном законом конкретного государства, и до его прекращения в порядке, определенном тем же законом государства.

2. Иное гражданство (подданство) иностранного государства.

Поскольку гражданство есть абсолютное правоотношение, то иным гражданством будет обладать лицо, которое имеет устойчивую правовую связь с иным государством, чем Российская Федерация. При этом следует признать, что по своему характеру гражданство и подданство - категории идентичные. Их различие заключается в форме государства, с которым лицо имеет устойчивую правовую связь, а именно в его форме правления. Так, в государствах с республиканской формой правления имеет место гражданство как устойчивая правовая связь лица с государством. В свою очередь, в государствах с монархическими формами правления устойчивая правовая связь лица устанавливается не с государством, а с монархом, стоящим во главе государства. В указанном случае имеет место подданство как устойчивая правовая связь.