ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.04.2019
Просмотров: 3504
Скачиваний: 2
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра пропедевтики внутренних болезней
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ
СЕСТРИНСКАЯ ПРАКТИКА
ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ ВНУТРЕННИХ
БОЛЕЗНЕЙ
Учебно-методическое пособие
для студентов 3 курса лечебного факультета
и факультета подготовки специалистов для зарубежных стран,
обучающихся по специальности «Лечебное дело»
Гомель
ГГМУ
2010
УДК 616.1/.4+616-083]:371.388
ББК 54.1
П 80
Авторы:
Л. В. Романьков, О. Е. Юранова, И. В. Пальцев,
Н. В. Мельникова, Н. С. Брановицкая, Д. И. Гавриленко
Рецензенты:
доцент, заведующая кафедрой внутренних болезней № 1
с курсом гематологии Гомельского государственного
медицинского университета И. И. Мистюкевич;
доцент, доктор медицинских наук,
декан медико-диагностического факультета Гомельского
государственного медицинского университета А. Л. Калинин
Производственная сестринская практика по пропедевтике внутрен-
П 80 них болезней: учеб.-метод. пособие для студентов 3 курса лечеб-
ного факультета и факультета подготовки специалистов для зарубеж-
ных стран, обучающихся по специальности «Лечебное дело» / Л. В. Ро-
маньков [и др.].
—
Гомель: учреждение образования «Гомельский го-
сударственный медицинский университет», 2010. — 144 с.
ISBN 978-985-506-304-0
Предназначено для студентов 3 курса лечебного факультета и факультета
подготовки специалистов для зарубежных стран и содержит информацию по во-
просам порядка прохождения производственной сестринской практики по пропе-
девтике внутренних болезней.
Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-
методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный
медицинский университет» 5 мая 2010 г., протокол № 4.
УДК 616.1/.4+616-083]:371.388
ББК 54.1
ISBN 978-985-506-304-0 © Учреждение образования
«Гомельский государственный
медицинский университет», 2010
2
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
И ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Научно-методическое обоснование
производственной сестринской практики
Производственная сестринская практика студентов составляет обяза-
тельную часть учебного процесса, является важным звеном в подготовке
врачей любой специальности. Овладение навыками общего ухода за боль-
ными, выполнения медсестринских лечебных и диагностических манипу-
ляций, оказание доврачебной помощи при угрожающих жизни больного
состояниях является логическим продолжением изучения курса пропедев-
тики внутренних болезней. Отработка навыков работы с больными должна
способствовать повышению уровня практической подготовленности сту-
дентов по предмету. Кроме того, в процессе производственной практики
студенты приобретают опыт санитарно-просветительной, организаторской
и воспитательной работы.
Цель производственной сестринской практики
Целью производственной сестринской практики является ознакомле-
ние студентов с работой лечебно-профилактического учреждения, тера-
певтического и приемного отделений больницы, овладение студентами
практическими навыками выполнения различных медицинских сестрин-
ских манипуляций по уходу за больными терапевтического профиля.
Задачи производственной сестринской практики
Задачами практики являются приобретение студентами практических
навыков и умений по квалифицированному уходу за терапевтическими
больными и оказанию им первой доврачебной помощи, по умению поль-
зоваться медицинским оборудованием и инструментарием, по основным
принципам медицинской этики и деонтологии, а также проведению сани-
тарно-просветительной работы.
Метод реализации программы
производственной сестринской практики
Студенты под руководством старших медицинских сестер отделений
и под контролем преподавателя медицинского вуза в процессе работы в
терапевтическом и приемном отделениях, в клинической лаборатории ос-
ваивают и совершенствуют практические навыки по уходу за больными,
выполнению медсестринских манипуляций и лабораторных исследований,
проведению санитарно-просветительной работы.
3
План прохождения студентами
производственной сестринской практики
1. Работа в приемном отделении в качестве медицинской сестры —
1 день (6 часов).
2. Работа в терапевтическом отделении в качестве постовой медицин-
ской сестры (в сочетании с работой в процедурном кабинете и ознакомле-
нием с обязанностями старшей медицинской сестры) — 10 дней (60 часов).
3. Работа в клинической лаборатории — 1 день (6 часов).
4. Ночные дежурства в терапевтическом отделении в качестве посто-
вой медицинской сестры — 2 дежурства (24 часа).
5. Дифференцированный зачет.
Длительность производственной практики — 12 дней с шестичасо-
вым рабочим днем при шестидневной неделе.
Расчет рабочего времени на рабочий день
1. Терапевтическое отделение:
— прием дежурства — 15 минут;
— выполнение врачебных назначений — 270 минут;
— кормление больных — 40 минут;
— сдача дежурства — 15 минут;
— заполнение дневника производственной практики — 20 минут.
2. Приемное отделение:
— знакомство со структурой, организацией и особенностями работы
приемного отделения — 90 минут;
— выполнение обязанностей медицинской сестры — 250 минут;
— заполнение дневника производственной практики — 20 минут.
3. Клиническая лаборатория.
— знакомство со структурой, организацией и особенностями работы
клинической лаборатории — 60 минут;
— участие в выполнении общеклинических анализов крови, мочи, кала,
плевральной жидкости, дуоденального и желудочного содержимого — 280 минут;
— заполнение дневника производственной практики — 20 минут.
Общие методические указания
по организации производственной сестринской практики
Руководство производственной сестринской практикой по пропедев-
тике внутренних болезней студентов 3 курса осуществляет отдел производ-
ственной практики университета и кафедра пропедевтики внутренних болез-
ней. Непосредственными руководителями практики являются главная меди-
цинская сестра больницы и старшие медицинские сестры отделений. Учеб-
но-методическое руководство и контроль за прохождением практики осуще-
ствляет преподаватель кафедры пропедевтики внутренних болезней.
4
Во время производственной практики студенты знакомятся со структу-
рой и работой терапевтического, приемного отделений, клинической лабора-
тории лечебно-профилактического учреждения, приобретая и осваивая прак-
тические навыки по уходу за больными терапевтического профиля и оказа-
нию им неотложной доврачебной помощи, выполнению простейших лабора-
торных исследований, проведению санитарно-просветительной работы.
В ходе прохождения практики студенты должны закрепить знания и
овладеть навыками и умениями по следующим разделам.
1. Организация работы медицинского персонала в медицинских уч-
реждениях терапевтического профиля, общий и санитарный режим
больницы: структура и функции приемного отделения; оформление доку-
ментации; санитарная обработка больных; антропометрия; транспорти-
ровка больных в отделения больницы; режим лечебных учреждений (пра-
вила внутреннего распорядка, санитарно-гигиеническое содержание ле-
чебных учреждений, личная гигиена больных и персонала, индивидуаль-
ный режим больных); организация работы сестринского поста; обязанно-
сти палатной медицинской сестры; основные виды медицинской докумен-
тации; правила приема и сдачи дежурств; организация работы, оборудова-
ние, медицинская документация процедурного кабинета.
2. Осуществление общего ухода за больными: уход за полостью рта,
ушами, полостью носа, глазами, кожей; профилактика пролежней; смена
постельного и нательного белья; применение суден.
3. Диетическое питание больных: характеристика диетических сто-
лов; раздача пищи больным; искусственное питание больных.
4. Измерение температуры тела: требования при измерении темпе-
ратуры тела; дезинфекция и хранение термометров; температурный лист и
правильность его заполнения.
5. Овладение способами применения лекарственных средств: выписка
и хранение лекарств в отделении; раздача лекарств; пути введения лекар-
ственных средств; дезинфекция, предстерилизационная обработка и сте-
рилизация медицинского инструментария; подкожные инъекции; внутри-
мышечные инъекции; внутривенные инъекции и капельные вливания.
6. Наблюдение и уход за больными с нарушением функций системы
органов дыхания: уход за больными с заболеваниями органов дыхания;
подача увлажненного кислорода; помощь врачу при проведении плев-
ральной пункции; подсчет частоты дыхания; сбор мокроты.
7. Наблюдение и уход за больными с нарушением функций сердечно-
сосудистой системы: измерение артериального давления, частоты пульса;
уход за больными с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
8. Наблюдение и уход за больными с нарушениями функций органов
пищеварения: анализ кала на яйца глистов и скрытую кровь; определение
группы крови и резус-совместимости; промывание желудка; исследование
секреторной деятельности желудка, дуоденальное зондирование; различ-
5