ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.04.2019
Просмотров: 3508
Скачиваний: 2
ные виды клизм: очистительная, сифонная, масляная, введение газоотвод-
ной трубки; уход за больными с нарушением функций органов пищеваре-
ния; подготовка больных к рентгенологическому исследованию желудочно-
кишечного тракта: рентгеноскопия пищевода и желудка; ирригоскопия; под-
готовка больных к эндоскопическому исследованию желудочно-кишечного
тракта: фиброгастродуоденоскопия, колоноскопия, ректороманоскопия; под-
готовка больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта к ультра-
звуковому исследованию (УЗИ).
9. Наблюдение и уход за больными с нарушениями функций почек и моче-
выводящих путей: уход за больными с нарушениями функций почек и моче-
выводящих путей; катетеризация мочевого пузыря; сбор мочи для общего ана-
лиза мочи, анализа мочи по Нечипоренко, Зимницкому; определение суточно-
го диуреза; подготовка больных к рентгенологическому исследованию почек.
10. Оказание первой медицинской доврачебной помощи при: стено-
кардии, инфаркте миокарда, коллапсе, обмороке, гипертоническом кризе,
приступе бронхиальной астмы, гипертермии, анафилактическом шоке, ги-
погликемической коме.
В период прохождения производственной практики студенты приоб-
ретают практические навыки санитарно-просветительной работы, прово-
дят не менее 1 беседы на актуальную тему или выпускают санбюллетень.
Во время прохождения производственной практики каждый студент
выполняет учебно-исследовательскую работу (УИРС), которую оформляет
в виде реферата по какому-либо вопросу, касающемуся методов ухода за
терапевтическими больными и делает доклад на сестринской отделенче-
ской конференции на темы, интересующие коллектив этих отделений.
По окончании производственной практики студент представляет ру-
ководителю практики дневник (приложение 1), в котором дается сводный
отчет о проделанной работе с цифровыми данными (наименование и ко-
личество манипуляций), замечаниями и пожеланиями относительно всех
отмеченных во время практики недостатков. Старшие медицинские сест-
ры отделений пишут вместе с руководителем практики в дневнике крат-
кую характеристику работы студента, после чего дневник заверяется глав-
ным врачом больницы (приложение 1).
По итогам производственной практики студенты сдают зачет с диффе-
ренцированной оценкой. Зачет принимает преподаватель кафедры пропедев-
тики внутренних болезней, ответственный за проведение практики. Оценка
за его подписью вносится в ведомость и зачетную книжку студента.
Работа студентов в отделениях больницы
Работа в приемном отделении
В приемном отделении больницы студенты-практиканты работают
один день (6 часов) согласно графика, который составляют главная медсе-
6
стра больницы и преподаватель университета. При этом одновременно в
это отделение целесообразно направлять не более 3–4 студентов.
В приемном отделении студенты знакомятся:
― с организацией и особенностями работы приемного отделения;
― с последовательностью приема и санитарной обработки посту-
пающих больных;
― с антропометрическими измерениями;
― со способами транспортировки больных;
― с оформлением медицинской документации;
― со способами оказания первой (доврачебной) помощи при заболе-
ваниях внутренних органов, травматических повреждениях, отравлениях,
ожогах, кровотечениях и т. д.;
― с правилами пользования таблицей ядов и противоядий.
Работа в приемном покое протекает в строгой последовательности:
регистрация больных, врачебный осмотр, санитарная обработка.
Под руководством медицинской сестры приемного отделения студент-
практикант в приемном отделении:
1) оформляет документацию больного, заполняет медицинскую до-
кументацию при приеме и выписке больных (лицевую страницу медицин-
ской карты стационарного больного, истории болезни, статистическую
карту, журнал регистрации больных);
2) проводит поверхностный осмотр на чесотку и педикулез, возмож-
ные инфекционные заболевания;
3) производит измерение температуры тела больного, роста, взвеши-
вает его;
4) сопровождает больного к врачу в кабинет;
5) проводит санитарно-гигиеническую обработку больных;
6) транспортирует больного в отделение стационара;
7) оказывает по распоряжению дежурного врача неотложную меди-
цинскую помощь при различных экстренных состояниях — кровотечени-
ях, шоке, астматических и коматозных состояниях, судорогах, неукроти-
мой рвоте, острых болевых приступах (стенокардии, почечной и печеноч-
ной колике), коллапсе, гипертоническом кризе и т. д.
Работа в терапевтическом отделении
Длительность работы в терапевтическом отделении — 10 дней по 6 ча-
сов в день. Кроме того, студент-практикант проводит 2 ночных дежурства,
во время которых принимает активное участие в оказании неотложной те-
рапевтической помощи по указанию дежурного врача.
В терапевтическом отделении студенты распределяются по сестрин-
ским постам (не более 3–4 студентов на пост) и выполняют работу посто-
вой медицинской сестры в соответствии с графиком работы, принятым в
7
отделении. При этом следует предусмотреть возможность работы практи-
кантов в процедурном кабинете и знакомство их с некоторыми моментами
работы старшей медицинской сестры отделения (выписка лекарств из ап-
теки, порционных требований на пищеблок и др.).
В терапевтическом отделении студенты знакомятся:
― с режимом лечебного учреждения — графиком работы, порядком
приема больных, документацией, порядком приема и сдачи дежурств меди-
цинской сестрой, порядком проведения часов отдыха, посещений и передач;
― с правилами выписки и хранения медикаментов, наркотических и
ядовитых веществ, сильнодействующих лекарств, стерильных растворов и
медицинского инструментария, рецептурными прописями;
― с санитарным режимом палат, пищевого блока, коридоров, туале-
тов и других помещений;
― с диетическим питанием больных — оформлением порционных
требований, диетическими столами, кормлением тяжелых больных, сани-
тарным режимом в раздаточной, порядком хранения продуктов.
Под руководством старшей медицинской сестры отделения сту-
дент-практикант:
1) наблюдает и осуществляет уход за больными — определение арте-
риального давления, частоты пульса и дыхания, измерение температуры
тела, цифровая и графическая запись ее, раздача лекарств, смена белья,
профилактика пролежней, кормление больных;
2) овладевает техникой подкожных, внутримышечных и внутривен-
ных инъекций, методикой дезинфекции и предстерилизационной обработ-
ки шприцев, игл и других предметов и изделий медицинского назначения;
3) самостоятельно выполняет врачебные назначения по подготовке
больных к рентгенологическому исследованию, ректороманоскопии, вы-
полняет желудочное и дуоденальное зондирование, сбор мочи для проб по
Нечипоренко и по Зимницкому; компрессы, все виды клизм (очиститель-
ные, сифонные, микроклизмы и др.); производит катетеризацию мочевого
пузыря мягким катетером;
4) помогает врачам при лечебных и диагностических манипуляциях
(плевральная пункция, абдоминальная пункция при асците);
5) оказывает неотложную помощь при стенокардии, неукротимой рвоте,
отравлениях, астматических и коматозных состояниях; кровотечениях и т. д.;
6) проводит вместе с врачом все исследования перед переливанием
крови, определяет группу крови и резус-принадлежность;
7) проводит взятие на анализ выделений (мочи, кала, мокроты и т. д.);
8) оформляет требования для получения медикаментов из аптеки в
соответствии с рецептурными прописями;
9) оформляет порционные требования в пищеблок больницы в соот-
ветствии с назначенными диетическими столами, принимает участие в
8
кормлении тяжелобольных, следит за порядком и сроками хранения про-
дуктов больными в отделении.
Характеристика отделения терапевтического профиля представлены в
приложении 1.
Работа в клинической лаборатории
В клинической лаборатории студенты работают 1 день (6 часов) со-
гласно графика, который составляют главная медицинская сестра больни-
цы и преподаватель университета. Одномоментно в лабораторию направ-
ляют 3–4 студентов.
Студенты знакомятся со структурой и организацией работы клиниче-
ской лаборатории.
В лаборатории под руководством лаборантов со средним медицинским
образованием и врачей-лаборантов студенты участвуют в выполнении:
― общего анализа крови (подсчет лейкоцитарной формулы, эритро-
цитов, определение гемоглобина, СОЭ);
― анализа мочи (определение белка, глюкозы, ацетона, билирубина,
уробилина, микроскопия мочевого осадка);
― анализов кала, желудочного и дуоденального содержимого, мокро-
ты, плевральной и асцитической жидкости.
Все виды выполненных работ студенты должны ежедневно фик-
сировать в дневнике производственной практики.
Учебно-исследовательская работа
Задание по проведению УИРС студенты получают в начале произ-
водственной практики от руководителя практики. Руководитель практики
оказывает помощь студентам в подборе необходимой литературы.
Рекомендуемые темы УИРС: санитарный режим терапевтического
отделения, лечебное питание, доврачебная помощь при неотложных со-
стояниях, методики выполнения сестринских процедур и манипуляций,
анализов и диагностических процедур.
Студент выступает с докладом по теме УИРС на сестринской отде-
ленческой конференции. Отчет о выполненной работе оформляется в виде
реферата и подлежит сдаче на кафедру по окончании практики (приложе-
ние 1). При подготовке реферата используют не менее 2–3 литературных
источников: методические материалы и нормативные документы по во-
просам сестринского ухода и санитарно-противоэпидемического режима
(приказы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, инструк-
ции, методические рекомендации), журналы для средних медицинских ра-
ботников, пособия по уходу за больными, неотложной помощи и др.
Санитарно-просветительная работа
Задание на проведение санитарно-просветительной работы студенты
получают в начале практики. Тематику бесед и аудиторию определяет
9
сотрудник базового лечебного учреждения, ответственный за санитарно-
просветительную работу. Руководитель практики оказывает помощь сту-
дентам в подборе необходимой литературы. За время практики студент
должен провести не менее одной беседы или подготовить санбюллетень
на актуальные темы (приложение 1).
Рекомендуемая тематика бесед и санбюллетеней: личная гигиена
больных, диетическое питание, вредные привычки, профилактика заболе-
ваний (артериальная гипертензия, атеросклероз, грипп, кишечные инфек-
ции и т.д.), первая доврачебная помощь при неотложных состояниях (от-
равления, утопление, кровотечения, сердечно-сосудистые заболевания).
Подведение итогов практики
Студент-практикант ежедневно ведет дневник (см. приложение 1), в
котором должен фиксировать всю работу в течение рабочего дня с ее точ-
ным описанием, отображать личное участие в лечебном и диагностиче-
ском процессах. Дневник обязательно должен дать ясное представление о
степени самостоятельности при выполнении той или иной работы. Днев-
ники ежедневно подписываются старшими медицинскими сестрами отде-
лений, в которых студенты проходят практику, и проверяются руководи-
телями производственной практики университета и базового учреждения.
В конце дневника студент пишет отчет о производственной практике,
подводит итог по овладению практическими навыками (приложение 1).
Итоговый отчет студента подписывает старшая медицинская сестра отде-
ления. Дневник завершается характеристикой работы студента во время
производственной практики, которую подписывает главный врач базового
лечебного учреждения, непосредственный руководитель практики и за-
крепленный преподаватель от кафедры. Характеристика заверяется печа-
тью базового лечебного учреждения.
По окончании практики студент сдает дифференцированный зачет с
выставлением оценки по десятибалльной системе.
На зачетном занятии студент представляет отчет о производственной прак-
тике. При оценке практики учитываются: ответ студента на теоретические во-
просы, а также учебно-исследовательская и санитарно-просветительная работы.
Перечень практических навыков
по производственной сестринской практике
1. Определение роста и массы тела человека.
2. Определение окружности грудной клетки.
3. Подсчет числа дыхательных движений.
4. Транспортировка больного на кресле-каталке, носилках-каталке и
вручную на носилках.
5. Смена нательного и постельного белья тяжелобольному.
10