ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2019

Просмотров: 3508

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ные виды клизм: очистительная, сифонная, масляная, введение газоотвод-
ной трубки; уход за больными с нарушением функций органов пищеваре-
ния;  подготовка  больных  к  рентгенологическому  исследованию  желудочно-
кишечного тракта: рентгеноскопия пищевода и желудка; ирригоскопия; под-
готовка  больных  к  эндоскопическому  исследованию  желудочно-кишечного 
тракта:  фиброгастродуоденоскопия,  колоноскопия,  ректороманоскопия;  под-
готовка больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта к ультра-
звуковому исследованию (УЗИ). 

9. Наблюдение и уход за больными с нарушениями функций почек и моче-

выводящих путей: уход за больными с нарушениями функций почек и моче-
выводящих путей; катетеризация мочевого пузыря; сбор мочи для общего ана-
лиза мочи, анализа мочи по Нечипоренко, Зимницкому; определение суточно-
го диуреза; подготовка больных к рентгенологическому исследованию почек. 

10. Оказание  первой  медицинской  доврачебной  помощи  при:  стено-

кардии, инфаркте миокарда, коллапсе, обмороке, гипертоническом кризе, 
приступе бронхиальной астмы, гипертермии, анафилактическом шоке, ги-
погликемической коме. 

В период прохождения производственной практики студенты приоб-

ретают  практические  навыки  санитарно-просветительной  работы,  прово-
дят не менее 1 беседы на актуальную тему или выпускают санбюллетень. 

Во  время  прохождения  производственной  практики  каждый  студент 

выполняет учебно-исследовательскую работу (УИРС), которую оформляет 
в виде реферата по какому-либо вопросу, касающемуся методов ухода за 
терапевтическими  больными  и  делает  доклад  на  сестринской  отделенче-
ской конференции на темы, интересующие коллектив этих отделений. 

По  окончании  производственной  практики  студент  представляет  ру-

ководителю практики дневник (приложение 1), в котором дается сводный 
отчет  о  проделанной  работе  с  цифровыми  данными  (наименование  и  ко-
личество  манипуляций),  замечаниями  и  пожеланиями  относительно  всех 
отмеченных  во  время  практики  недостатков.  Старшие  медицинские  сест-
ры  отделений  пишут  вместе  с  руководителем  практики  в  дневнике  крат-
кую характеристику работы студента, после чего дневник заверяется глав-
ным врачом больницы (приложение 1). 

По итогам производственной практики студенты сдают зачет с диффе-

ренцированной оценкой. Зачет принимает преподаватель кафедры пропедев-
тики внутренних болезней, ответственный за проведение практики. Оценка 
за его подписью вносится в ведомость и зачетную книжку студента. 

Работа студентов в отделениях больницы 

Работа в приемном отделении 

В  приемном  отделении  больницы  студенты-практиканты  работают 

один день (6 часов) согласно графика, который составляют главная медсе-

 


background image

стра  больницы  и  преподаватель  университета.  При  этом  одновременно  в 
это отделение целесообразно направлять не более 3–4 студентов. 

В приемном отделении студенты знакомятся: 
― с организацией и особенностями работы приемного отделения; 
― с  последовательностью  приема  и  санитарной  обработки  посту-

пающих больных; 

― с антропометрическими измерениями; 
― со способами транспортировки больных; 
― с оформлением медицинской документации; 
― со способами оказания первой (доврачебной) помощи при заболе-

ваниях  внутренних  органов,  травматических  повреждениях,  отравлениях, 
ожогах, кровотечениях и т. д.; 

― с правилами пользования таблицей ядов и противоядий. 
Работа  в  приемном  покое  протекает  в  строгой  последовательности: 

регистрация больных, врачебный осмотр, санитарная обработка. 

Под руководством медицинской сестры приемного отделения студент-

практикант в приемном отделении: 

1) оформляет  документацию  больного,  заполняет  медицинскую  до-

кументацию при приеме и выписке больных (лицевую страницу медицин-
ской  карты  стационарного  больного,  истории  болезни,  статистическую 
карту, журнал регистрации больных); 

2) проводит поверхностный осмотр на чесотку и  педикулез, возмож-

ные инфекционные заболевания; 

3) производит  измерение  температуры  тела  больного,  роста,  взвеши-

вает его; 

4) сопровождает больного к врачу в кабинет; 
5) проводит санитарно-гигиеническую обработку больных; 
6) транспортирует больного в отделение стационара; 
7) оказывает  по  распоряжению  дежурного  врача  неотложную  меди-

цинскую помощь при различных экстренных состояниях — кровотечени-
ях,  шоке,  астматических  и  коматозных  состояниях,  судорогах,  неукроти-
мой рвоте, острых болевых приступах (стенокардии, почечной и печеноч-
ной колике), коллапсе, гипертоническом кризе и т. д. 

Работа в терапевтическом отделении 

Длительность работы в терапевтическом отделении — 10 дней по 6 ча-

сов в день. Кроме того, студент-практикант проводит 2 ночных дежурства, 
во время которых принимает активное участие в оказании неотложной те-
рапевтической помощи по указанию дежурного врача. 

В  терапевтическом  отделении  студенты  распределяются  по  сестрин-

ским постам (не более 3–4 студентов на пост) и выполняют работу посто-
вой медицинской сестры в соответствии с графиком работы, принятым  в 

 

7


background image

отделении. При этом следует предусмотреть возможность работы практи-
кантов в процедурном кабинете и знакомство их с некоторыми моментами 
работы старшей медицинской сестры отделения (выписка лекарств из ап-
теки, порционных требований на пищеблок и др.). 

В терапевтическом отделении студенты знакомятся: 
― с  режимом  лечебного  учреждения — графиком  работы,  порядком 

приема больных, документацией, порядком приема и сдачи дежурств меди-
цинской сестрой, порядком проведения часов отдыха, посещений и передач; 

― с правилами выписки и хранения медикаментов, наркотических и 

ядовитых веществ, сильнодействующих лекарств, стерильных растворов и 
медицинского инструментария, рецептурными прописями; 

― с санитарным режимом палат, пищевого блока, коридоров, туале-

тов и других помещений; 

― с  диетическим  питанием  больных — оформлением  порционных 

требований, диетическими столами, кормлением тяжелых больных, сани-
тарным режимом в раздаточной, порядком хранения продуктов. 

Под руководством старшей медицинской сестры отделения сту-

дент-практикант: 

1) наблюдает и осуществляет уход за больными — определение арте-

риального  давления,  частоты  пульса  и  дыхания,  измерение  температуры 
тела,  цифровая  и  графическая  запись  ее,  раздача  лекарств,  смена  белья, 
профилактика пролежней, кормление больных; 

2) овладевает  техникой  подкожных,  внутримышечных  и  внутривен-

ных инъекций, методикой дезинфекции и предстерилизационной обработ-
ки шприцев, игл и других предметов и изделий медицинского назначения; 

3) самостоятельно  выполняет  врачебные  назначения  по  подготовке 

больных  к  рентгенологическому  исследованию,  ректороманоскопии,  вы-
полняет желудочное и дуоденальное зондирование, сбор мочи для проб по 
Нечипоренко и по Зимницкому; компрессы, все виды клизм (очиститель-
ные, сифонные, микроклизмы и др.); производит катетеризацию мочевого 
пузыря мягким катетером; 

4) помогает  врачам  при  лечебных  и  диагностических  манипуляциях 

(плевральная пункция, абдоминальная пункция при асците); 

5) оказывает неотложную помощь при стенокардии, неукротимой рвоте, 

отравлениях, астматических и коматозных состояниях; кровотечениях и т. д.; 

6) проводит  вместе  с  врачом  все  исследования  перед  переливанием 

крови, определяет группу крови и резус-принадлежность; 

7) проводит взятие на анализ выделений (мочи, кала, мокроты и т. д.); 
8) оформляет  требования  для  получения  медикаментов  из  аптеки  в 

соответствии с рецептурными прописями; 

9) оформляет  порционные  требования  в  пищеблок  больницы  в  соот-

ветствии  с  назначенными  диетическими  столами,  принимает  участие  в 

 


background image

кормлении тяжелобольных, следит за порядком и сроками хранения про-
дуктов больными в отделении. 

Характеристика отделения терапевтического профиля представлены в 

приложении 1. 

Работа в клинической лаборатории 

В  клинической  лаборатории  студенты  работают 1 день (6 часов)  со-

гласно графика, который составляют главная медицинская сестра больни-
цы и преподаватель университета. Одномоментно в лабораторию направ-
ляют 3–4 студентов. 

Студенты знакомятся со структурой и организацией работы клиниче-

ской лаборатории. 

В лаборатории под руководством лаборантов со средним медицинским 

образованием и врачей-лаборантов студенты участвуют в выполнении

― общего  анализа  крови  (подсчет  лейкоцитарной  формулы,  эритро-

цитов, определение гемоглобина, СОЭ); 

― анализа  мочи  (определение  белка,  глюкозы,  ацетона,  билирубина, 

уробилина, микроскопия мочевого осадка); 

― анализов кала, желудочного и дуоденального содержимого, мокро-

ты, плевральной и асцитической жидкости. 

Все виды выполненных работ студенты должны ежедневно фик-

сировать в дневнике производственной практики. 

Учебно-исследовательская работа 

Задание  по  проведению  УИРС  студенты  получают  в  начале  произ-

водственной практики от руководителя практики. Руководитель практики 
оказывает помощь студентам в подборе необходимой литературы. 

Рекомендуемые  темы  УИРС:  санитарный  режим  терапевтического 

отделения,  лечебное  питание,  доврачебная  помощь  при  неотложных  со-
стояниях,  методики  выполнения  сестринских  процедур  и  манипуляций, 
анализов и диагностических процедур. 

Студент  выступает  с  докладом  по  теме  УИРС  на  сестринской  отде-

ленческой конференции. Отчет о выполненной работе оформляется в виде 
реферата и подлежит сдаче на кафедру по окончании практики (приложе-
ние 1). При подготовке реферата используют не менее 2–3 литературных 
источников:  методические  материалы  и  нормативные  документы  по  во-
просам  сестринского  ухода  и  санитарно-противоэпидемического  режима 
(приказы  Министерства  здравоохранения  Республики  Беларусь,  инструк-
ции, методические рекомендации), журналы для средних медицинских ра-
ботников, пособия по уходу за больными, неотложной помощи и др. 

Санитарно-просветительная работа 

Задание на проведение санитарно-просветительной работы студенты 

получают  в  начале  практики.  Тематику  бесед  и  аудиторию  определяет 

 

9


background image

сотрудник базового лечебного учреждения, ответственный за санитарно-
просветительную работу. Руководитель практики оказывает помощь сту-
дентам  в  подборе  необходимой  литературы.  За  время  практики  студент 
должен провести не менее одной беседы или подготовить санбюллетень 
на актуальные темы (приложение 1). 

Рекомендуемая тематика бесед и санбюллетеней: личная гигиена 

больных, диетическое питание, вредные привычки, профилактика заболе-
ваний  (артериальная  гипертензия,  атеросклероз,  грипп,  кишечные  инфек-
ции и т.д.), первая доврачебная помощь при неотложных состояниях (от-
равления, утопление, кровотечения, сердечно-сосудистые заболевания). 

Подведение итогов практики 

Студент-практикант  ежедневно  ведет  дневник  (см.  приложение 1), в 

котором должен фиксировать всю работу в течение рабочего дня с ее точ-
ным  описанием,  отображать  личное  участие  в  лечебном  и  диагностиче-
ском процессах. Дневник обязательно должен дать ясное представление о 
степени  самостоятельности  при  выполнении  той  или  иной  работы.  Днев-
ники ежедневно подписываются старшими медицинскими сестрами отде-
лений, в  которых студенты проходят практику, и проверяются руководи-
телями производственной практики университета и базового учреждения. 

В конце дневника студент пишет отчет о производственной практике, 

подводит  итог  по  овладению  практическими  навыками  (приложение 1). 
Итоговый отчет студента подписывает старшая медицинская сестра отде-
ления.  Дневник  завершается  характеристикой  работы  студента  во  время 
производственной практики, которую подписывает главный врач базового 
лечебного  учреждения,  непосредственный  руководитель  практики  и  за-
крепленный  преподаватель  от  кафедры.  Характеристика  заверяется  печа-
тью базового лечебного учреждения. 

По  окончании  практики  студент  сдает  дифференцированный  зачет  с 

выставлением оценки по десятибалльной системе. 

На зачетном занятии студент представляет отчет о производственной прак-

тике.  При  оценке  практики  учитываются:  ответ  студента  на  теоретические  во-
просы, а также учебно-исследовательская и санитарно-просветительная работы. 

Перечень практических навыков 

по производственной сестринской практике 

1. Определение роста и массы тела человека. 
2. Определение окружности грудной клетки. 
3. Подсчет числа дыхательных движений. 
4. Транспортировка  больного  на  кресле-каталке,  носилках-каталке  и 

вручную на носилках. 

5. Смена нательного и постельного белья тяжелобольному. 

 

10