Файл: Тезисы Романькова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2019

Просмотров: 4083

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

 
 

Кафедра пропедевтики внутренних болезней 

 
 
 
 
 
 

Л. В. Романьков 

 
 
 

 

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ 

ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ 

ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ 

 
 
 

Учебно-методическое пособие 

для студентов 3 курса факультета по подготовке специалистов 

для зарубежных стран 

 
 
 
 
 
 
 

 
 

Гомель 2008 


background image

УДК 616. 1/.4 – 07 (043.2) 
ББК 54.1 
        Р 70 

 

Автор: 

Л. В. Романьков 

 

Рецензенты: 

заведующая кафедрой внутренних болезней № 1, 

кандидат медицинских наук, доцент И. И. Мистюкевич, 

заведующий кафедрой поликлинической терапии и общеврачебной 

практики, кандидат медицинских наук, доцент Э. Н. Платошкин 

 
 
 
 
Романьков, Л. В. 

Р 70      Тезисы лекций по пропедевтике внутренних болезней: учеб.-метод. 

пособие для студентов 3 курса факультета подготовки специалистов 
для зарубежных стран / Л. В. Романьков. — Гомель: УО «Гомельский 
государственный медицинский университет», 2008. — 172 с. 

ISBN 978-985-506-176-3 

 
 
 
 
 

Предназначено  для  студентов 3 курса  факультета  подготовки  специалистов 

для зарубежных стран, содержит основные положения лекций по курсу пропедев-
тики внутренних болезней, изложенные в краткой тезисной форме. 

 

Утверждено  и  рекомендовано  к  изданию  Центральным  учебным  научно-

методическим  советом  учреждения  образования  «Гомельский  государственный 
медицинский университет» 6 марта 2008 г., протокол № 3 

 

 
 

УДК 616. 1/.4 – 07 (043.2) 

ББК 54.1 

 

ISBN 978-985-506-176-3                                   © Учреждение образования 

                                                                                             «Гомельский государственный 
                                                                                             медицинский университет», 2008 

 


background image

ЛЕКЦИЯ 1 

ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИКУ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ 

 

Пропедевтика внутренних болезней является первым этапом изучения 

студентами  клинической  медицины.  Клинические  дисциплины  изучаются 
на базе клинических лечебных учреждений (клиник). 

Клиника — (от греч. «кlinike» — врачевание) — это лечебное учреж-

дение или подразделение лечебного учреждения (н.п. отделение больницы, 
поликлиники), где помимо обычной лечебной и профилактической работы 
ведется медицинская подготовка, т.е. теоретическое и практическое обуче-
ние студентов и врачей, а также научно-исследовательская работа. 

Определения некоторых понятий, 

которые будут использоваться в лекции 

Здоровье — это состояние полного физического, психического и соци-

ального благополучия, а не только отсутствие симптомов болезни и физи-
ческих дефектов (ВОЗ). 

Болезнь — это нарушение структур и функций организма из-за недос-

таточной  его  сопротивляемости  постоянно  изменяющимся  условиям 
внешней и внутренней среды. 

Этиология (от греч. «etios» — причина, «logos» — наука) — это наука 

о причинах и условиях развития болезни. 

Патогенез (от греч. «pathos» — страдание, болезнь; «genesis» — про-

исхождение, развитие) — это наука о механизмах развития болезни. 

Саногенез — это учение о механизмах защиты организма от действия 

повреждающих агентов, направленных на восстановление функции повре-
жденных структур. 

Определение пропедевтики внутренних болезней 

Пропедевтика  (от  греч. «propaideuo» — предварительно  обучаю) — 

это введение в какую-либо науку, предварительный, вводный курс, систе-
матически изложенный в сжатой и элементарной форме. 

Пропедевтика  внутренних  болезней — это  введение  или  вводный 

курс во внутренние болезни. 

Внутренние болезни — одна из наиболее крупных отраслей теорети-

ческой  и  практической  медицины,  научная  дисциплина,  имеющая  своей 
целью изучение распознавания заболеваний внутренних органов в их раз-
личных  клинических  формах,  причин  происхождения  этих  болезней,  их 
профилактики и лечения. 

Задачи внутренних болезней, как научной дисциплины 

1. Распознавание болезней внутренних органов (диагностика). 

 

3


background image

2. Изучение этиологии и патогенеза заболеваний внутренних органов. 
3. Разработка вопросов профилактики и лечения болезней внутренних органов. 

Основными задачами кафедры пропедевтики внутренних болезней 

является обучение студентов: 

1)  методике клинического обследования больных; 
2)  симптоматологии болезней; 
3)  основам  лабораторного  и  инструментального  диагностических  ис-

следований при заболеваниях внутренних органов; 

4) ознакомление  студентов  с  основными    нозологическими  единицами 

(болезнями) и синдромами в плане обучения умению приложить полученные 
при обследовании больного данные к диагностике конкретных заболеваний. 

Структура (разделы) пропедевтики внутренних болезней 

1. Диагностика. 
2. Частная патология. 

Диагностика  (от  греч. «diagnosticos» — способный  распознавать) — 

это  раздел  медицины,  отдельная  наука,  изучающая  методы  исследования 
для распознавания заболевания и состояния больного с целью назначения 
необходимого лечения и профилактических мероприятий. 

Структура диагностики как научной дисциплины 

1. Врачебная диагностическая техника (собственно диагностика) — это раз-

дел  диагностики,  изучающий  методы  получения  информации  о  больном.  Он 
включает изучение методов расспроса и объективного исследования больного. 

2.  Семиотика  или  семиология  (от  греч. «semeion»— признак) — это 

раздел диагностики, изучающий симптомы, выявляемые при исследовании 
больного, учение о диагностической значимости и происхождении отдель-
ных симптомов и синдромов заболеваний. 

3.  Методология  диагноза  (врачебная  логика) — это  раздел  диагностики, 

включающий изучение особенностей мышления врача при установлении диаг-
ноза и заболевания на основе данных, полученных при обследовании больных. 

Врачебная диагностическая техника 

Методы исследования больного 

Разделяют на 2 группы 

1. Основные. 
2. Вспомогательные (дополнительные). 

Основные методы исследования больного 

1. Расспрос  больного  (лат. «interrogation») или  анамнез  (от  греч. 

«anamnesis» — воспоминание). 

 


background image

2. Осмотр (лат. «inspection»). 
3. Ощупывание (лат. «palpatio»). 
4. Выстукивание (лат. «percussion»). 
5. Выслушивание (лат. «auscultation»). 

Вспомогательные методы исследования 

1. Измерения  (температуры  тела,  роста,  веса,  окружности  грудной 

клетки, суточного количества мочи и др.) 

2. Лабораторные  исследования  жидкостей  организма  и  его  выделений 

(кровь, спинномозговая жидкость, желудочный сок, желчь, моча, выпоты в 
полости тела, мокрота, гной и др.). 

3. Морфологические  исследования  органов,  тканей,  жидкостей  орга-

низма и его выделений. 

4. Инструментальные  исследования  (ЭКГ,  рентгенологические,  иссле-

дования  функции  дыхания,  изотопные  исследования,  ультразвуковые,  эн-
доскопические методы и др.). 

По  способу  получения  информации  о  больном  методы  исследования 

разделяют на: 

1)  субъективные; 
2)  объективные (физикальные). 
Субъективный  метод  исследования  больного  подразумевает  рассмот-

рение  пациента,  как  субъекта,  который  вспоминает  и  рассказывает  о  тех 
ощущениях и событиях, что сопровождали его заболевание от самого его на-
чала, что предшествовали заболеванию. Это рассказ больного о своей жизни 
и болезни, его субъективные представления об имеющейся у него болезни. 

Субъективные данные о больном врач получает методом расспроса. 
Объективные  (физикальные)  методы  исследования  подразумевают 

больного,  как  объект  обследования,  которое  выполняет  врач,  опираясь  на 
свои органы чувств и умение манипулировать рядом практических действий. 

Методы объективного исследования разделяют на: 

1)  основные — осмотр,  ощупывание  (пальпация),  выстукивание  (пер-

куссия) и выслушивание (аускультация); 

2)  вспомогательные — различные измерения, лабораторные, морфоло-

гические и инструментальные методы. 

Семиотика 

Симптом (от греч. «symptomos» — признак, совпадение) — это признак 

какого-либо заболевания, статистически значимое отклонение того или иного 

показателя от границ его нормальных величин или возникновение качествен-

но нового, не характерного для здорового организма явления. 

Виды симптомов по информативной значимости 

1.  Диагностические  (патогномоничные)  симптомы — свойственны 

только одному заболеванию. 

 

5