ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.04.2019
Просмотров: 4083
Скачиваний: 1
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра пропедевтики внутренних болезней
Л. В. Романьков
ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ
ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ
ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ
Учебно-методическое пособие
для студентов 3 курса факультета по подготовке специалистов
для зарубежных стран
Гомель 2008
УДК 616. 1/.4 – 07 (043.2)
ББК 54.1
Р 70
Автор:
Л. В. Романьков
Рецензенты:
заведующая кафедрой внутренних болезней № 1,
кандидат медицинских наук, доцент И. И. Мистюкевич,
заведующий кафедрой поликлинической терапии и общеврачебной
практики, кандидат медицинских наук, доцент Э. Н. Платошкин
Романьков, Л. В.
Р 70 Тезисы лекций по пропедевтике внутренних болезней: учеб.-метод.
пособие для студентов 3 курса факультета подготовки специалистов
для зарубежных стран / Л. В. Романьков. — Гомель: УО «Гомельский
государственный медицинский университет», 2008. — 172 с.
ISBN 978-985-506-176-3
Предназначено для студентов 3 курса факультета подготовки специалистов
для зарубежных стран, содержит основные положения лекций по курсу пропедев-
тики внутренних болезней, изложенные в краткой тезисной форме.
Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-
методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный
медицинский университет» 6 марта 2008 г., протокол № 3
УДК 616. 1/.4 – 07 (043.2)
ББК 54.1
ISBN 978-985-506-176-3 © Учреждение образования
«Гомельский государственный
медицинский университет», 2008
2
ЛЕКЦИЯ 1
ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИКУ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ
Пропедевтика внутренних болезней является первым этапом изучения
студентами клинической медицины. Клинические дисциплины изучаются
на базе клинических лечебных учреждений (клиник).
Клиника — (от греч. «кlinike» — врачевание) — это лечебное учреж-
дение или подразделение лечебного учреждения (н.п. отделение больницы,
поликлиники), где помимо обычной лечебной и профилактической работы
ведется медицинская подготовка, т.е. теоретическое и практическое обуче-
ние студентов и врачей, а также научно-исследовательская работа.
Определения некоторых понятий,
которые будут использоваться в лекции
Здоровье — это состояние полного физического, психического и соци-
ального благополучия, а не только отсутствие симптомов болезни и физи-
ческих дефектов (ВОЗ).
Болезнь — это нарушение структур и функций организма из-за недос-
таточной его сопротивляемости постоянно изменяющимся условиям
внешней и внутренней среды.
Этиология (от греч. «etios» — причина, «logos» — наука) — это наука
о причинах и условиях развития болезни.
Патогенез (от греч. «pathos» — страдание, болезнь; «genesis» — про-
исхождение, развитие) — это наука о механизмах развития болезни.
Саногенез — это учение о механизмах защиты организма от действия
повреждающих агентов, направленных на восстановление функции повре-
жденных структур.
Определение пропедевтики внутренних болезней
Пропедевтика (от греч. «propaideuo» — предварительно обучаю) —
это введение в какую-либо науку, предварительный, вводный курс, систе-
матически изложенный в сжатой и элементарной форме.
Пропедевтика внутренних болезней — это введение или вводный
курс во внутренние болезни.
Внутренние болезни — одна из наиболее крупных отраслей теорети-
ческой и практической медицины, научная дисциплина, имеющая своей
целью изучение распознавания заболеваний внутренних органов в их раз-
личных клинических формах, причин происхождения этих болезней, их
профилактики и лечения.
Задачи внутренних болезней, как научной дисциплины
1. Распознавание болезней внутренних органов (диагностика).
3
2. Изучение этиологии и патогенеза заболеваний внутренних органов.
3. Разработка вопросов профилактики и лечения болезней внутренних органов.
Основными задачами кафедры пропедевтики внутренних болезней
является обучение студентов:
1) методике клинического обследования больных;
2) симптоматологии болезней;
3) основам лабораторного и инструментального диагностических ис-
следований при заболеваниях внутренних органов;
4) ознакомление студентов с основными нозологическими единицами
(болезнями) и синдромами в плане обучения умению приложить полученные
при обследовании больного данные к диагностике конкретных заболеваний.
Структура (разделы) пропедевтики внутренних болезней
1. Диагностика.
2. Частная патология.
Диагностика (от греч. «diagnosticos» — способный распознавать) —
это раздел медицины, отдельная наука, изучающая методы исследования
для распознавания заболевания и состояния больного с целью назначения
необходимого лечения и профилактических мероприятий.
Структура диагностики как научной дисциплины
1. Врачебная диагностическая техника (собственно диагностика) — это раз-
дел диагностики, изучающий методы получения информации о больном. Он
включает изучение методов расспроса и объективного исследования больного.
2. Семиотика или семиология (от греч. «semeion»— признак) — это
раздел диагностики, изучающий симптомы, выявляемые при исследовании
больного, учение о диагностической значимости и происхождении отдель-
ных симптомов и синдромов заболеваний.
3. Методология диагноза (врачебная логика) — это раздел диагностики,
включающий изучение особенностей мышления врача при установлении диаг-
ноза и заболевания на основе данных, полученных при обследовании больных.
Врачебная диагностическая техника
Методы исследования больного
Разделяют на 2 группы
1. Основные.
2. Вспомогательные (дополнительные).
Основные методы исследования больного
1. Расспрос больного (лат. «interrogation») или анамнез (от греч.
«anamnesis» — воспоминание).
4
2. Осмотр (лат. «inspection»).
3. Ощупывание (лат. «palpatio»).
4. Выстукивание (лат. «percussion»).
5. Выслушивание (лат. «auscultation»).
Вспомогательные методы исследования
1. Измерения (температуры тела, роста, веса, окружности грудной
клетки, суточного количества мочи и др.)
2. Лабораторные исследования жидкостей организма и его выделений
(кровь, спинномозговая жидкость, желудочный сок, желчь, моча, выпоты в
полости тела, мокрота, гной и др.).
3. Морфологические исследования органов, тканей, жидкостей орга-
низма и его выделений.
4. Инструментальные исследования (ЭКГ, рентгенологические, иссле-
дования функции дыхания, изотопные исследования, ультразвуковые, эн-
доскопические методы и др.).
По способу получения информации о больном методы исследования
разделяют на:
1) субъективные;
2) объективные (физикальные).
Субъективный метод исследования больного подразумевает рассмот-
рение пациента, как субъекта, который вспоминает и рассказывает о тех
ощущениях и событиях, что сопровождали его заболевание от самого его на-
чала, что предшествовали заболеванию. Это рассказ больного о своей жизни
и болезни, его субъективные представления об имеющейся у него болезни.
Субъективные данные о больном врач получает методом расспроса.
Объективные (физикальные) методы исследования подразумевают
больного, как объект обследования, которое выполняет врач, опираясь на
свои органы чувств и умение манипулировать рядом практических действий.
Методы объективного исследования разделяют на:
1) основные — осмотр, ощупывание (пальпация), выстукивание (пер-
куссия) и выслушивание (аускультация);
2) вспомогательные — различные измерения, лабораторные, морфоло-
гические и инструментальные методы.
Семиотика
Симптом (от греч. «symptomos» — признак, совпадение) — это признак
какого-либо заболевания, статистически значимое отклонение того или иного
показателя от границ его нормальных величин или возникновение качествен-
но нового, не характерного для здорового организма явления.
Виды симптомов по информативной значимости
1. Диагностические (патогномоничные) симптомы — свойственны
только одному заболеванию.
5