Файл: Менеджмент человеческих ресурсов ( Теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- численность уволившихся по собственной инициативе работников;

- эффективность взаимодействия отделов и подразделений организации с точки зрения персонала (выявляется посредством опроса);

- оценка программ образования персонала;

- уровень расходов на программы в области управления персоналом;

- своевременность и полнота решения задач корпоративных программ и планов [15, с. 18].

А.В. Борщева предлагает проводить оценку эффективности менеджмента человеческих ресурсов исходя из функций, направлений менеджмента человеческих ресурсов, содержащих основные параметры оценки. При этом в числе основных функций автор выделяет следующие:

- планирование персонала;

- использование персонала;

- найм и отбор персонала;

- деловая оценка;

- профессиональная ориентация и адаптация персонала;

- обучение;

- профессиональное продвижение, деловая карьера работников;

- организация трудовой деятельности работников;

- мотивация и стимулирование труда [19, с. 58].

Функция планирование персонала содержит такие параметры оценки менеджмента человеческих ресурсов, как оценка имеющихся в организации ресурсов, ее целей и перспектив развития персонала, а также расчет будущих потребностей в персонале, анализ оптимальности штатного расписания, уровня его обоснованности, анализ кадрового потенциала предприятия [11, с. 29].

Что касается функции использования персонала, здесь основными критериями эффективности менеджмента человеческих ресурсов являются уровень занятости, уровень обеспеченности персонала, стабильность состава работников [17, с. 43].

Найм и отбор персонала предполагает оценку применяемых методов подбора и отбора работников, анализ источников и путей покрытия потребности в персонале, оценку результативности найма.

Функция деловой оценки персонала с точки зрения эффективности менеджмента человеческих ресурсов может оцениваться посредством анализа применяемых форм деловой оценки работников, временные рамки проведения деловой оценки, анализ представления результатов оценки и принятых решений по итогам проведения деловой оценки персонала.

Функция профессиональной ориентации и адаптации персонала включает такие параметры: анализ методов профессиональной ориентации, выявление и диагностика проблем персонала [16, с. 217].

По направлению обучение персонала А.В. Борщева предлагает оценивать эффективность менеджмента человеческих ресурсов с помощью анализа целей и форм обучения персонала в контексте соответствия целям организации, оценку содержания, продолжительности и эффективности обучения, оценка знаний персонала [18, с. 155].


В рамках реализации профессионального продвижения и деловой карьеры персонала следует анализировать систему продвижения персонала в целом, а также оценивать реализацию и эффективность этой системы в конкретных условиях.

Функция организации трудовой деятельности подразумевает осуществление анализа условий труда, нормирования труда, обеспечения работников рабочими местами.

Эффективность менеджмента человеческих ресурсов по направлению мотивации и стимулирования персонала оценивается посредством анализа форм и систем стимулирования в организации и их связи с мотивацией персонала, анализа уровня и структуры оплаты труда, оценки принципов оплаты труда.

Комплексная и полная оценка эффективности менеджмента человеческих ресурсов складывается из анализа экономической, социальной и организационной эффективности [18, с. 157].

При этом экономическая эффективность характеризует достижение целей организации за счет совершенствования использования человеческих ресурсов. Производительность труда персонала, индивидуальный вклад работников отражается именно в экономических критериях оценки эффективности менеджмента человеческих ресурсов [17, с. 44].

Социальная эффективность менеджмента человеческих ресурсов призвана отразить соотношение ожиданий и реального удовлетворения интересов и потребностей персонала организации, что в значительной степени определяется наличием корпоративной культуры, применяемых форм стимулирования и мотивации, состоянием социально-психологического климата в трудовом коллективе, то есть больше зависит от форм и методов работы с каждым работником [16, с. 219].

Организационная эффективность, менеджмента человеческих ресурсов оценивает, насколько целостной и оптимальной является организационная структура предприятия. Данный подход оценки основан на том, что персонал предприятия выступает совокупным общественным субъектом, непосредственно оказывающим влияние на ход деятельности предприятия, в связи с чем итоговые результаты такой деятельности должны служить критериями оценки организационной эффективности менеджмента человеческих ресурсов.

В соответствии с вышеприведенными критериями эффективности менеджмента человеческих ресурсов предприятия можно выделить соответствующие показатели (таблица 1).

Рациональное и продуктивное функционирование кадровой службы в процессе управления организацией требует учета перечисленных факторов и ориентации на показатели эффективности. Соответствующим образом, эффективность менеджмента человеческих ресурсов позволяет также определять уровень эффективности управленческой политики в организации и отражает способность системы управления персоналом и организацией обеспечивать определенный результат при различных условиях [21, с. 317].


Таблица 1 - Показатели эффективности менеджмента человеческих ресурсов

Критерии эффективности менеджмента человеческих ресурсов

Параметры критерия

Наличие персонала

Укомплектованность штата руководителей, рабочих, специалистов, служащих, %

Удовлетворенность кадров

Коэффициент текучести персонала: (руководители, рабочие, служащие, специалисты).

Доля увольнений по инициативе работников, %.

Уровень среднемесячной заработной платы.

Компетентность персонала

Доля брака по причине недостаточной квалификации персонала, %.

Образовательный уровень персонала (высшее, среднеспециальное)

Эффективность использования персонала

Рост производительности труда, %

Источник: [17, с. 45]

К показателям, характеризующим эффективность использования персонала в организации, в частности, относятся [16, с. 221]:

- производительность труда;

- анализ использования фонда рабочего времени;

- состояние трудовой дисциплины;

- текучесть персонала;

- качественное соответствие персонала требованиям потребностей организации;

- численность работников, занятых ручным трудом их доля в общей численности персонала.

Состав показателей, которые всесторонне отражают эффективность менеджмента человеческих ресурсов, должны выражаться в экономическом, социальном, психологическом, информационном и организационном аспектах

Следует отметить, что в целях оценки эффективности менеджмента человеческих ресурсов организации рассматривают показатели не только в рамках организации, но и в сравнении с соответствующими показателями на рынке. В данном случае ориентирами могут служить данные ведущих российских и зарубежных компаний. Метод бенчмаркетинга - сопоставительного анализа на основе эталонных показателей позволяет проводить достоверную оценку, учитывающую специфику конкретной организации или предприятия и отрасли в целом [16, с. 223].

О.А. Алексеева и В.А. Ветрова путем экспертной оценки выявили степень значимости показателей эффективности менеджмента человеческих ресурсов. В соответствии с результатами проведенного исследования, наибольшего внимания заслуживает обеспечение достойных условий труда, также эксперты отметили показатели адаптации и социального развития персонала, поскольку они отвечают за формирование основных потребностей как новых сотрудников в помощи с первичной адаптацией, так и основного кадрового состава с социальным обеспечением (в т.ч. охраны здоровья и отдыха для работников, организации социального страхования персонала и развития физической культуры и др.).


Средний уровень значимости получили такие элементы менеджмента человеческих ресурсов, как правовое и информационное обеспечение управления персоналом и регулирование социально-психологического климата [21, с. 319].

Наименьшие баллы получили такие элементы, как планирование персонала, его найм и учет, мотивация и стимулирование, а также оценка, обучение и развитие сотрудников [19, с. 88].

Таким образом, методология оценки эффективности менеджмента человеческих ресурсов предполагает проведение комплексной оценки системы управления персоналом. Оценка проводится с точки зрения экономической, организационной и социальной эффективности менеджмента человеческих ресурсов.

2. Анализ системы менеджмента человеческих ресурсов в ООО «Продуктснаб»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Продуктснаб»

ООО «Продуктснаб» осуществляет оптовую торговлю продовольственными товарами.

Полное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Продуктснаб».

Деятельность ООО «Продуктснаб» направлена на обеспечение наиболее полного удовлетворения спроса в реализуемых товарах на основе эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, соблюдения правил экономики, оптимизации издержек обращения, высокой культуры торгового обслуживания, укрепления трудовой и исполнительской дисциплины.

Главные принципы работы ООО «Продуктснаб»:

- высокий профессионализм и доброжелательность сотрудников;

- оперативность и мобильность;

- использование современных форм и методов торговли;

- благоприятные финансовые условия взаиморасчетов.

Основное направление деятельности компании – оптовая торговля молочной продукцией, мясными товарами, бакалейными товарами, консервацией, соками и др. продукцией.

Специфика выполняемых функций ООО «Продуктснаб» состоит в том, что организация выполняет не только функцию купли-продажи, но и складирование и транспортировку.


Рассмотрим организационную структуру управления ООО «Продуктснаб», которая приведена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Структура управления ООО «Продуктснаб»

Структура управления ООО «Продуктснаб» является линейной. Организационная структура ООО «Продуктснаб» разработана с учетом обеспечения процесса принятия и реализации управленческих решений и построена по функциональному принципу, что позволяет решать разносторонние вопросы деятельности организации.

Динамика основных показателей деятельности ООО «Продуктснаб» за 2019-2020 гг. представлена в таблице 2.

Таблица 2

Динамика основных экономических показателей хозяйственной деятельности ООО «Продуктснаб» за 2019-2020 гг.

Наименование показателей

2019 г.

2020 г.

2020 г. в % к 2019 г.

1 . Оборот организации, тыс. руб.

55 532

57 411

103,4

2. Валовой доход от продаж товаров:

- в сумме, тыс. руб.

1 756

2 033

115,8

- в процентах к обороту, %

3,16

3,54

-

3. Издержки обращения:

- в сумме, тыс. руб.

1 694

1 694

100,0

- в процентах к обороту, %

3,05

2,95

-

4. Прибыль (убыток) от реализации товаров:

- в сумме, тыс. руб.

62

339

550,0

- в процентах к обороту, %

0,11

0,59

-

5. Прочие доходы, тыс. руб.

0

0

-

6. Прочие расходы, тыс. руб.

0

0

-

7. Прибыль до налогообложения

- в сумме, тыс. руб.

62

339

550,0

- в процентах к обороту, %

0,11

0,59

-

8. Налог на прибыль

0

62

-

9. Чистая прибыль (убыток)

-

- в сумме, тыс. руб.

62

277

450,0

- в процентах к обороту, %

0,11

0,48

-

- в процентах к собственному капиталу, %

200,0

81,8

-

Источник: разработка автора

Оборот ООО «Продуктснаб» за 2020 год составил 57 411 тыс. руб., что больше, чем в 2019 года на 3,4 %. Валовый доход увеличился на 15,8 % за 2020 год и составил 2 033 тыс. руб.