Файл: Принятие управленческого решения как организационный процесс ( Понятие управленческих решений и требования к ним ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Решения, которые изо дня в день приходиться принимать руководителю, связаны с самыми различными сферами его деятельности. Зачастую ошибки в этом процессе могут быть безболезненно исправлены, однако иногда могут оказаться фатальными. Эффективная работа руководителя не представляется возможной без умения принимать грамотные решения, однако большинство руководителей приходят к такому умению сквозь долгий путь проб и ошибок. Из вышесказанного можно сделать вывод, что исследования в данной области носят важный, фундаментальный характер. [19, с. 73]

Функцию принятия решений очень тяжело стандартизировать и свести к определённому набору алгоритмов. В связи с этим, роль субъективных, психологических факторов в ней крайне велика. В силу таких обстоятельств функция принятия решения является предметом изучения, как теории управления, так и психологии. Именно функция принятия решений заставляет прочувствовать суть управления, заключающуюся не столько в науке, сколько являющейся искусством. [13, с. 217]

Присущие человеку психофизиологические ограничения делают невозможным рациональное поведение при принятии управленческих решений. Также невозможным является и полный учёт всех возможных объективных факторов. Объективными ограничивающими факторами подобного поведения, в каждом конкретном случае, выступают субъективные психологические особенности каждого руководителя. Подобные факторы оказывают большое, зачастую решающее, влияние на конкретное принятое решение и на управление в целом. В результате таких особенностей возникла поведенческая теория управления. [16, с. 173]

Существуют разнообразные подходы к определению типа управленческих решений. Их разделяют на интуитивные и рациональные. В интуитивных решениях слабо представлены этапы осознания, оценки, взвешивания альтернатив. Решения принимаются на основаниях суждений и опыта прошлых лет. Решения рациональные же не имеют опоры только лишь на прошлый опыт, они принимаются на основе закономерностей и последовательности разнообразных аналитических процедур [11, с. 137]

Принятые управленческие решения должны отвечать определённым критериям. Несмотря на великое многообразие подходов в оценке выбора управленческих решений, всё же, среди критериев, можно выделить как положительные, так и отрицательные.

Термином «критерий» обозначают важную составляющую, понятную, измеримую, хорошо интерпретируемую характеристику исхода деятельности. Именно критериипомогают оценить предполагаемую эффективность принимаемого решения. Областью определения критерия является множество альтернатив, а выбор правильных это целая наука. Однако эффективность принятых решений практически невозможно оценивать без базовых, основополагающих критериев. К положительным критериям относят: эффективность, обоснованность, своевременность, реализуемость, конкретность, сочетание жёсткости и гибкости. К отрицательным критериям относят: решения, принятые на безальтернативной основе, основанные на ошибочном прогнозе развития, основанные на ошибочных знаниях. [18, с. 318]


В случае значительного давления времени, менеджер может быть не в состоянии получать необходимую информацию или рассмотреть достаточное количество альтернативных вариантов. Фактор времени может оказать воздействие и на сам процесс принятия решения. Например, при нехватке времени управленец больше внимания будет уделять негативным, а не позитивным обстоятельствам и рассматривать малое количество факторов при принятии решения [16, с. 516].

Для того чтобы описать окружающие условия, в которых принимаются решения, принято использовать термины определенность-неопределенность. Решение в данном случае принимается в результате выбора альтернативы, максимизирующей конечный результат. [10, с. 57]

Вывод: Классификация управленческих решений позволяет изучить их особенности и выбрать наиболее эффективные в условиях конкретной задачи. Однако в связи со сложностью условий (влияющих факторов), целей принятия решений, требований и структуры решения создать простую и четкую их классификацию представляется проблематичным. Поэтому могут существовать и существуют различные классификации управленческих решений.

Таким образом, управленческая деятельность состоит из эффективных решений. Высокая эффективность управленческого решения достигается путем применения механизмов, методов и функции управления. Решение – это осознанный выбор человека или группы лиц, осуществляемый для достижения поставленной цели. Такое определение чаще всего применяется для бытовых решений. В бизнесе решение воспринимается и рассматривается как процесс. Если цель ясна руководителю и персоналу, то процесс принятия решения состоит в том, чтобы выявить необходимые средства и инструменты для получения эффективного результата. Наличие цели, средств и инструментов не делает решение управленческим.

Управленческое решение является результатом анализа информации, прогнозирования, оптимизации, контроля и выбора варианта из множества альтернатив достижения конкретной цели. Выбор не всегда связан с конкретной целью. Суть выбора состоит в самом выборе, а не в результате.

2. Исследование процесса принятия решений


2.1 Процесс принятия решений и факторы, на него влияющие

В промышленных предприятиях проблему выявляют и определяют в некоторых случаях:

– эффективность компании или ее подразделений уменьшается по сравнению с прошлым периодом;

– итоговые результаты не согласовываются с запланированными целями;

– сравнительные результаты с похожими компаниями оказываются неудовлетворительными.

После того, как проблема выявлена и установлены ее причины, начинается стадия поиска информации и альтернатив для решения.

Поиск информации, осуществляемый руководителем, может указать, например, что причина сокращения разрыва – увеличивающаяся себестоимость продукции [7, с. 219]

Рассмотрим более детально этапы разработки управленческих решений.

1 этап – подготовительный

На данном этапе руководитель или экспертная группа получает большой объем внутренней и внешней информации, цель которой – сформировать наиболее полное представление о ситуации и наметить переход к следующей ступени — определение цели и задач управленческого решения. Цель, содержащаяся в управленческом решении, определяет, на начальном этапе, предпосылки и перспективы дальнейших действий, то есть разработки оценочных механизмов. [4, с. 71]

Разработка оценочных механизмов – один из ключевых элементов начального этапа, поскольку позволяет получить часть входящей информации и провести ее детальный анализ и перейти к общей диагностике ситуации в целом.

Проведение диагностики сопряжено для руководителей с рядом трудностей, поскольку дает лишь частичное представление о ситуации и размытые перспективы достижение цели и задач, но этот этап крайне необходим для следующего шага – прогнозирования развития ситуации в процессе принятия решения. [5, с. 15]

После того, как эти шаги пройдены, и подготовительный этап завершен, руководитель может порекомендовать экспертной группе перейти к следующему этапу – разработка управленческого решения

2 этап – разработка управленческого решения

После того, как подготовительный этап полностью завершен, руководитель может провести анализ информации и сформированию несколько путей развития ситуации в случае принятия управленческого решения. Информация представляется руководителем графически и оформляется в виде многообразия взаимосвязанных альтернатив и сценариев. Из большого числа вариантов осуществляется отбор наиболее перспективного. На данном этапе происходит также оформление рисков, возникающих в случае принятия того или иного сценария, но есть возможность перейти к следующему этапу принятия управленческого решения. [17, с. 590]


3 этап – осуществление управленческого решения, анализ, оценка эффективности

1. Первоначально на данном этапе происходит коллективная экспертная оценка принимаемого решения. Оценивает информацию руководитель и участники экспертной группы. Коллективная оценка дает руководителю возможность наиболее полно представить ситуацию и оценить ее дополнительные преимущества и недостатки.

2. После коллективной оценки, происходит непосредственно процесс выбора альтернативы – принятия решения. Руководитель выбирает из ранее представленных альтернатив, прошедших начальные этапы.

3. Затем руководитель переходит к планированию дальнейших действий. На этом шаге назначаются ответственные исполнители, и осуществляется весь комплекс действий, связанный с решением, а руководителю остается перейти к следующему шагу – контролю за выполнением. [15, с. 57]

Контроль должен осуществляться на всех этапах управленческого решения, предоставляя руководителю наиболее полную информацию о процессе в режиме реального времени.

Заключительным шагом и действием в порядке разработки управленческого решения является оценка результатов, что показывает, насколько эффективно действовал коллектив и руководитель, работая над управленческим решением.

Существуют возможные альтернативы решений:

– уменьшить стоимость сырья путем рационализации способов его приобретения;

– уменьшить стоимость сырья посредством перехода к собственной добыче;

– сократить производственные затраты посредством использования более рентабельного оборудования;

– нанять более дешевую рабочую силу.

Альтернативы для выбора решений могут быть осуществлены:

– удовлетворительным способом (решение необходимо для удовлетворения возникшей потребности);

– максимизационный способ (выбор решения из некоторого числа альтернатив) [11, с. 14].

Традиционно теория принятия решений выделяет три основных концепции:

– дескриптивный подход: качественно-предметная концепция.

– нормативные подход: концепция математического выбора решения.

– комплексная концепция. [18, с. 55]

Качество управленческих решений в большей мере определяется конечными результатами и находится в зависимости от ряда факторов:

а) качество исходной информации, которое определяется достоверность, достаточность, защита от ошибок;

б) форма предоставления (точность результата расчета не выше точности, которая используется для расчёта информации);


в) оптимальный или рациональный характер принимаемых решений,

г) своевременность принимаемого решения, которое определяется скоростью его разработки, принятия, передачи, организации исполнения;

д) соответствие принимаемого решения действующим механизмам управления и базирующихся на них методах управления;

е) квалификация персонала, который осуществляет разработку, принятие решений организацию его исполнения;

ж) готовность управляемой системы к процессу исполнения принятого решения. [10, с. 97].

Следующим этапом принятия решения после составления перечня альтернативных вариантов является оценка каждой альтернативы, то есть определение ее достоинств, недостатков и последствий для организации.

Для оценки альтернатив используются разработанные и утвержденные ранее критерии принятия решения. Для обеспечения возможности сравнения альтернатив все варианты должны быть представлены в сопоставимой форме. При оценке необходимо также учитывать влияние непредвиденных ситуации и внешних факторов на процесс реализации решения, определяя вероятность его осуществления в соответствии с планом. [4, с. 41]

Вывод: Управленческое решение – это сложная система взаимосвязанных компонентов, которые затрагивают все сферы деятельности предприятия. По сути, управленческое решения определяет дальнейшее развитие предприятия на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Принятие решения – действие, имеющее в своей основе и сути многоступенчатый алгоритм.

2.2 Методы и способы принятия решений

Методы принятия управленческих решений – это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. Их существует довольно много, например:

– декомпозиция – представление сложной проблемы как совокупности простых вопросов;

– диагностика – поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Этот метод применяется при ограниченных ресурсах. [9, с. 204]

Принято различать способы принятия решений в зависимости от того, на что ориентировано лицо, принимающее решение: рациональный, когда весь процесс обоснования решения нацелен на максимальный результат; интуитивный, когда при принятии решений руководствуются аналогиями, словесными концептуальными ассоциациями, предвидением; административный, когда в рамках полномочий руководителя принимается решение, удовлетворяющее минимальным требованиям. [11, с. 357]