Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Деятельность по разработке, производству, реализации, приобретению в целях продажи, ввоз в Российской Федерации и вывоз за ее пределы указанных специальных технических средств не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности лицами подлежат лицензированию в установленном порядке. В целях правового упорядочения данного вопроса Президентом Российской Федерации принят Указ от 09.01.1996г. № 21 «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации». Во-вторых, не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных указанным Законом. [12,10] В-третьих, законом закреплен порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности. Они могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий; проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших. [20, 65]

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии со ст. 86-88 Уголовно-процессуального кодекса РФ, регулирующими собирание, проверку и оценку доказательств. [4, 30]

Шестым признаком является то, что рассматриваемый вид деятельности осуществляется для защиты от преступных посягательств на жизнь, здоровье, права и свободы человека и гражданина, собственности и обеспечения безопасности общества и государства. Следует заметить, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется для защиты не просто от противоправных действий, а исключительно от преступных посягательств. Наличие указанного признака свидетельствует об особой значимости оперативно-розыскных мероприятий, т.к. преступные посягательства в отличие от противоправных действий отличаются особой общественной опасностью.

Таким образом, рассмотрев признаки оперативно-розыскной деятельности, можно сделать вывод о том, что указанный вид деятельности носит правовой характер, т.к. основывается на нормах действующего законодательства и соблюдении принципов законности, уважении прав и свобод личности, конспирации, сочетании гласных и негласных методов, и средств. Целью оперативно-розыскной деятельности является борьба с преступностью на территории Российской Федерации. Содержание оперативно-розыскной деятельности составляет проведение оперативными подразделениями государственных органов оперативно-розыскных мероприятий в пределах установленных полномочий. [5, 20]


Отметим, что под оперативно-розыскным мероприятием следует понимать закрепленные в Законе и проводимые уполномоченными на то субъектами в соответствии с требованиями нормативных правовых актов действия, основанные на применении преимущественно негласных средств и методов в сочетании с гласными средствами и методами, направленные на непосредственное выявление фактических данных, необходимых для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Следует отметить, что оперативно-розыскные мероприятия проводятся оперативными подразделениями органов государственной власти самостоятельно или по поручению следователей. [30, 5]

Задачами оперативно-розыскных подразделений указанных органов являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. [26, 3]

Статья 6 Закона содержит исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые, как было указано выше, составляют содержание оперативно-розыскной деятельности. В соответствии со ст.6 Закона к оперативно-розыскным мероприятиям относится опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент. [5, 2]

Подробнее рассмотрим содержание каждого из оперативно-розыскных мероприятий.

Опрос - это оперативно-розыскное мероприятие, основанное на проведении специальной беседы с лицами, которым могут быть известны сведения, необходимые для решения тактических задач оперативно-розыскной деятельности. [38, 40]

Наведение справок - это оперативно-розыскное мероприятие, основанное на непосредственном изучении документов, содержащих сведения, представляющие оперативный интерес, а также направления запросов о предоставлении таких сведений в государственные органы, предприятия, учреждения и организации, имеющие информационные системы.


Сбор образцов для сравнительного исследования - это оперативно-розыскное мероприятие, основанное на получении в распоряжение оперативного подразделения различных материальных объектов, являющихся носителями информации о признаках преступной деятельности. [29, 60]

Проверочная закупка - это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в совершении мнимой сделки купли-продажи с лицом, заподозренным в противоправной деятельности.

Исследование предметов и документов - это не процессуальное криминалистическое, научно-техническое или иное исследование объектов, полученных в результате других оперативно-розыскных мероприятий, проводимое с целью выявления признаков преступной деятельности и причастности к ней конкретных проверяемых лиц.

Наблюдение - это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в негласном слежении за действиями и разговорами лиц, подозреваемых в преступной деятельности, используемыми ими транспортными средствами и местами их нахождения. [44, 20] Целью мероприятия является получение информации о признаках преступной деятельности, возможных соучастниках, местах хранения орудий совершения преступлений и похищенного имущества.

Отождествление личности - это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в установлении лиц, причастных к преступной деятельности либо находящихся в розыске, путем не процессуального опознания личности по ее внешности, голосу, запаху и другим идентифицирующим признакам.

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в получении информации о преступной деятельности подозреваемых лиц путем негласного просмотра (перлюстрации) почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. [12, 1]

Прослушивание телефонных переговоров - это оперативно-техническое мероприятие, проводимое на основании судебного решения и заключающееся в негласном контроле, аудиозаписи и прослушивании переговоров проверяемых лиц, ведущихся по телефонным линиям связи.

Снятие информации с технических каналов связи - это оперативно-техническое мероприятие, проводимое на основании судебного решения и заключающееся в контроле и перехвате с помощью специальных средств текстовой, графической и иной информации, передаваемой проверяемыми лицами по техническим каналам связи. [16, 18]

Оперативное внедрение - это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в приобретении оперативно-розыскным подразделением негласного источника информации внутри или в окружении объекта оперативного интереса.


Контролируемая поставка - это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в установлении контроля за перемещением (перевозкой, пересылкой) предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота либо являющихся объектами или орудиями преступных посягательств. [44, 100]

Оперативный эксперимент - это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в воспроизведении негласно контролируемых условий и объектов для проявлений противоправных намерений лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении тяжких и особо тяжких преступлении.

Подводя итог в рассмотрении вопроса о сущности оперативно-розыскной деятельности, можно резюмировать следующее. Понятие «оперативно-розыскная деятельность» является базовым для уяснения сути как указанной деятельности в целом, так и ее отдельных элементов, и видов, в частности. Закон содержит легальное определение понятия «оперативно-розыскная деятельность», а также содержит признаки, раскрывающие сущность этой деятельности, из смысла которых следует, что содержание оперативно-розыскной деятельности составляет проведение оперативно-розыскных мероприятий, целями которых является, во-первых, защита от преступных посягательств жизни и здоровья, собственности, прав и свобод человека, и гражданина. Во-вторых, защита от преступных посягательств общества и государства. [16, 23] Таким образом, по своей сути оперативно-розыскная деятельность направлена на добывание информации, выявление скрытых преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц в строгом соответствии с нормами действующего законодательства в целях защиты от преступных посягательств личности, общества и государства.

1.2 Правовые основы, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит норму, устанавливающую правовые основы оперативно-розыскной деятельности. [5, 1]

В соответствии со ст.4 Закона правовые основы оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти [3,16]


Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий (ч.2 ст.4 Закона). [5, 12]

Таким образом, перечень нормативных актов, указанных в ст. 4 Закона, носит открытый характер.

Из смысла ст. 4 Закона становится ясно, что в первую очередь к правовым основам оперативно-розыскной деятельности Закон относит Конституцию Российской Федерации. На наш взгляд такая классификация нормативных актов является не случайной и соответствует положениям ст.15 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Следует отметить, что Конституция устанавливает основные принципы взаимоотношений органов государственной власти и граждан, является гарантом прав и свобод личности, и гражданина. Более того, ст.23, 25 и 55 Конституции регламентирует условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. [1, 24]

После Конституции основная роль в правовом регулировании оперативно-розыскной деятельности принадлежит Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». Указанный закон был принят 12 августа 1995г. и в него уже было внесено более двадцати изменений и дополнений. Последнее изменение было внесено 29 ноября 2012г. (Федеральный закон от 29.11.2012г. №207-ФЗ). Действующий Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» пришел на смену ранее действовавшему Закону Российской Федерации от 13 марта 1992 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», который был первым в истории Российской Федерации законом, регламентирующим оперативно-розыскную деятельность. [5, 1]

К другим федеральным законам, образующим правовую основу оперативно-розыскной деятельности, относится такие законодательные акты, как Таможенный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 7 февраля 2011г. №3-ФЗ «О полиции», Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральный закон от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. «О Федеральной службе безопасности», Федеральный закон от 10 января 1996 г. «О внешней разведке», Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации», Федеральный закон от 27 мая 1996 г. «О государственной охране», Федеральный закон от 17 января 1992г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и др. [4, 114]