Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Конституция Российской Федерации, провозглашая права и свободы человека в качестве высшей ценности в государстве, тем самым обязывает правоохранительные органы направлять главные усилия на соблюдение и защиту прав и свобод человека, и гражданина, а также направлять усилия на борьбу с преступностью, обеспечение общественного порядка и безопасности на территории Российской Федерации.

В середине 90-х годов двадцатого века в России были приняты законы и другие нормативные акты, существенно изменившие реализацию правоохранительных функций государства и условия надзора за их исполнением. Прежде всего, это касается оперативно-розыскной деятельности, впервые законодательно признанной в качестве самостоятельного предмета правового регулирования.

Правовую основу оперативно - розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12.08.1995г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Новые законодательные акты впервые сформулировали легальное определение понятия «органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность».

В связи с принятыми законами оперативно-розыскная деятельность изменилась не только по числу субъектов оперативно-розыскной деятельности, но и качественно. В ней появляются новые, признанные законом направления - обеспечение безопасности на территории Российской Федерации, собственная защита органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность, борьба с уклонением от уплаты налогов, нарушением таможенных правил. Изменяется территориальный аспект распространения оперативно-розыскной деятельности.

Однако специфика, присущая осуществлению оперативно-розыскной деятельности, а именно использование в большинстве случаев негласных способов получения необходимой информации, обуславливают необходимость постоянного контроля и надзора за органами, уполномоченными в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Осуществление постоянного (текущего) контроля возложено на руководителей указанных органов. Вневедомственный контроль осуществляют органы государственной власти федерального уровня. Прокурорский надзор за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, возложен на Генерального прокурора Российской Федерации, а также на уполномоченных прокуроров.


Таким образом, осуществление контрольных и надзорных функций обусловлено тем, что реализация данной деятельности тесно связана с осуществлением конституционных прав и свобод личности.

Целью данной научной работы является изучение сущности контрольных и надзорных функций, осуществляемых в отношении органов, уполномоченных на реализацию оперативно-розыскной деятельности.

Достижение цели исследования осуществляется постановкой и реализацией следующих задач:

  1. Исследование содержания оперативно-розыскной деятельности.
  2. Выявление юридической природы контрольных и надзорных функций органов государственной власти.

Объектом исследования является правовая сущность государственного контроля и прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Предметом исследования являются юридические понятия и признаки оперативно-розыскной деятельности, контрольных и надзорных функций осуществляемых за указанным видом деятельности.

Актуальность и ценность научной работы заключается в том, что в ходе изучения объекта данной работы мною будет определена сущность государственного контроля и прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также проведен анализ российского законодательства по данному вопросу.

Для реализации поставленной цели, изучения задач, объекта и предмета научной работы представляется наиболее правильным построение структуры выпускной квалификационной работы из введения, трех глав, раскрывающих сущность рассматриваемых государственных функций, заключения и списка использованных источников.

Для достижение поставленной цели мною использованы следующие методы исследования: исторический, сравнительно-правовой, индуктивный, дедуктивный, аналитический методы (проведен анализ нормативно-правовых актов, учебной, научной и периодической литературы), в т.ч. сравнительный анализ. Также были использованы такие методы, как наблюдение, изучение, обобщение и метод классификаций.

В теории уголовного права научное исследование данной проблемы осуществлялось такими специалистами, как Батурин С.С., Бондаренко В.А., Гулягин А.Ю., Гусев В.А., Захарцев С.И., Кожевников К.М., Капканов В.И., Пахунов А.И., Чуркин А.В. и др.


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12.08.1995г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон) оперативно-розыскной деятельностью является вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. [5, 1]

Таким образом, из смысла указанной статьи следует, что по своему содержанию указанный вид деятельности с одной стороны носит оперативный характер, т.е. лица, уполномоченные осуществлять данный вид деятельности должны предпринимать необходимые мероприятия для защиты прав личности, интересов общества и государства от преступных посягательств незамедлительно. [24, 3] С другой стороны, рассматриваемый вид деятельности носит розыскной характер, т.е. направлен на осуществление разведывательной деятельности, а также сбор необходимой информации.

Законодательное определение оперативно-розыскной деятельности позволяет выделить основные признаки, раскрывающие сущность этой деятельности. [44, 115]

Во-первых, оперативно-розыскная деятельность является видом государственной деятельности.

Во-вторых, она осуществляется гласными и негласными методами.

В-третьих, ее субъектами являются оперативные подразделения государственных органов, исчерпывающий перечень которых закреплен Законом.

В-четвертых, оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями лишь в пределах установленных полномочий.

В-пятых, оперативно-розыскная деятельность, осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, исчерпывающий перечень которых также содержится в Законе. [5, 5]

В-шестых, рассматриваемый вид деятельности осуществляется для защиты не просто от противоправных действий, а именно от преступных посягательств на жизнь, здоровье, права и свободы человека и гражданина, собственности и обеспечения безопасности общества и государства.


Рассмотрим первый признак присущий оперативно-розыскной деятельности. Как было указано выше, оперативно-розыскная деятельность является видом государственной деятельности. Это означает, что указанный вид деятельности является одной из функций государства. Действительно любые оперативно-розыскные мероприятия направлены на осуществление борьбы с преступностью, и в этом смысле оперативно-розыскную деятельность можно рассматривать как одно из направлений уголовной функции государства (п.«е» ч.1 ст. 114 Конституции Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2011г. №590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» и др.). [1, 114] Реализацией данной функции занимаются правоохранительные органы, а именно Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и других [19, 16]

Второй признак, характеризующий содержание оперативно-розыскной деятельности, в силу своей специфики вызывает широкое обсуждение среди ученых юристов и рядовых граждан. Как было указано выше, осуществление оперативно-розыскных мероприятий возможно и с использованием негласных методов. [10, 2] В свою очередь использование указанного метода предполагает определенное ограничение прав и свобод человека, и гражданина. Вместе с тем, ст.23 и 25 Конституции РФ предусматривают неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, жилища. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Норма указанной статьи в свою очередь корреспондирует ст. 55 Конституции РФ. [1, 86] Статья 55 Основного Закона государства указывает на то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статья 8 Закона также предусматривает возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища. [5, 15] Проведение указанных мероприятий допускается только на основании судебного решения. Учитывая вышеизложенное, можно говорить о том, что законодатель допускает возможность ограничения конституционных прав и свобод человека, и гражданина, но указанное ограничение должно осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством и на основании судебного решения.


Третий признак, характеризующий оперативно-розыскную деятельность тесно переплетается с четвертым признаком. Рассмотрим подробнее. Субъектами, осуществляющими оперативно-розыскные мероприятия, являются оперативные подразделения государственных органов, которые действуют в пределах установленных полномочий. Статья 13 Закона содержит исчерпывающий перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации. [1, 86] При чем, впервые законодатель указал о том, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные Законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. В подтверждении вышесказанному служит норма, содержащаяся в ч. 2 ст.13 Закона, которая указывает на то, что оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны РФ проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения собственной безопасности. Другими словами, Закон не наделяет органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, равными полномочиями. Это объясняется, прежде всего, целями и задачами этих органов. [5, 16]

Пятый признак, раскрывающий содержание оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что оперативно-розыскная деятельность, осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, исчерпывающий перечень которых содержится в законе.

Оперативно-розыскное мероприятие - это закрепленные в Законе и проводимые уполномоченными на то субъектами в соответствии с требованиями нормативных правовых актов действия, основанные на применении преимущественно негласных средств и методов и направленные на непосредственное выявление фактических данных, необходимых для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскные мероприятия проводят только тогда, когда иными средствами невозможно обеспечить выполнение этих задач. [32,18] При этом, в соответствии с ч.4 ст. 6 Закона наиболее сложные оперативно-розыскные мероприятия, связанные с ограничением конституционных прав граждан и требующие использования специальной аппаратуры, осуществляются оперативно-техническими подразделениями органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. [5, 5]

Необходимо отметить, что запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то Законом физическими и юридическими лицами (ст. 6 Закона). Из смысла указанной статьи следует, что Закон налагает запрет на использование специальных технических средств таким лицами, как например, субъекты частной детективной и охранной деятельности и др. Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996г. № 770 (в ред. от 15.07.2002г.) [2, 86]