Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» прокурор должен следить за тем, чтобы обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи не проводились по следующим основаниям:

  • Для допуска к сведениям, составляющим государственную тайну;
  • Для допуска к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;
  • Для допуска к участию в оперативно-розыскной деятельности или доступа к материалам, полученным в результате ее осуществления;
  • Для установления или поддержания с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  • Для выдачи разрешений на частную детективную и охранную деятельность. [5, 17]

Уполномоченным прокурорам обязаны пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и (при наличии оснований) привлечению виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.

По фактам установленных прокурором нарушений закона, допущенных в ходе оперативно-розыскной деятельности, он может внести представление в адрес органа, осуществлявшего оперативно-розыскную деятельность, по аналогии с порядком внесения представлений, предусмотренным ст. 24 Закона о прокуратуре. При наличии оснований прокурор вправе также вынести мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела. [8, 24]

Осуществляя надзор за законностью проведения оперативно-розыскных мероприятий, прокурор должен обращать внимание на соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, законность и обоснованность решений об их проведении или прекращении. Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий в личных целях. Поэтому, осуществляя надзор, прокурор должен видеть конкретную цель проведения оперативно-розыскных мероприятий, не забывая проверять и обоснованность прекращения того или иного мероприятия. [17, 200]

Таким образом, одним из элементов предмета прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью является проверка законности решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. При этом под решениями в оперативно-розыскной деятельности следует понимать правовые акты, влекущие наступление определенных правовых последствий, законность которых предопределяет и законность оперативно-розыскной деятельности в целом. [31, 18]


В числе решений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предметом внимания прокурора могут быть постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий, решения об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности. При установлении фактов нарушения закона прокурором применяются меры по их устранению.

Следует заметить, что по своему содержанию прокурорский надзор должен заключаться не только в проверке законности действий субъектов оперативно-розыскной деятельности, но и в оказании необходимой помощи лицам, осуществляющим оперативно-розыскные мероприятия со стороны прокуратуры. [26,3]

Рассматривая содержание прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью необходимо отметить, что органами прокуратуры в рамках данной деятельности осуществляется надзор, в том числе за законностью использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовных делах. В рамках осуществления надзора в данной сфере прокурор должен обращать особое внимание на законность и обоснованность постановлений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, на основе которых результаты оперативно-розыскных мероприятий представляются в органы дознания, следователю или в суд. [38, 47] Поскольку практика принятия решений, равно как и проведения оперативно-розыскных мероприятий, в значительной мере формируется под влиянием ведомственных нормативных правовых актов, оценка их соответствия закону также является прямой обязанностью прокурора. В этой связи прокуроры должны тщательно проверять соблюдение установленных действующим законодательством правил получения результатов оперативно-розыскной деятельности, не допускать фальсификации указанных результатов, т.к. уголовное законодательство предусматривает, что сбор доказательств должен осуществляться законными и допустимыми средствами (ст.75 и 89 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). [3,75]

Следует отметить, что в ходе осуществления надзора прокурор в случае выявления акта, противоречащего требованиям действующего законодательства, либо нарушающего права человека и гражданина, прокурор или его заместитель приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека, и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение. [8, 28]


Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

Представление об устранении нарушений закона подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер по протесту или представлению прокурора должно быть сообщено ему в письменной форме. [15,5] Учитывая вышеизложенное, можно говорить о том, что прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью – это вид деятельности, осуществляемый уполномоченными работниками прокуратуры в пределах их компетенции посредством использования ими определенных законом методов проверки и средств реагирования в целях обеспечения исполнения на территории Российской Федерации законов всеми оперативными подразделениями органов государственной власти, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Прокурорский надзор за законностью оперативно-розыскных действий осуществляется на постоянной основе. Следует заметить, что Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» установил, что осуществление надзора за исполнением законов Российской Федерации органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, возложено на Генерального прокурора и уполномоченных им прокуроров. [5,12] Появление понятия «уполномоченный прокурор» предопределило ограничение круга прокуроров, надзирающих за законностью в сфере оперативно-розыскной деятельности. Такое ограничение связано со спецификой тактических приемов, методов и средств, применяемых при осуществлении указанной деятельности, сведения о которых составляют государственную тайну. [25, 1]

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью следует отличать от функции прокурора по защите прав и свобод граждан в порядке ст. 5 Закона. Предметом прокурорского надзора, предусмотренного ст. 21, является текущая оперативно-розыскная деятельность, проводимая до возбуждения уголовного дела в рамках проведения проверочных мероприятий параллельно с производством по делу либо после прекращения уголовного дела, если имеются основания подозревать лицо в причастности к совершению других преступлений.

Проверка законности и обоснованности проведения оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемая в порядке ст. 5, имеет место в тех ситуациях, когда виновность лица в совершении преступления не доказана и принято соответствующее процессуальное решение, а оперативно-розыскная деятельность в отношении него полностью прекращена. [8, 5]


Также следует обратить внимание на то, что исходя из прямого предписания Закона об оперативно-розыскной деятельности, предметом надзора является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, а также соответствие им издаваемых правовых актов. Соответственно, прокурор может проявлять свои надзорные полномочия только в правовом пространстве, определенном законами, но не ведомственными нормативными правовыми актами. Поэтому надзор за исполнением предписаний подзаконных актов (приказов, распоряжений, указаний, инструкций) на прокурора не возложен. Это является уже сферой ведомственного контроля. [15, 5]

В завершение данной главы хотелось бы указать на то, что некоторые авторы объясняют необходимость прокурорского надзора, осуществляемого за органами ведущую оперативно-розыскную деятельность отсутствием четкого законодательно регламентированного порядка и оснований проведения оперативных мероприятий, их чрезмерной засекреченностью, отсутствием возможности исследования полного объема оперативных документов. В этой связи в целях защиты конституционных прав и свобод личности необходимо осуществление прокурорского надзора за данной сферой деятельности. [22, 9]

Учитывая вышеизложенное, можно резюмировать, что осуществление прокурорского надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности как правовое средство, призванное обеспечить защиту конституционных прав человека и гражданина, показал свою практическую необходимость и обусловленность. Особая значимость наличия надзора в этой сфере обусловлена тем, что ни в одной из иных сфер правоотношений не затрагиваются в столь острой форме и не содержится опасность нарушения таких конституционных прав граждан, как право на жизнь, личную свободу, достоинство и неприкосновенность частной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проведенной работе, можно говорить о том, что оперативно-розыскная деятельность направлена на борьбу с преступностью и носит правовой характер.

Оперативно-розыскная деятельность является самостоятельным видом правоохранительной деятельности, осуществляемым специально уполномоченными на то государственными органами с использованием негласных правовых средств.

Для эффективного решения поставленных задач оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека, и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов, и средств.


Важнейшая роль в обеспечении соблюдения указанных принципов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, отведена прокуратуре. Только прокуратура является независимым органом, способным установить, предотвратить, пресечь нарушения прав и свобод граждан в сфере осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Правовое поле оперативно-розыскной деятельности является весьма разноплановым и касается норм конституционного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, административного права, права социального обеспечения и других.

По своей правовой природе оперативно-розыскная деятельность близка к деятельности органов предварительного следствия. Тем не менее, их различия существенные. Оперативно-розыскная деятельность направлена на борьбу с преступностью, поэтому может использоваться до момента возбуждения уголовного дела. Кроме того, результаты оперативно-розыскной деятельности являются предварительными данными, в то время как результаты следственных действий являются доказательствами. При этом оперативно розыскная деятельность основывается как на общеправовых принципах (законности, уважении прав и свобод человека, и гражданина), так специальных, присущих данному виду деятельности принципах (конспирация, сочетание гласных и негласных методов, и способов). Наиболее существенных специфических черт оперативно-розыскной деятельности является то, что ее осуществляет не какой-либо один государственный орган, а целый ряд самостоятельных государственных органов, которые имеют в своем составе соответствующие подразделения.

Оперативно-розыскная деятельность, учитывая ее преимущественно негласный, конспиративный характер, сопряженность ряда оперативно-розыскных мероприятий с ограничением конституционных прав и свобод граждан, вольным или невольным получением информации, затрагивающей их частную жизнь, требует контроля за законодательно установленным порядком ее осуществления для достижения законодательно закрепленных целей и задач, корректировки оперативно-розыскной политики, детализации положений Закона об оперативно-розыскной деятельности, их разъяснения, организации и проведения проверок на уровне органов государственной власти.

Законом предусмотрено осуществление двух видов контроля за оперативно-розыскной деятельностью: вневедомственный, так называемый внешний и ведомственный.

Вневедомственный контроль призван обеспечить осуществление оперативно-розыскной деятельностью исключительно для достижения ее целей, предусмотренных ст. 1 Закона и в строгом соответствии с действующим законодательством. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью, осуществляемый Президентом РФ, реализуется через аппарат Администрации Президента и Совета Безопасности РФ. Парламентский контроль осуществляется обеими палатами Федерального собрания (Совет Федерации и Государственная Дума). Федеральное Собрание осуществляет контроль за законностью расходования бюджетных средств органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность через уполномоченный орган - Счетную палату РФ.