Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К иным нормативным правовым актам федеральных органов государственной власти, составляющим правовую основу оперативно-розыскной деятельности необходимо отнести следующие акты. [31, 12]

Во-первых, Указы Президента Российской Федерации. Например, Указ Президента Российской Федерации «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» от 1 сентября 1995г. Указ Президента Российской Федерации «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» от 11 февраля 2006 г. и др.

Во-вторых, Постановления Правительства Российской Федерации. Среди них можно отметить Постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.1996г. №770 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно - розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно - розыскной деятельности» и др. [12,1]

В-третьих, Акты Конституционного Суда и Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащие разъяснения и толкование норм оперативно-розыскного законодательства с точки зрения их конституционности. Например, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1998 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности" по жалобе гражданки И.Г. Черновой». [37, 54] Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 февраля 1999 г. «По жалобе граждан М.Б. Никольской и М.И. Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации». Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» и др. [35, 66]

Кроме того, как было указано выше, ч.2 ст.4 Закона наделяет органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, правом по изданию в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. [5, 6] Следует заметить, что согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, нормативные правовые акты могут издаваться федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. При этом структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти нормативные правовые акты издавать не могут.


Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими. [7, 6] Акты утверждаются руководителем органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности.

Учитывая вышеизложенное можно сказать о том, что под правовыми основами оперативно-розыскной деятельности следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.

2. СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЛЬНОСТЬЮ

2.1 Понятие и виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью

Оперативно-розыскная деятельность, учитывая ее преимущественно негласный характер, а также в силу необходимости проведения ряда оперативно-розыскных мероприятий связанных с ограничением конституционных прав и свобод граждан, вольным или невольным получением информации, затрагивающей их частную жизнь, требует осуществления контроля со стороны органов государственной власти за ее осуществлением для достижения законодательно закрепленных целей и задач. [20, 12]

При изучении вопроса о содержании контрольных функций за оперативно-розыскной деятельностью на наш взгляд для начала необходимо сформулировать определение понятия «контроль». В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «контроль» рассматривается в трех аспектах. Во-первых, контроль — это проверка, а также наблюдение с целью проверки. Во-вторых, учреждение, ведущее такой контроль. В-третьих, лица, занимающиеся этим делом, контролёры. Таким образом, становится очевидно, что в русском языке понятия «контроль», «надзор», «наблюдение» и «проверка» употребляются как синонимы. Вместе с тем понятие контроля шире понятия надзора. Надзор касается только соблюдения законности. Для контроля требование соблюдать закон контролируемыми субъектами - лишь один из его аспектов. [9, 21]

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает два вида контроля за оперативно-розыскной деятельностью: вневедомственный и ведомственный [5,20]


Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации [2,3] Статья 20 Закона определяет эти органы власти в качестве субъектов, наделенных правом осуществления контроля за оперативно-розыскной деятельностью.

Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека, и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.  

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.  

Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Кроме того, Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. [11, 8]

Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом. В силу этого оно наделено не только правом издания законов, но и правом осуществления контролирующих функций за исполнением принятых законов.

Правительство Российской Федерации является исполнительным органом и в пределах своих полномочий осуществляет меры по обеспечению безопасности на территории Российской Федерации, в т.ч. определяет основные направления оперативно-розыскной деятельности и осуществляет контроль за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Помимо вышеуказанных органов государственной власти контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляется со стороны судебной власти [5,10]

Осуществление судебного контроля регулируется ст. 46 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также ст. 5, 8, 9 и 12 Закона, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Целью судебного контроля за оперативно-розыскной деятельностью является обеспечение защиты конституционных прав и свобод личности. [1, 28]

Таким образом, целью вневедомственного контроля является соблюдение законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Вневедомственный контроль представляет собой так называемый «внешний» контроль, осуществляемый органами государственной власти федерального уровня. Другими словами, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с Законом не вправе осуществлять контрольные функции за оперативно-розыскной деятельностью. [33, 5] На мой взгляд данный подход законодателя является обоснованным, т.к. большинство документов полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий носят ограниченный характер доступа в связи с тем, что могут содержать государственную тайну или иную конфиденциальную информацию, затрагивающую конституционные права и свободы граждан и государства.


Необходимо отметить, что каждый из упомянутых в ст.20 Закона субъектов контроля осуществляет его в пределах своих полномочий, установленных законом, не выходя за их рамки.

Наряду с вневедомственным Законом предусмотрено осуществление ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью. Осуществление ведомственного контроля регулируется ст. 22 Закона. [19, 64]

Ведомственный контроль осуществляется на всех стадиях подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий и оперативно-розыскной деятельностью в целом, начиная от выяснения оснований и условий для проведения оперативно-розыскных мероприятий и заканчивая использованием их результатов, начиная с решения задачи добывания информации и заканчивая предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений.

Следует отметить, что ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью организуют руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, на основании Закона об оперативно-розыскной деятельности и ведомственных нормативных правовых актов. [6, 10]

Основной целью ведомственного контроля является обеспечение единства решений и исполнения, своевременное предупреждение и устранение допущенных нарушений. Тем самым, ведомственный контроль осуществляется в целях своевременного, полного и эффективного принятия мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, розыску скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести, решения иных задач оперативно-розыскной деятельности, обеспечения соблюдения прав и законных интересов граждан.

Предметом ведомственного контроля являются законность оперативно-розыскной деятельности, эффективность решения ее задач, применения сил и средств оперативно-розыскной деятельности, обеспечение прав и свобод граждан, конспирации и режима секретности. [5, 3]

В порядке контроля руководители, наделенные правом его осуществления, изучают оперативные материалы, полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, отражающие основания и условия их проведения, иные документы, имеющие отношение к оперативно-розыскной деятельности, и принимают по ним решения. [18, 10]

Учитывая вышеизложенное, можно говорить о том, что ведомственный контроль за осуществлением оперативно-розыскной деятельности является одной из форм управляющего воздействия и включает в себя систему мер по наблюдению и проверке ее соответствия действующим законам и ведомственным нормативным актам.


Таким образом, контроль за оперативно-розыскной деятельностью можно разделить на вневедомственный, осуществляемый органами государственной власти федерального уровня и судебными органами, целью которого является соблюдение законодательства органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также ведомственный контроль, который осуществляется руководителями органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. [5, 9]

2.2. Субъекты, уполномоченные осуществлять контроль за оперативно-розыскной деятельностью

Статья 20 Закона содержит норму, определяющую перечень лиц, уполномоченных осуществлять вневедомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью.

Осуществление указанного контроля каждым из контролирующих субъектов реализуется исключительно в пределах своих полномочий, установленных законом.

Для уяснения сути вневедомственного контроля более подробно рассмотрим полномочия каждого из контролирующих субъектов.

В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ наделен широкими полномочиями. [1, 28] Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека, и гражданина (ст. 80). Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, который рассматривает вопросы внутренней и внешней политики России в области обеспечения безопасности, стабильности и правопорядка, осуществляет подготовку решений Президента, касающихся состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. [2, 28]

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 28.12.2010г. №390-ФЗ «О безопасности» на Президента РФ и Совет Безопасности РФ возложена функция по осуществлению координации деятельности по обеспечению безопасности на территории Российской Федерации. [6, 18]

Статья 8 Федерального Закона «О безопасности» определяет круг полномочий Президента РФ в области обеспечения безопасности, а именно Президент Российской Федерации: