Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ведомственный контроль по своему содержанию представляет собой управленческую функцию руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью - это осуществляемая от имени государства деятельность прокуратуры, призванная обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства при осуществлении органами - субъектами оперативно-розыскной деятельности и их должностными лицами оперативно-розыскной деятельности путем выявления и своевременного устранения любых нарушений закона и привлечения к ответственности виновных.

Предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека, и гражданина, установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Указанные составные части предмета прокурорского надзора тесно связаны между собой. Взаимопроникновение охватываемых ими явлений и процессов можно наблюдать практически во всех ситуациях, характеризующих работу прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Деятельность уполномоченных прокуроров в равной степени должна способствовать как обеспечению гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий, так и выполнению задач оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан. Таким образом, при осуществлении прокурорского надзора необходимо исходить из баланса между обеспечением прав и свобод человека, и гражданина и задачами оперативно-розыскной деятельности.

Предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскной деятельности, и их должностными лицами являются соблюдение ими Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия прокурором мер (см. ст. 21 Закона о прокуратуре).


В соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Соответственно этому предмет прокурорского надзора не может быть всеобъемлющим и, по сути, подменять ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью.

БИБЛИОГРАФИЧЕКСИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации // М.: Проспект, 2017 г.

2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. -2002, N 73

3. Уголовный Кодекс Российской Федерации СЗ РФ. -2011 N 7

4. Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. -2007 N 31

5. Федеральный закон от 12.08.1995г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». // СЗ РФ. -200№ N 5

6. Федеральный закон от 28.12.2010г. №390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ. -2012 N 18

7. Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». // СЗ РФ. -2000 N 21

8. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». // СЗ РФ. -2000 N 5

9. Закон от 21.07.1993г. №5485-1 «О государственной тайне» // СЗ РФ. -2007 N 31

10. Указ Президента Российской Федерации от 09.01.1996г. № 21 «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации». // СЗ РФ. -2000 N 12

11. Указ Президента РФ от 06.05.2011г. №590 «Об утверждении Положения «О Об утверждении Положения Российской Федерации». // СЗ РФ. -2011 N8

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996г. № 770 «Положение о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно - розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно - розыскной деятельности». // СЗ РФ. -2000 N 10

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. № 1050 «Об утверждении Инструкции «О порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне». // СЗ РФ. -2000 N 31


14. Приказ Министерства финансов России от 30 ноября 2001 г. № 103-н «Об утверждении Положения о порядке финансирования за счет средств федерального бюджета оперативно-розыскных мероприятий». // СЗ РФ. -2003 N 11

15. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности». // СЗ РФ. -2011 N 5

16. Батурин С. С. Об основных конституционных правах человека и гражданина в аспекте оперативно-розыскной деятельности. // Конституционное и муниципальное право. №2. 2012.

17. Бондаренко В. А. Надзор за оперативно-розыскной деятельностью. // Законность. № 2. 2013.

18. Гулягин А. Ю. Обеспечение законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности средствами прокурорского надзора. // Российский следователь. № 12. 2012.

19. Гусев В. А. Законодательный механизм соблюдения прав и свобод человека, и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: проблемы и пути решения. // Российский следователь. №15. 2011.

20. Иванов П.И. Актуальные проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений коррупционной направленности. // Российский следователь. №1. 2012.

21. Захарцев С.И., Пахунов А. М. Организация прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. // Российский следователь. №9. 2012.

22. Капканов В. И. Проблемы осуществления надзора за оперативно-розыскной деятельностью. // Адвокат. № 9. 2009.

23. Кожевников К. М. Организация прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью по делам коррупционной направленности. // Законность. № 3. 2013.

24. Комментарий к Федеральному закону от 12.08.1995г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Под ред. О.А. Вагина, А.П. Исиченко, А.Е. Чечетина. М.: Деловой двор, 2009.

25. Комментарий к Федеральному закону от 12.08.1995г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Под ред. Ю.П. Дубягина, О.П. Дубягиной, Е.А. Михайлычева. М.: Юстицинформ, 2005.

26. Комментарий к Федеральному закону от 12.08.1995г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Под ред. Алексеева А.И., Овчинского В.С. М.: Проспект, 2011.

27. Комментарий к Федеральному закону от 12.08.1995г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Под ред. Киселева А. П. Подготовлено для системы «Консультант Плюс». 2008.

28. Королев Г.Н. К спору о законности правотворческой деятельности генерального прокурора. // Законность. №5. 2012.

29. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник. Под ред. Гуськова А.П., Шамардина А.А. М.: Юрист, 2005.