Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности;
  2. Утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности;
  3. Формирует и возглавляет Совет Безопасности;
  4. Устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет;
  5. В порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, осуществляет полномочия в области обеспечения режима чрезвычайного положения; [6, 12]
  6. Принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации:
  • Решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
  • Меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму;
  • Решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с обеспечением защиты информации и государственной тайны, а так же населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  1. Осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. [26, 2]

Указом Президента РФ от 06.05.2011г. №590 утверждено Положение «О Совете Безопасности Российской Федерации». [31, 18]

В соответствии с п.1. данного Положения Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности. [6, 18]

Совет Безопасности формируется и возглавляется Президентом Российской Федерации (ст. 13 Федерального закона «О безопасности», п.1 Положения «О Совете Безопасности РФ») [26, 2]

Задачами Совета Безопасности являются:

  • Обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения национальной безопасности;
  • Формирование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и контроль за ее реализацией;
  • Прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз национальной безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;
  • Подготовка Президенту Российской Федерации предложений;
  • Формирование основных направлений государственной внешней и военной политики;
  • Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения национальной безопасности;
  • Оценка эффективности, разработка критериев и показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения национальной безопасности.

Помимо вышеуказанных контрольных полномочий, Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует принятые федеральные законы. [35, 2]

Осуществляя названные и иные полномочия, Президент РФ направляет усилия по реализации стратегии национальной безопасности от внешних и внутренних угроз, в том числе исходящих от преступности, включая ее наиболее опасные проявления, борьба с которыми требует применения сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности.

Президент РФ контролирует деятельность Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, а министерством обороны, министерством внутренних дел, министерством юстиции, федеральной службой безопасности и другими ведомствами «силового» блока руководит непосредственно. Также Президент РФ наделен право назначать на должность и освобождать от должности руководителей органов, которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность. [34,30]

Контрольная функция применительно к оперативно-розыскной деятельности осуществляется Президентом РФ как непосредственно, так и через Администрацию Президента РФ, в составе которой функционирует Главное контрольное управление. [1, 35] В нем существует специальное подразделение, осуществляющее по поручению Президента РФ контроль за деятельностью правоохранительных органов, в том числе и за оперативно-розыскной деятельностью. Это подразделение состоит из прикомандированных сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, имеющих допуск к работе со сведениями, содержащими государственную тайну. [5, 2]

Важным элементом соблюдения законности в оперативно-розыскной деятельности при ее осуществлении является осуществление парламентского контроля. Указанный контроль осуществляется обеими палатами Федерального Собрания РФ: Государственной Думой и Советом Федерации.

Следует заметить, что именно Федеральным Собранием был принят Федеральный закон от 12.08.1995г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», осуществляющий правовое регулирование рассматриваемой деятельности. Федеральное Собрание при необходимости вносит в указанный Закон поправки, изменения и дополнения.

В соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания согласно принятому каждой палатой регламенту, в том числе по вопросам контроля за оперативно - розыскной деятельностью с заслушиванием при необходимости руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Федеральное Собрание определяет бюджетные расходы на оперативно-розыскную деятельность, а также контролирует расходование средств, выделяемых на нее. В частности, в целях организации контроля за исполнением федерального бюджета в части, касающейся использования финансовых средств на оперативно-розыскную деятельность. [1, 35] Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату. Правовое регулирование деятельности Счетной палаты осуществляется Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗ.


Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему (ст.1 Федерального закона «О Счетной палате РФ»). [7, 21]

В соответствии с Законом от 21.07.1993г. №5485-1 «О государственной тайне» члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы на период исполнения ими своих полномочий допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий. Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка. [9,31]

По запросам депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации им должна предоставляться информация об оперативно-розыскной деятельности, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные формирования, оказывающих субъектам оперативно-розыскной деятельности содействие на конфиденциальной основе.

Федеральным законом от 5 июля 1999 г. № 133-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрено, что вмешательства депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации в оперативно-розыскную деятельность органов дознания не допускается. [33,14]

В качестве контроля за оперативно-розыскной деятельностью в заседаниях Госдумы и Совета Федерации могут рассматриваться различные вопросы, касающиеся этой деятельности, для участия в заседаниях могут приглашаться должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В порядке контроля руководители комиссий и комитетов, депутаты вправе направлять депутатские запросы, касающиеся осуществления оперативно-розыскной деятельности и ее результатов. Регламентами, определяющими полномочия Государственной Думы и Совета Федерации, предусмотрено их право на получение необходимой информации от других государственных органов и организаций. [5, 6]

Таким образом, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность обязаны предоставлять обеим палатам Федерального Собрания и их должностным лицам любую запрошенную информацию, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральными законами. Отказ в предоставлении информации Совету Федерации или Государственной Думе, уклонение от предоставления информации указанным государственным органам, предоставление заведомо неполной информации или заведомо ложной информации могут повлечь уголовную ответственность в соответствии со ст. 287 Уголовного кодекса Российской Федерации. [39, 122]


В качестве особо квалифицирующего обстоятельства закон предусматривает отказ в предоставлении информации, уклонение от ее предоставления или предоставление заведомо ложной информации, если эти деяния были сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти. [31,116]

Повышенная ответственность предусмотрена и в случае наступления тяжких последствий, в качестве которых могут рассматриваться сокрытие тяжких, особо тяжких преступлений, создание помех и сбоев в работе Совета Федерации или Государственной Думы, существенное искажение данных об исполнении государственного бюджета Российской Федерации за определенный период, неосновательном расходовании средств федерального бюджета, в частности выделенных на обеспечение оперативно-розыскной деятельности, нарушении конституционных прав и свобод граждан и др. [15,5]

Таким образом, целью парламентского контроля является соблюдение законности на всех стадиях осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Кроме Президента Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации контрольные функции за оперативно-розыскной деятельностью осуществляет Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации является органом исполнительной власти общей компетенции. Полномочия данного органа определяются главой 6 Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», а также другими нормативными правовыми актами. [42, 5]

Правительство Российской Федерации как субъект исполнительной власти устанавливает основные направления деятельности, руководит федеральными органами исполнительной власти отраслевой компетенции, координирует деятельность тех министерств и ведомств, руководство которыми осуществляет Президент РФ. Правительство РФ издает постановления и распоряжения по вопросам оперативно-розыскной деятельности, заслушивает руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, через Министерство финансов организует финансирование оперативно-розыскной деятельности и контролирует исполнение бюджета в этой части. [2, 73]

Действующее законодательство определяет полномочия Правительства РФ в сфере осуществления контроля за оперативно-розыскной деятельностью. Однако содержание указанных полномочий обусловлено тем, что Правительство РФ является органом общей компетенции.


В статье 19 Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ» определены основные полномочия Правительства РФ в сфере борьбы с преступностью. [25,16] В частности, Правительство Российской Федерации:

  1. Участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
  2. Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;
  3. Разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;
  4. Осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти. [2,73]

Статья 10 Федерального закона «О безопасности» также определяет полномочия Правительства РФ в области обеспечения безопасности, а именно Правительство РФ:

  1. Участвует в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности;
  2. Формирует федеральные целевые программы в области обеспечения безопасности и обеспечивает их реализацию;
  3. Устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых оно осуществляет;
  4. Организует обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения задач в области обеспечения безопасности;
  5. Осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. [32, 74]

Приказом Министерства финансов России от 30 ноября 2001 г. № 103-н утверждено Положение о порядке финансирования за счет средств федерального бюджета оперативно-розыскных мероприятий. [14,11] Контроль за расходованием этих средств возлагается на специально уполномоченных представителей Министерства финансов Российской Федерации. [14,11]

Другими словами, можно сказать о том, что Правительство РФ как субъект исполнительной власти устанавливает основные направления деятельности и организует работу органов оперативно-розыскной деятельности, входящих в его состав, определяет их бюджет и обеспечивает его исполнение, заслушивает должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по вопросам борьбы с преступностью, обеспечения законности, прав и свобод граждан, в том числе в сфере оперативно-розыскной деятельности, издает постановления и распоряжения, касающиеся оперативно-розыскной деятельности, определяющие порядок осуществления ее отдельных направлений и дополняющие отдельные положения Закона об оперативно-розыскной деятельности. [5, 3]