Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно ст. 129 Конституции прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. [28, 5]

Глава 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) регламентирует осуществление прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. [8, 3]

Необходимо отметить, что в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» предмет и полномочия органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, расположены в одной общей главе [43,54]

Подобная регламентация явилась поводом для дискуссии о том, означает ли это одинаковый характер полномочий прокурора как при осуществлении надзора во время производства предварительного расследования, так и в оперативно-розыскной деятельности. Отдельные авторы в этой связи пришли к выводу о том, что прокурорский надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия составляет единую отрасль прокурорского надзора, что, на мой взгляд, является не совсем верным. Признавая, что оперативно-розыскная деятельность, дознание и предварительное следствие имеют на досудебных стадиях уголовного процесса общие задачи, все же следует отметить их обособленность и наличие у каждого из них собственных оперативных, процессуальных и иных инструментариев деятельности, что и определяет особенности прокурорского надзора. Так, например, оперативно-розыскная деятельность осуществляется не только для решения задач, стоящих перед дознанием и предварительным следствием, но и для достижения специальных целей и задач. [39, 5] В этой связи, мне представляется верным выделить надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности в самостоятельную отрасль прокурорского надзора, более того, не исключается возможность разделения ее на несколько направлений.

В этой связи заслуживает внимания предлагаемая В.Ф. Крюковым классификация задач данной отрасли надзора, который в зависимости от значимости и функциональной направленности предлагает разделить их на базовые (вытекающие из установленных законами обязательных направлений надзорной деятельности) и конкретно-функциональные (исходя из конкретного исторического периода и роли органов прокуратуры в борьбе с преступностью на этом этапе, определяемые Генеральным прокурором в его приказах и указаниях) [18, 12]


Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью можно разделить на надзор за законностью оснований проведения оперативно-розыскной деятельности и надзор за применением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий. [5, 6]

Круг объектов прокурорского надзора строго определен Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». На основании ст. 13 Закона в него входят органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы Российской Федерации, служба внешней разведки Российской Федерации, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Кроме того, оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия, но только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в Законе.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. [5,12] Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

В соответствии с Законом предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека, и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (ст. 29 Закона о прокуратуре).

На мой взгляд данная норма Закона о прокуратуре говоря, о правах и свободах человека и гражданина, имеет ввиду право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, т.к. при осуществлении большей части оперативно-розыскных мероприятий затрагиваются именно данные права [29,102]

Целью прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью является обеспечение верховенства закона, единства и укрепление законности, защиты прав и свобод человека, и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности путем предупреждения, выявления и устранения нарушений закона, восстановления нарушенных прав и привлечения виновных к ответственности. [23, 8]


Кроме того, в соответствии с п.4 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21 декабря 2007 г. № 207 «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» к целям прокурорского надзора в данной сфере отнесено соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях и установленных законом запретов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. [22, 9]

В этой связи, основным средством обеспечения законности при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий являются прокурорские проверки, основаниями для проведения которых являются: отсутствие в течение достаточного времени положительных результатов при розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам; лиц, совершивших преступления; без вести пропавших; данные о ненадлежащем реагировании на поручения следователя, органа дознания и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также на письменные указания прокурора; заявления и жалобы граждан о нарушениях их прав и свобод неправомерными действиями правоохранительных органов. [30, 16]

Статья 21 Закона закрепляет положение о том, что прокурорский надзор за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

В соответствии с ч. 2 ст. 129 Конституции РФ Генеральный прокурор назначается и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. [1, 12]

Следует отметить, что полномочия прокурора в сфере его надзора за оперативно-розыскной деятельностью определяются как общими нормами Федерального закона «О прокуратуре», так и специальными нормами (ст. 21 Закона об оперативно-розыскной деятельности).

Полномочия Генерального прокурора определены в Законе о прокуратуре. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет и руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. [23, 3]

Уполномоченные прокуроры – это должностные лица Прокуратуры Российской Федерации, наделенные законодателем государственными властными полномочиями по надзору за исполнением законов государственными органами и непосредственно уполномоченные соответствующими приказами. [5,10] Так, в сфере надзора за оперативно-розыскной деятельностью действует Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15.02.2011г. №33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», который пришел на смену ранее действовавшему приказу Генеральной прокуратуры от 25.04.2000г. №56 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Перед назначением на должность, связанную с надзором за оперативно-розыскной деятельностью, прокурорам в установленном порядке оформляется допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, являющийся формальным основанием для ознакомления с оперативно-служебными документами. Данный порядок закреплен в Инструкции «О порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. № 1050. [13, 31] В случае если прокурор в силу установленных законом причин не может быть допущен к сведениям, составляющим государственную тайну, к осуществлению надзора за оперативно-розыскной деятельностью он не допускается.


Необходимо отметить, что защиту от разглашения сведений, содержащихся в представленных документах и материалах об оперативно-розыскной деятельности поднадзорных органов, обязаны обеспечить руководители прокуратуры.

Персональная ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну, возлагается на уполномоченных прокуроров. [8, 5]

В целях обеспечения защиты сведений, содержащихся в представленных прокурорам документах и материалах, в каждой прокуратуре определяются лица, на которых возлагается обязанность ведения делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности.

Единую систему делопроизводства в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, прокуратурах субъектов Федерации, городов и районов, военных транспортных и иных специализированных прокуратурах по документам оперативно-розыскной деятельности, содержащим секретные сведения устанавливает Инструкция об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности (Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 21 декабря 2007 г. № 207). [34,10]

Согласно Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 25 апреля 2000 г. № 56 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, Главному военному прокурору и его заместителям, начальникам управлений и отделов, их заместителям, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним транспортным, военным и иным специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам необходимо обеспечить действенный надзор за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. [16, 5]

В соответствии с п.5 Приказа Генеральной прокуратуры от 15.02.2011г. [25,5] №33 прокурорам поручено проводить проверки исполнения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности:

  1. По обращениям граждан, юридических и должностных лиц;
  2. По результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания по уголовным делам и материалам проверки сообщения о преступлении или решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований уполномоченного прокурора;
  3. В плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;
  4. В других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов в работе по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших. [43, 20]

Проверки по обращениям о нарушениях Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении и решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, проводить уполномоченным прокурорам той прокуратуры, которой осуществлялся надзор за процессуальной деятельностью на досудебной стадии уголовного судопроизводства. [29, 58] Исключение составляют обращения, в которых обжалуются действия должностных лиц органов федеральной службы безопасности, связанные с оперативным сопровождением уголовных дел. Проверки по таким обращениям проводить уполномоченным прокурорам по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности с учетом установленного Генеральным прокурором Российской Федерации разграничения компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур. [8, 5 ]

Оперативно-служебные документы об осуществлении органами федеральной службы безопасности оперативно-розыскных мероприятий в рамках контрразведывательной деятельности проверять в порядке надзора только по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства Российской Федерации. [5, 9]

В ходе надзорных мероприятий в Службе внешней разведки Российской Федерации и в органе внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проверять только те оперативно-служебные документы, которые связаны с обеспечением собственной безопасности указанных органов. [6,18]

Уполномоченным прокурорам при реализации надзорных полномочий также проверять:

  • Соблюдение конституционных прав и свобод человека, и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности;
  • Законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения, законность принимаемых по ним решений;
  • Законность и обоснованность проведения или прекращения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, разрешения на проведение которых даны судом; наличие оснований, соблюдение установленных условий, порядка и сроков их проведения;
  • Законность проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на сбор данных, необходимых для принятия решений, указанных в ч. 2 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в том числе о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений - при наличии запроса, направленного в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» [41, 16];
  • Законность представления результатов оперативно-розыскной деятельности;
  • Наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также принимающих решения о заведении, продлении сроков, приостановлении и прекращении дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, проведении оперативно-розыскных мероприятий, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд;
  • Соблюдение определенного Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» перечня оперативно-розыскных мероприятий; [5,3]
  • Соблюдение установленного порядка регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, законность постановки и снятия с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела, в том числе находящиеся на архивном хранении;
  • Соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдение требования о недопустимости применения информационных систем, технических средств и веществ, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде. [25, 3] Кроме того, проведение оперативно розыскных мероприятий, использование специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на то лицами (например, субъектами частной детективной и охранной деятельности), запрещается. [12, 31] Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Деятельность по разработке, производству, реализации, приобретению в целях продажи, ввоз в РФ и вывоз за ее пределы указанных специальных технических средств не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности лицами подлежат лицензированию в установленном порядке. [5,2] Во-вторых, не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных указанным Законом. В-третьих, законом закреплен порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности. Они могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий; проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших. [17, 2] Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии со ст. 86-88 Уголовно-процессуального кодекса РФ, регулирующими собирание, проверку и оценку доказательств;
  • Своевременность уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении в случаях, предусмотренных частями 3 и 6 ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. [25, 4] В том числе передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища; наличие оснований для проведения таких оперативно-розыскных мероприятий в указанных случаях (п.6 Приказа Генеральной прокуратуры от 15.02.2011г. №33). [16,72]