Файл: ГЛАВА 9 Проектирование асинхронных машин.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2019

Просмотров: 4180

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


(9.302)


подставляя эти величины вместо α и β последующие формулы, нахо­дят k'хξ и k' и по (9.300) и (9.301) рассчитывают r и х с учетом влияния эффекта вытеснения тока на сопротивление каждого из стержней обмотки при принятых значе­ниях s. Обычно krв и krн близки к единице, и уточнения расчета, связанного с влиянием эффекта вытеснения тока на каждый из стержней, не требуется.

Для уточнения расчета пускового момента и тока следует учесть также влияние насыщения от полей рассеяния на проводи­мость паза верхней клетки. Расчет проводят аналогично изложенно­му в § 9.13.

При расчете сопротивлений роторов с раздельными замыкаю­щими кольцами (двухклеточные роторы с обмоткой из вставных стержней) аналогично принятому ранее допущению (хв.н = хп.в) при­нимают, что индуктивное сопротивление участков замыкающего кольца верхней клетки приблизительно равно сопротивлению и взаимоиндуктивности участков колец верхней и нижней клеток. Такое допущение позволяет использовать ту же схему замещения (см. рис. 9.65), но с несколько изме­ненными значениями ее параметров. В схеме замещения ротора с раздельными кольцами:

сумма активных сопротивлений стержня и участков замыкаю­щих колец верхней клетки


Rв = rв + (9.303)


сумма активных сопротивлений стержня и участков замыкаю­щих колец нижней клетки


Rн = rн + (9.304)


сумма индуктивных сопротивлений пазового рассеяния и участ­ков замыкающих колец верхней клетки


хв = хп.в + хкл.в = 7,9 f1 l'δп.в + λкл .в)10 -6 ; (9.305)


сумма индуктивных сопротивлений пазового рассеяния и участков замыкающих колец нижней клетки


хн = хп.н + хкл.н =7,9 f1 l'δп.н + λкл .н)10 -6 . (9.306)


В этих выражениях λп.в и λп.н — коэффициенты магнитной проводимости пазового рассеяния соответственно верхней и нижней клеток (рассчитываются в зависимости от конфигурации пазов по данным табл. 9.33); λкл.в, λкл.н — коэффициенты магнитной проводимости участков замыкающих колец [рассчитываются по (9.178) или (9.179)].

Общее сопротивление для обеих параллельных ветвей схемы замещения


z0 = х0 = хд = 7,9 f1 l'δ λД 10 -6., (9.307)


где λд — коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния, рассчитываемый по (9.180).

Сопротивления r2 и х2 роторов с раздельными замыкающими ко­льцами для холостого хода и номинального режима работы, Ом,



r2 = rэ.х.х = Rв (1 – α); (9.308)


х2 = хв + хэ.х.х + х0 =7,9 f1 l'δп.в + λп.н α2 + λкл.в + λд) 10-6 , (9.309)


где


Сопротивления r и x, для пусковых режимов работы (s >> sн), Ом,


r2ξ = rэ = Rв (1 – αk'х); (9.310)


х = 7,9 f1 l'δп.в + λп.н α2k'x + λкл.в + λд) 10-6, (9.311)


где k'x определяется по (9.293) при


β = Хн / (Rв + Rн). (9.312)


Эффект вытеснения тока в каждом из стержней и влияние насы­щения полями рассеяния на параметры ротора учитывают так же, как и для роторов с общими замыкающими кольцами.

Приведенный метод расчета параметров двухклеточных роторов и роторов с фигурными пазами, как и другие аналогичные ему мето­ды, учитывающие индуктивную связь только между полными тока­ми каждого из стержней, являются приближенными, однако они на­ходят применение в расчетной практике благодаря своей простоте. Более точный метод расчета параметров ротора с произвольной конфигурацией стержней рассматривается в спецкурсах [7].




Рис. 9.66. К расчету коэффициентов магнитной

проводимости пазового рассеяния двухклеточных

короткозамкнутых роторов с двойной беличьей клеткой

и с фигурными пазами:

а—г — пазы роторов с двойной беличьей клеткой;

д, е — фигурные пазы




9.15. ОСОБЕННОСТИ ТЕПЛОВОГО И ВЕНТИЛЯЦИОННОГО

РАСЧЕТОВ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ


На первоначальной стадии проектирования достаточно достоверную оценку теплового режима двигателя дает приближенный метод теплового расчета, основанный на упрощенном представлении о характере тепловых связей между элементами электрической ма­шины. В нем используют средние значения коэффициентов теплоот­дачи с поверхности и теплопроводности изоляции, характерные для определенной конструкции и технологии производства двигателей данного типа.

Для расчета нагрева асинхронных машин, спроектированных на базе серий 4А и АИ, берутся усредненные коэффициенты теплоотда­чи с поверхности и теплопроводности изоляции в пазовой и лобовой частях обмоток.

Расчет нагрева проводят, используя значения потерь, получен­ных для номинального режима, но потери в изолированных обмот­ках статора и фазного ротора несколько увеличивают по сравнению с расчетными, предполагая, что обмотки могут быть нагреты до предельно допустимой для принятого класса изоляции температу­ры: при классе нагревостойкости изоляции В — до 120° С, при клас­се нагревостойкости изоляции F — до 140° С и при классе нагрево­стойкости изоляции Н — до 165° С. При этом коэффициент увеличения потерь kp по сравнению с полученными для расчетной температуры составит для обмоток с изоляцией класса нагревостой­кости В kp = р12075 = 1,15, для обмоток с изоляцией класса нагрево­стойкости F kp = p140/p115 = 1,07, для обмоток с изоляцией класса на­гревостойкости Н kp = p165/p115 = 1,45.

Электрические потери в обмотке статора делятся на потери в па­зовой части Р'э.п, и потери в лобовых частях катушек Р'э.л1:


Р'э.п = kp Pэ1 ; (9.313)


Р'э.л1 = kp Pэ1 (9.314)


Превышение температуры внутренней поверхности сердечника статора над температурой воздуха внутри машины, ° С,


Δυпов1 = К (9.315)


где α1 — коэффициент теплоотдачи с поверхности, определяемый по рис. 9.67 и 9.68 в зависимости от исполнения машины; К — коэффици­ент, учитывающий, что часть потерь в сердечнике статора и в пазовой части обмотки передается через станину непосредственно в окружаю­щую среду (принимают по табл. 9.35).


Таблица 9.35 Средние значения коэффициента К


Исполнение двигателя по способу зашиты

Число полюсов двигателя 2р

2

4

6

8

10

12

IP44

0,22

0,20

0,19

0,18

0,17

0,16

IP23

0.84

0.80

0,78

0,76

0.74

0.72




Рис. 9.67. Средние значения коэффициентов теплоотдачи с поверхности α1

и подо­грева воздуха αв, для асинхронных двигателей исполнения IP44:

а — при h < 160 мм; б — при h = 160...250 мм; в — при h ≥ 280 мм (для двигателей с продуваемым ро­тором)


Перепад температуры в изоляции пазовой части обмотки статора,°С,


(9.316)


где Пп1 — расчетный периметр поперечного сечения паза статора, равный для полузакрытых трапецеидальных пазов (см. рис. 9.29, а):





Рис. 9.68. Средние значения коэффициентов теплоотдачи с поверхности α1

и подо­грева воздуха αв для асинхронных двигателей исполнения IP23:

а — при h = 160...250 мм, Uном = 660 В;

б — при h ≥ 280 мм,Uном = 660 В;

в — при Uном = 6000 В


Пп1 = 2hп.к + b1 + b2 (9.317)


(hп.к, b1, b2 — размеры паза в штампе); для прямоугольных открытых и полуоткрытых пазов (см. рис. 9.28):


Пп1 = 2(hп + bп);


bиз1 — односторонняя толщина изоляции в пазу; для всыпной обмот­ки bиз1 берется по соответствующим таблицам (см. гл. 3). Для обмоток из прямоугольного провода


bиз1 = (bп - nэлb)0,5 (9.318)

где nэл и b — число и ширина неизолированных элементарных проводников, расположенных в одном слое по ширине паза; λэкв — сред­няя эквивалентная теплопроводность пазовой изоляции; для классов нагревостойкости В, F и Н λэкв = 0,16 Вт/(м°С); λ'экв, — среднее значение коэффициента теплопроводности внутренней изоляции катушки всыпной обмотки из эмалированных проводников с учетом неплот­ности прилегания проводников друг к другу; значение λ'экв берется по рис. 9.69; для обмоток из прямоугольного провода в (9.316) принима­ют

Перепад температуры по толщине изоляции лобовых частей


, (9.319)


где Пл1 — периметр условной поверхности охлаждения лобовой час­ти одной катушки; Пл1 ≈ Пп1; bиз.л1 — односторонняя толщина изо­ляции лобовой части катушки (по табл. гл. 3). При отсутствии изоляции в лобовых частях bиз.л1 = 0; λ 'экв для всыпной обмотки опре­деляется по рис. 9.69. Для катушек из прямоугольного провода при­нимают hп1/(12 λ'экв) = 0.

Превышение температуры наружной поверхности изоляции лобо­вых частей обмотки над температурой воздуха внутри машины, ° С,


(9.320)


Среднее превышение температуры обмотки статора над темпе­ратурой воздуха внутри машины, ° С,


(9.321)


Превышение температуры воздуха внутри машины над темпера­турой окружающей среды определяется в предположении, что тем­пература корпуса равна температуре воздуха внутри машины. При этом условии


(9.322)


где — сумма потерь, отводимых в воздух внутри двигателя, Вт; αВ — коэффициент подогрева воздуха, Вт/(м2•С), учитывающий теплоотдающую способность поверхности корпуса и интенсивность пе­ремешивания воздуха внутри машины (см. рис. 9.67, 9.68); Sкор -эквивалентная поверхность охлаждения корпуса, м2. Для двигателей со степенью защиты IP23


, (9.323)


где


; (9.324)



сумма всех потерь в двигателе при номинальном режиме и рас­четной температуре.


Рис. 9.69. Средние значения коэффи- Рис. 9.70. Средние значения периметра

циентов теплопроводности λ'экв внут- поперечного сечения ребер корпуса

ренней изоляции в катушках обмотки из асинхронных двигателей

круглого эмалированного провода


Эквивалентная поверхность охлаждения корпуса, м2,


Sкор = π Da(l1 + 2 lвыл1). (9.325)


Для двигателей со степенью защиты IP44 при расчете ∑Р'в не учи­тывают также мощность, потребляемую наружным вентилятором, которая составляет примерно 0,9 суммы полных механических по­терь:


Р'в = ∑Р' - (1 - К)(Р'э.п1 + Pст.осн) - 0,9Рмех, (9.326)


где ∑Р' —по (9.324).

При расчете Sкор учитывают поверхность ребер станины:


Sкop =(πDa + 8Пр)(l1 + 2lвыл1), (9.327)


где Пр—условный периметр поперечного сечения ребер корпуса дви­гателя; значение Пр может быть принято приближенно по кривой рис. 9.70.

Среднее превышение температуры обмотки статора над темпе­ратурой окружающей среды,°С,


, (9.328)


Из-за приближенного характера расчета , должно быть, по крайней мере, на 20 % меньше, чем допускаемое превышение темпе­ратуры для принятого класса изоляции (см. табл. 7.1).

Превышение температуры обмотки фазного ротора определяет­ся аналогично в следующей последовательности.





Рис. 9.71. Средние значения коэффициента теплоотдачи с

поверхности от фазных роторов асинхронных двигателей с Uном = 660 В:

а — исполнения IP44 с продуваемым ротором; б — исполнения IP23


Превышение температуры магнитопровода ротора над температу­рой воздуха внутри машины,°С,


, (9.329)


где α2 — коэффициент теплоотдачи, определяемый по рис. 9.71 и 9.72; Р'э.п2 — электрические потери в пазо­вой части обмотки ротора:


(9.330)



Рис. 9.72. Средние значения коэффи­циентов теплоотдачи

с поверхности α2 фазных роторов асинхронных

двигателей с Uном = 6000 В исполне­ния IP23



Перепад температуры в изоляции пазовой части обмотки ротора, °С


, (9.331)


где Пп2 — периметр паза ротора. Для прямоугольных пазов


Пп2 = 2(hп2 + bп2). (9.332)


Превышение температуры наружной поверхности лобовых час­тей над температурой воздуха внутри машины, ° С,


, (9.333)


где Р'эл2 — электрические потери в лобовых частях обмотки, Вт:


Р'эл2 = kр РЭ1 (9.334)


Перепад температуры в изоляции лобовых частей обмотки ротора, ° С,


(9.335)


где Пл2 — периметр поперечного сечения условной поверхности охлаждения лобовой части одной катушки: Пл2 = Пп2; bиз.л2 — односто­ронняя толщина изоляции лобовых частей (по табл. гл. 3).

Среднее превышение температуры обмотки ротора над темпера­турой воздуха внутри двигателя, ° С,


(9.336)


Среднее превышение температуры обмотки ротора над окружа­ющей средой, ° С,



. (9.337)


Вентиляционный расчет асинхронных двигателей, так же как и тепловой на первоначальном этапе проектирования, может быть выполнен приближенным методом, который заключается в сопо­ставлении расхода воздуха, необходимого для охлаждения двигате­ля и расхода, который может быть получен при данной конструк­ции и размерах двигателя.

Для двигателей со степенью защиты IP23 требуемый для охлаж­дения расход воздуха, м3/с,


Qв = ∑Р'в / (1100Δ), (9.338)


где ∑Р'в — по (9.326); Δ— превышение температуры выходящего из двигателя воздуха над температурой входящего; приближенно Δ = 2 Δv'в, где Δv'в — по (9.322).

Расход воздуха, который может быть получен при данных раз­мерах двигателя, оценивается по эмпирической формуле


Q'в = m'(nк bк + 0,1) D2a, (9.339)


где nк и bк — число и ширина, м, радиальных вентиляционных каналов; n — частота вращения двигателя, об/мин; m' — коэффициент (m' — 2,6 для двигателя с 2р = 2; m' = 3,15 для двигателя с2р ≥ 4).

Формула (9.339) приближенно учитывает суммарное действие всех нагнетательных элементов в двигателе: лопаток на замыкаю­щих кольцах литой клетки, вылетов стержней при сварных клетках короткозамкнутых роторов, лобовых частей фазных роторов, вен­тиляционных распорок в радиальных каналах и др.

Для двигателей со степенью защиты IP44 требуемый для охлаж­дения расход воздуха, м3/с,


Qв = km ∑Р'в /(1100 Δ ) , (9.340)


где km — коэффициент, учитывающий изменение условий охлажде­ния по длине поверхности корпуса, обдуваемого наружным вентиля­тором:


km = m' (9.341)


Коэффициент m' = 2,6 для двигателей с 2р = 2 при h ≤ 132 мм и m' = 3,3 при h ≥ 160 мм; m' = 1,8 для двигателей с 2р ≥ 4 при h ≤ 132 мм и m' = 2,5 при h ≥ 160 мм.

Расход воздуха, м3/с, обеспечиваемый наружным вентилятором, может быть приближенно определен по следующей формуле:


Q'в =0,6 D3а . (9.342)


Расход воздуха Q'в должен быть больше требуемого для охлаж­дения машины Qв.

На этом, если не требуется более детального определения темпе­ратуры отдельных элементов, расчет асинхронного двигателя может быть закончен. Для уточненного расчета теплового режима двигате­ля могут быть использованы методы, рассмотренные в гл. 7.



9.16. ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА


9.16.1 Расчет асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором


Техническое задание


Спроектировать асинхронный трехфазный двигатель с короткозамкнутым рото­ром: Р2 = 15 кВт, U = 220/380 В, 2р = 4; конструктивное исполнение IM 1001; исполне­ние по способу защиты IP44; способ охлаждения IC0 141; климатическое исполнение и категория размещения УЗ, класс нагревостойкости изоляции F.


Выбор главных размеров


1. Высота оси вращения (предварительно) по рис. 9.18, a h = 0,17 м. Принимаем ближайшее стандартное значение h = 160 мм; Da = 0,272 м (см. табл. 9.8).

2. Внутренний диаметр статора D = kD Da = 0,68 • 0,272 = 0,185 м, kD = по табл. 9.9.

3. Полюсное деление τ = π D/(2p) = π 0,185/4 = 0,145 м.

4. Расчетная мощность по (9.4)