Файл: ГЛАВА 9 Проектирование асинхронных машин.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2019

Просмотров: 4117

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Для двигателей, полный ток паза которых I1пaзa = I1 uП /a в пуско­вых режимах превышает 400 А, необходимо учесть влияние насыще­ния от полей рассеяния на пусковые характеристики. Для этого в расчетах используют уменьшенные в результате насыщения значе­ния сопротивлений обмоток x1нac и х/2ξнас а также коэффициента


с1п.нас = 1 + Х1нас / х12п. (9.285)


Степень влияния поля рассеяния на х1 и x' зависит от токов в обмотках, но, в свою очередь, от этих сопротивлений существенно зависят токи статора и ротора. Поэтому прямой расчет x1нac и х/2ξнас до получений пусковых характеристик невозможен. Значения x1нac и х/2ξнас находят для каждого из назначенных скольжений методом по­следовательных приближений. Как известно, объем расчета этим методом зависит от правильного первоначального задания искомой величины. Для данного расчета хорошие результаты дает следую­щий практический метод задания токов.

Первоначально рассчитывают пусковые токи при s = 1 для зна­чений x1, х' и c, полученных без учета насыщения (см. табл. 9.32). Далее задаются коэффициентом увеличения тока от насыщения зубцовой зоны полями рассеяния kнас. Ориентировочно для двигателей, полный ток паза которых в пусковом режиме превышает 2000...2500 А, можно принять kнас = 1,4...1,5; при полном токе паза, близком к 1000 A, kнас = 1,15... 1,2. Напомним, что полный ток паза I1пaзa = I1 uП /a рассчитывается в данном случае по току статора, полу­ченному в расчете без учета влияния насыщения для скольжения s = 1 (табл. 9.32).

Далее по (9.275), (9.276) и (9.285) рассчитывают x1нac, х/2ξнас и c1п нас и повторяют расчет токов, вводя полученные значения в рас­четные формулы. Если расхождение полученного k'нас и принятого первоначально kнас не превышает 10...15 %, то расчет для s = 1 счи­тают законченным. При больших расхождениях корректируют пер­воначальное задание kнас и повторяют расчет.

Для уменьшения объема расчета других точек характеристик по­ступают следующим образом.

Учитывая, что обычно насыщение зубцов полями рассеяния не сказывается на параметрах при токах I1 < (1,5...2)/Iном, принимают, что при скольжениях, близких к s = 0,1...0,15, изменение х1 и х/ не происходит и kнас = 1. Далее, для каждого из назначенных боль­ших скольжений задаются первоначальными значениями kнас, ис­ходя приближенно из линейного его изменения от kнас = 1 при s = 0,1...0,15 до kнас при s = 1.

Такой метод задания первоначальных значений kнас позволяет правильно учесть влияние насыщения уже после первой или второй итерации.

Расчетные формулы для определения пусковых характеристик с учетом влияния насыщения полями рассеяния сведены в формуляр (табл. 9.33).

Расчет величины CN по (9.265) предлагается выполнить до нача­ла расчета характеристик, так как она остается постоянной при из­менении скольжения.

Максимальный момент двигателя вначале определяют по при­ближенному значению критического скольжения:



SКР


После расчета всей пусковой характеристики значения sкр и Mmax* уточняют.


Таблица 9.33. Формуляр расчета пусковых характеристик асинхронного

двигатели с учетом влияния эффекта вытеснения тока и насыщения от полей рассеяния


Р2 = ... кВт; U1 = ... В; 2р = ...; I1ном = ... A; I'2ном = ... А;

х1 = ... Ом; x'2 = ... Ом; r1 = ... Ом; r'2 = ... Ом;

x12П = ... Ом; sном = ...; CN = ...


№ п/п


Расчетная формула

Едини-

цы

вели­чины


Скольжение s


1 0,8 ... s = sкр

1


2



А



3

Тл




4

5

мм

6

7

8

Ом

9

10

мм

11

12


13

Ом

14

Ом

15

Ом

16

А


17


A

18


19

20



Примечания: 1. Полученное в п. 18 значение сравнить с принятым kнас (п. 1); при расхождении более 10—15% скорректировать значение kнас и повторить расчет для данного скольжения.

2. Ток I1 (п. 2 и 18) принимается из данных расчета табл. 9.32 (п. 14) для соответ­ствующего скольжения: s = 1 ÷ sкp.

3. Ток I'2ном (п. 20) берется из данных расчета рабочих характеристик двигателя (см. табл. 9.30) для s = sном.


9.14. ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ХАРАКТЕРИСТИК АСИНХРОННЫХ

ДВИГАТЕЛЕЙ С РОТОРАМИ, ИМЕЮЩИМИ ДВОЙНУЮ БЕЛИЧЬЮ

КЛЕТКУ ИЛИ ФИГУРНЫЕ ПАЗЫ


Необходимость обеспечения высоких пусковых моментов для нормальной работы ряда приводов привела к довольно широкому распространению асинхронных двигателей с роторами, имеющими двойную беличью клетку со вставными стержнями или фигурными пазами, залитыми алюминием. В последние годы получили распространение также двухклеточные роторы с литыми обмотками. Кон­фигурация и размеры пазов с литыми обмотками не связаны каки­ми-либо ограничениями, налагаемыми сортаментами профильной меди или латуни, поэтому они могут быть выполнены более рацио­нально с точки зрения использования зубцовой зоны ротора и обеспечения высоких пусковых характеристик по сравнению со сварны­ми клетками.

Расчет магнитной цепи двигателей с фигурными стержнями или двойной клеткой на роторе не отличается от расчета обычных асинхронных машин. Некоторая особенность расчета магнитного напряжения зубцовой зоны ротора учтена в расчетных формулах, приведенных в § 9.9.


Здесь и далее фигурный стержень литой обмотки ротора будем рассматривать как двойную клетку ротора, причем к пусковой клет­ке отнесем верхнюю (прямоугольную или полуовальную — в зави­симости от формы фигурного паза) часть стержня, а к рабочей клет­ке — его нижнюю часть.

Расчет параметров двухклеточного ротора встречает существен­ные затруднения, так как распределение токов между стержнями верхней и нижней клеток определяется как соотношением их актив­ных сопротивлений, так и частотой тока в роторе. В то же время при больших скольжениях распределение плотности токов в пределах сечений каждого из стержней также неравномерно из-за действия эффекта вытеснения тока.

При расчете параметров двухклеточных роторов применяют приближенные методы, позволяющие получить общее выражение для активного и индуктивного сопротивлений обеих обмоток рото­ра r2 и х2 с учетом распределения токов между стержнями верхней и нижней клеток в зависимости от скольжения ротора. Это дает воз­можность проводить расчет рабочих и пусковых характеристик дви­гателей по формулам, применяемым для расчета характеристик ма­шин с одноклеточными роторами.

Рассмотрим один из таких приближенных практических методов расчета параметров двухклеточного ротора.

Схема замещения фазы двухклеточного ротора представлена на рис. 9.63. Как видно, сопротивления рабочей и пусковой клеток включены параллельно. Ветвь а—б—в содержит




Рис. 9.63. Схема замещения фазы корот- Рис. 9.64. Поток рассеяния в пазу двух-козамкнутого ротора асинхронного дви- клеточного ротора

гателя с двойной беличьей клеткой


сопротивление вер­хней (пусковой) клетки, ветвь а—г—в сопротивления нижней (рабо­чей) клетки [6].

Схеме замещения соответствует система уравнений


(9.287)


В этих уравнениях и на схеме замещения , — токи в стерж­нях верхней и нижней клеток; Rв(s) и Rн(s) — активные, а Хв и Хн - индуктивные сопротивления соответственно верхней и нижней кле­ток; хн.в = хв.н — сопротивление взаимной индукции между стержня­ми верхней и нижней клеток; Z0(S) — общее для обеих параллельных ветвей сопротивление.

Анализируя картину поля потока рассеяния в пазу двухклеточного ротора (рис. 9.64), видим, что часть потока пазового рассеяния Фσ12 сцеплена только со стержнем нижней клетки (участок паза 1-2), Оставшаяся часть потока Ф σ23, магнитные линии которого проходят через паз выше нижнего стержня (участок паза 2-3), сцеплена со стержнями и верхней, и нижней клеток. Поэтому индуктивное со­противление стержня нижней клетки определяется проводимостью всего потока рассеяния паза, а сопротивление индуктивности верх­него стержня и взаимная индуктивность верхнего и нижнего стерж­ней определяются проводимостью потока Фσ23, так как только эта часть потока сцеплена одновременно и с верхним, и с нижним стер­жнями.


Исходя из этого, примем следующие обозначения: хп.в — ин­дуктивное сопротивление пазового рассеяния стержня верхней клетки, определяемое проводимостью верхней часта паза λп.в с учетом потокосцепления с верхним стержнем (поток Ф σ23 создается МДС и верхнего, и нижнего стержней); (хн + хв) — индуктивное сопротивление пазового рассеяния стержня нижней клетки, причем хн определяется проводимостью потоку рассеяния Фσ12 нижней части паза с учетом изменяющегося по высоте паза потокосцепления с нижним стержнем, а хв — проводимостью потоку рассеяния Фσ23 верхней части паза. Потокосцепление потока Фσ23 с нижним стержнем постоянно.

Кроме того, учтем, что сопротивление взаимной индукции хв.н = xн.в определяется также проводимостью верхней части паза потоку Фσ23..


Детальный анализ потоков рассеяния и математическое выраже­ние коэффициентов магнитной проводимости, определяющих указанные выше сопротивления, показывают, что для принятых в электромашиностроении конфигураций и размерных соотношений пазов верхней и нижней клеток без большой погрешности в уравне­ниях (9.287) можно принять Xв ≈ хн.в ≈ хв.н, так как эти сопротивле­ния обусловлены проводимостью верхней части паза и


Хн = хв + хн.


При принятом допущении система уравнений (9.287) может быть записана следующим образом:

(9.288)



Системе уравнений (9.288) соответствует схема замещения, приведенная на рис. (9.288), которая может служить исходной для определения параметров двухклеточного ротора. Практические формулы дня расчета r2 и х2 роторов с общими и раздельными замыкающими кольцами несколько различаются.

Рассмотрим вначале метод расчета r2 и x2 роторов с общими за­мыкающими кольцами. Для таких роторов коэффициенты при неиз­вестных токах в уравнениях (9.288) обозначают следующие сопро­тивления: RB(s) + rB / s — активное со­противление стержня верхней клетки; RН(s) = rН / s — активное сопро­тивление стержня нижней клетки; xв = хп.в — индуктивное сопротивле­ние пазового рассеяния стержня вер­хней клетки; хн = хп.н — индуктив­ное сопротивление пазового рассея­ния стержня нижней клетки;


Z0(S) = Zкл(s) + j xд

Рис. 9.65. Преобразованная схема замещения фазы

короткозамкнутого ротора с двойной беличьей клеткой


где Zкл(S) — сопротивление участков замыкающих колец между двумя соседними пазами, приведенное к току ротора (см. § 9.10); хд — индуктивное сопротивление дифференциального рассеяния обмотки ро­тора.

Эквивалентное сопротивление разветвленной цепи этой схемы между токами 1— 2


Zэ(s) = (9.289)


где


(9.290)


Представим Zэ(s) в виде суммы активного rэ и индуктивного хэ сопротивлений:


Zэ(s) =


и упростим выражение для rэ и хэ


(9.291)


Сопротивления rэ и хэ зависят от скольжения, так как изменение соотношения активных и индуктивных сопротивлений стержней, вызванное изменением частоты тока в роторе, изменяет соотноше­ние токов в стержнях рабочей и пусковой клеток.


При скольжениях s << 1, соответствующих холостому ходу и но­минальному режиму двигателей, из (9.291) получим


(9.292)


Коэффициенты изменения эквивалентных сопротивлений rэ и xэ в зависимости от скольжения


; (9.293)


(9.294)





На основании полученных соотношений и с учетом материала § 9.13 запишем основные расчетные формулы для определения r2 и x2 двухклеточных роторов с общими замыкающими кольцами (двухклеточные роторы с литыми обмотками и роторы с фигурны­ми пазами).

При s0 < ssн активное сопротивление фазы ротора, Ом,


r2 = rэ.х.х + r0 = rв(1 - α) + (9.295)


где α — по (9.290), причем


(9.296)


ρBV, ρHV, lV, lH, qB, qH — удельные сопротивления при расчетной темпера­туре, длины и площади поперечных сечений стержней верхней и ниж­ней клеток; при литых обмотках с общими замыкающими кольцами в ρBV = ρHV и, lV =lH; Δ — см. (9.70).

Индуктивное сопротивление фазы ротора, Ом,


x2 = xп.в + x0 + xэ.х.х, (9.297)


где

(9.298)


С учетом (9.298)


х2 =7,9 f1 l'δп.в + λп.н α2 + λд2 + λкл2) 10-6, (9.299)


где λп.в, и λп.н — коэффициенты магнитных проводимостей потоков пазового рассеяния соответственно верхней и нижней клеток, кото­рые определяются в зависимости от конфигурации пазов верхней и нижней клеток по формулам табл. 9.34; λд2 — коэффициент магнит­ной проводимости дифференциального рассеяния ротора, который определяется по (9.180); λкл2 = λл2 — коэффициент магнитной прово­димости участков замыкающего кольца, приведенный к току ротора, который определяется по (9.178) или по (9.179).

Для пусковых режимов (s ≥ sн)r и x роторов с общими замы­кающими кольцами рассчитывают по следующим формулам.

Активное сопротивление фазы ротора, Ом,


r = rв(1 – α) k'r + = rв (1 – α k'x) + (9.300)



Таблица 9.34. Расчетные формулы для определения коэффициента магнитной

проводимости пазового рассеянна двухклеточных роторов

и роторов с фигурными пазами


Рисунок


Расчетные формулы

λП.В

λП.Н


9.66, а



9.66, б







9.66, в





9.66, г






9.66, д





9.66, е






Примечания: 1. При закрытых пазах ротора коэффициент магнитной прово­димости шлица hш/ bш рассчитывать в соответствии с указаниями, приведенными в § 9.10 (см. рис. 9.52).

2. При расчете параметров холостого хода и номинального режима принимать kд.в = kд.н = 1.



Индуктивное сопротивление фазы ротора, Ом,


х =7,9 f1 l'δп.в + λп.н α2k'x + λкл2 + λд) 10-6


В этих формулах k'х и k'r рассчитывают по (9.293) и (9.294), в ко­торых α и β определяют по (9.290), а λп.в и λп.н Для пазов, показан­ных на рис. 9.66, — по формулам табл. 9.34.

Предполагают, что плотность тока в пределах сечения каждого из стержней постоянна. При ξв > 1 и ξн > 1 можно несколько повы­сить точность расчета, учитывая влияние эффекта вытеснения тока на сопротивления каждого из стержней. Для этого по формулам, приведенным в § 9.13, последовательно рассчитывают для верхнего стержня ξв, krв, rвξ, kд.в, хвξ и для нижнего стержня ξн, krн, rнξ, kд.н, хп.нξ, после чего определяют