Файл: ГЛАВА 9 Проектирование асинхронных машин.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2019

Просмотров: 4118

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(9.254)


При hr > h1 + b1/2 принимают qr ≈ qc и kr = 1. Для трапецеидальных стержней с узкой верхней частью (см. рис. 9.59, г)


kr = qc /qr,


qс определяют по (9.252). Площадь qr при hrb1/2 определяют по (9.254) и при hrb1/2 — по (9.253), причем


(9.255)


Для других конфигураций стержней kr, может быть определен из общего выражения kr = qc /qr с учетом размерных соотношений стер­жня и глубины проникновения тока в стержень hr.

Для расчета характеристик необходимо учитывать изменение со­противления всей обмотки ротора r2 поэтому удобно ввести коэф­фициент общего увеличения сопротивления фазы ротора под влия­нием эффекта вытеснения тока:


KR = r2ξ/r2, (9.256)


где r2ξ — сопротивление фазы короткозамкнутого ротора с учетом влияния эффекта вытеснения тока.

Выражение (9.256) легко преобразовать в более удобный для расчета вид:


(9.257)


Для прямоугольных стержней это выражение приобретает вид


. (9.258)


В (9.257) и (9.258) для роторов без радиальных вентиляционных каналов с литой обмоткой (с прилегающими замыкающими кольца­ми) r'с = rс.

Для роторов с радиальными вентиляционными каналами и ро­торов с отставленными замыкающими кольцами


(9.259)


где lс — полная длина стержня, равная расстоянию между замыкаю­щими кольцами, м; nк и bk — число и ширина, м, радиальных вентиля­ционных каналов; l2 — длина сердечника ротора, м.

Активное сопротивление фазы обмотки ротора с учетом вытес­нения тока будет равно:


r2ξ = r2 KR. (9.260)


Обозначив коэффициентом Кх изменение индуктивного сопротивления фазы обмотки ротора от действия эффекта вытеснения тока, получим


x2ξ = x2 Kx, (9.261)


тогда


(9.262)


где λп2ξ — коэффициент магнитной проводимости пазового рассея­ния с учетом эффекта вытеснения тока:

λп2ξ = λп2 - Δ λп2ξ



здесь

Δ λп2ξ = λ'п2 (1 – kД);


λ'п2 — коэффициент магнитной проводимости участка паза, занятого проводником с обмоткой (выражение для определения λ'п2 в фор­мулах табл. 9.27 является множителем перед коэффициентом kд).

Влияние насыщения на параметры. В предыдущих параграфах рассматривались методы расчета параметров при допущении от­сутствия насыщения стали магнитопровода полями рассеяния, магнитная проницаемость которой принималась равной беско­нечности. При расчетах параметров холостого хода и рабочих режимов это допущение вполне оправдано, так как токи в этих режимах относительно малы и потоки рассеяния не создают за­метного падения магнитного напряжения в стали зубцов. При увеличении скольжения свыше критического и в пусковых режи­мах токи в обмотках возрастают и потоки рассеяния увеличива­ются. Коронки зубцов статора и ротора в машинах средней и бо­льшой мощности в большинстве случаев оказываются сильно насыщенными.

Насыщение коронок зубцов (рис. 9.60) приводит к увеличению магнитного сопротивления для части потока рассеяния, магнитные линии которого замыкаются через верхнюю часть паза. Поэтому ко­эффициент магнитной проводимости пазового рассеяния уменьша­ется. Несколько снижается также магнитная проводимость диффе­ренциального рассеяния. На коэффициент магнитной проводимости лобового рассеяния насыщение стали потоками рассеяния влияния не оказывает.


Уменьшение потока пазового рассеяния из-за насыщения при­ближенно учитывают введением дополнительного раскрытия паза, равного сэ. Дополнительное раскрытие сэ принимается таким, что­бы его магнитное сопротивление потоку рассеяния было равно маг­нитному сопротивлению насыщенных участков зубцов. При этом условии можно использовать для расчета коэффициент магнитной проводимости паза с учетом насыщения обычные формулы, предпо­лагая, что μст = ∞. Уменьшение λп из-за насыщения участков зубцов



Рис. 9.60. Насыщение участков коронок Рис. 9.61. Функция Ks в зависимости

зубцов потоком рассеяния от фиктивной индукции Bδф


(Δλп.нас) будет определяться сэ. Таким образом, сэ зависит от уровня насыщения верхней части зубцов потоками рассеяния и, следовате­льно, от МДС паза, т. е. от тока в обмотке. Так как ток обмотки, в свою очередь, зависит от индуктивного сопротивления, определяе­мого магнитной проводимостью, то расчет приходится проводить методом последовательных приближений. Первоначально задаются предполагаемой кратностью увеличения тока, обусловленной уме­ньшением индуктивного сопротивления из-за насыщения зубцовой зоны:


kнас = Iнас / I,


где I — ток, рассчитанный для данного режима без учета насыщения; Iнас — ток в этом же режиме работы машины при насыщении участков зубцов полями рассеяния.

Ориентировочно для расчета пусковых режимов принимают kнас = 1,25...1,4; для режима максимального момента kнас = 1,1...1,2.

Для двигателей с открытыми пазами следует задаваться меньши­ми значениями kнас, при полузакрытых пазах — большими.

Расчет проводят в следующей последовательности. Определяют среднюю МДС обмотки, отнесенную к одному пазу обмотки ста­тора:


(9.263)


где I1 — ток статора, соответствующий расчетному режиму, без учета насыщения; а — число параллельных ветвей обмотки статора; uп1— число эффективных проводников в пазу статора; — коэффициент, учитывающий уменьшение МДС паза, вызванное укорочением шага обмотки, рассчитывается по (9.156) или по (9.157); ky1 — коэффициент укорочения шага обмотки.

По средней МДС Fп.cp рассчитывают фиктивную индукцию потока рассеяния в воздушном зазоре, Тл:


(9.264)


где коэффициент


(9.265)


(tZ1 и tZ2 — зубцовые деления статора и ротора).

По полученному значению Bδф определяют отношение потока рассеяния при насыщении к потоку рассеяния ненасыщенной маши­ны, характеризуемое коэффициентом kδ, значение которого находят по кривой рис. 9.61.

Далее рассчитывают значения дополнительного эквивалентного раскрытия пазов статора и ротора (сЭ1 и сЭ2), магнитные напряжения которых будут эквивалентны МДС насыщенных участков усиков зубцов. Для пазов статора его принимают равным:


сЭ1 = (tz1bш1)(1 – kδ). (9.266)


Вызванное насыщением от полей рассеяния уменьшение коэф­фициента магнитной проводимости рассеяния открытого паза (рис. 9.62, а)



Рис. 9.62. К расчету влияния насыщения потоком рассеяния на

коэффициент маг­нитной проводимости паза:

а—ж — различные конфигурации верхней части пазов


(9.267)


Для полуоткрытых и полузакрытых пазов расчетная формула несколько усложняется из-за более сложной конфигурации их верх­них клиновых частей. Для полуоткрытого паза (рис. 9.62, б)


(9.268)


Для полузакрытого паза (рис. 9.62, в, г)


(9.269)


Для фазных и короткозамкнутых роторов дополнительное рас­крытие рассчитывают по формуле


сЭ2 = (t2 - bш )(1 - kδ). (9.270)


Уменьшение коэффициента проводимости для открытых и полу­закрытых пазов ротора (рис. 9.62, д—ж)


(9.271)


Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния при насыщении λп1нас определяют для статора по выражению


λп1нас = λп - Δλп1нас, (9.272)


где λп1 — проводимость, рассчитанная без учета насыщения.

Для ротора


λп2нас = λп2ξ - Δλп2нас, (9.273)


где λп2ξ — проводимость пазового рассеяния ротора для ненасыщен­ной зубцовой зоны с учетом влияния вытеснения тока.

Коэффициенты проводимости дифференциального рассеяния при насыщении участков зубцов статора λд1нас и ротора λД2нас


(9.274)



Значения кδ принимают по кривым, представленным на рис. 9.61.

Индуктивное сопротивление обмотки статора с учетом насыще­ния от полей рассеяния определяют по отношению сумм коэффици­ентов проводимости, рассчитанных без учета и с учетом насыщения от полей рассеяния:

(9.275)


Для ротора принимают отношения сумм проводимостей, рассчитанных без учета влияния насыщения и действия эффекта вы­теснения тока (для номинального режима) и с учетом этих факто­ров:


(9.276)


Значения параметров x1нac и х2нас используют при расчете точек характеристик при скольжениях s ≥ sкp. Полученные для каждой из точек характеристики отношения токов, рассчитанных с учетом и без учета насыщения, сравнивают с принятыми коэффициентами kнас. Если расхождение превышает 10...15 %, то расчет для этого зна­чения s повторяют, внося соответствующую корректировку в перво­начально принимаемый коэффициент kнас.

Расчет пусковых характеристик. Пусковые свойства асинхрон­ных двигателей характеризуются начальным пусковым и максимальным моментами и начальным пусковым током. В двигателях с фазными роторами начальный момент и пусковой ток определяют­ся сопротивлением пускового реостата. В двигателях с короткозамкнутыми роторами значения моментов и начального тока зависят от соотношений параметров. Кроме того, важным показателем пус­ковых свойств короткозамкнутого двигателя является значение ми­нимального момента. Уменьшение момента в процессе разгона дви­гателя может произойти в связи с изменением соотношения параметров при уменьшении скольжения.

Стандарты на асинхронные двигатели устанавливают наи­меньшие допустимые относительные значения моментов и наибо­льшие относительные значения начальных пусковых токов для выпускаемых асинхронных машин в зависимости от их мощно­сти, исполнения и числа пар полюсов. Для короткозамкнутых двигателей регламентируются значения всех перечисленных выше моментов и тока, а для двигателей с фазными роторами — толь­ко значения максимальных моментов, т. е. перегрузочная способ­ность двигателей.


В табл. 9.31 приведены допустимые относительные значения мо­ментов и начального пускового тока двигателей с короткозамкнутыми роторами серии 4А. Спроектированная заново асинхронная машина на базе серии 4А должна иметь пусковые характеристики, удовлетворяющие этим требованиям. В технических условиях или в заданиях на проектирование специальных асинхронных двигателей могут быть поставлены более жесткие требования к этим величи­нам.

В практике расчетов часто ограничиваются определением толь­ко двух точек характеристик: начального пускового и максимально­го моментов и начального пускового тока. Такой расчет дает лишь приближенные сведения о пусковых свойствах двигателя и может привести к


Таблица 9.31. Кратность начальных пусковых моментов М*п токов I*п асинхронных двигателей


Исполнение



Высота оси вращения, мм

≤ 132

160-250

≥ 280

М*п

I*п

М*п

I*п

М*п

I*п

IP44






2

1,7-2

6,5-7,5

1,2-1,4

7-7,5

1-1,2

6,5-7

4

2-2,2

5-7,5

1,2-1,4

6,5-7,5

1,2-1,3

5,5-7

6

2-2,2

4-6,5

1,2-1,3

5-6,5

1,4

5,5-6,5

8

1,6-1,9

4-5,5

1,2-1,4

5,5-6

1,2

5,5-6,5

10

-

-

1,2

6

1

6

12

-

-

-

-

1

6

IP23






2

-

-

1,2-1,3

7,0

1,2

6,5-7

4

-

-

1,2-1,3

6,5

1,2

6,0-7

6

-

-

1,2

6-7

1,2

6

8

-

-

1,2-1,3

5,5-6,0

1,2

5,0-5,5

10

-

-

-

-

1

5,5

12

-

-

-

-

1

5,5


Примечание. Некоторые двигатели малой мощности с высотой оси враще­ния h ≤ 80 мм выполняются с уменьшенной кратностью начального пускового тока.


погрешности при определении перегрузочной способно­сти из-за неточности определения критического скольжения. Поэто­му при проектировании целесообразно рассчитывать полные пуско­вые характеристики, т. е. зависимости М* = f (s) и I* = f (s) для всего диапазона изменения скольжении от s = 1 до значения, соответству­ющего режиму, близкому к номинальному.

Расчет пусковых характеристик затруднен необходимостью уче­та изменений параметров, вызванных эффектом вытеснения тока и насыщением от полей рассеяния, так как при больших скольжениях токи в обмотках статора и ротора короткозамкнутых двигателей могут превышать свое минимальное значение в 7-7,5 раза (см. табл. 9.31).


В то же время при больших токах увеличивается падение напря­жения на сопротивлении обмотки статора, что вызывает уменьше­ние ЭДС и снижение основного потока. Для учета этих факторов не­обходимо применение ЭВМ [6]. При ручном счете используют следующий упрощенный метод.

Учитывая, что индуктивное сопротивление взаимной индукции x12 с уменьшением насыщения магнитопровода увеличивается, в расчете пусковых характеристик для скольжений s ≥ 0,1...0,15 оно может быть принято равным:


(9.277)


He внося большой погрешности, в расчетных формулах пусковых режимов пренебрегают сопротивлением r12. Это оправдано при токах, заметно превышающих номинальный, так как электрические потери в обмотках, возрастающие пропорционально квадрату тока, многократно превышают потери в стали, для учета которых в схему смещения введен параметр r12.

При этих допущениях коэффициент


с = 1 + x1 /x12П (9.278)


и сопротивление правой ветви Г-образной схемы замещения (см. рис. 9.55)


ZВЕТВИ = с (Rп + j XП), (9.279)


где для упрощения расчетных формул в отличие от обозначений в расчете рабочих характеристик принято


(9.280)


Ток в обмотке ротора


(9.281)


Сопротивление всей схемы замещения для пусковых режимов


(9.282)


Из (9.279)— (9.282)


(9.283)


Характеризующие пусковые данные машины кратность тока и момента при заданном s


(9.284)


Полученные выражения (9.281) — (9.284) дают возможность рас­считать токи и моменты во всем диапазоне изменения скольжения от s = 1 до s = 0,1.

Расчет рекомендуется проводить в последовательности, опреде­ленной в формуляре (табл. 9.32) для пяти-шести точек характери­стик в указанном диапазоне изменения скольжения.


Таблица 9.32. Формуляр расчета пусковых характеристик асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором с учетом влияния эффекта вытеснения тока


Р2ном = ... кВт; U1ном = ... В; 2р = ...; I1ном = ... А;

I'2ном =… A; x1 = ... Ом; x'2 = ... Ом; х12п = ... Ом;

с1п = ...; r1 = ... Ом; r'2 = ... Ом; sном =...


п/п



Расчетная формула


Единица

вели­чины

Скольжение s


1 0,8…….. s = sкр


1




2






3



мм




4



5





6



Ом


7



8



9




10

Ом




11


Ом



12



13




14



А



15





16