Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (История становления местного самоуправления в России).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы организации деятельности местного самоуправления в России
1.1. История становления местного самоуправления в России.
1.2. Основные научные подходы к определению понятия «местное самоуправление»
Глава 2. Система современной модели организации местного самоуправления
2.1. Зарубежные модели организации муниципального управления
Важным моментом в рассмотрения организационных форм местного самоуправления является существование и развитие комбинированных моделей, что связано с усложнением социальных взаимосвязей. Примером может служить форма организации местного самоуправления, при которой управляющий назначается непосредственно мэром, чья должность является выборной со стороны населения. В этом случае управляющий подотчетен именно мэру, а не совету, что является существенным отличием от формы «совет – управляющий».
2.2.Система органов местного самоуправления
Систему органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования и иные органы местного самоуправления, т.е. органы местных саморегулируемых территориальных сообществ, муниципальных образований, которыми они формируются и несут ответственность.
Система органов управления на местах в РФ определена Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который с момента принятия претерпевал изменения и поправки, которые вносятся ежегодно. Последняя поправка была внесена 20 октября 2017 г. в части 1 статьи 17 пункта 4.4., пункт 6 части 1 статьи 17, части 3 статьи 28 пункта 2.1, пункта 3 части 3 статьи 28 и пункта 4 части 10 статьи 35.
Основные изменения коснулись вопросов принятия и организации планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, которые были заменены стратегиями социально-экономического развития. Органы местного самоуправления определяются как выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органам местного самоуправления соответствуют следующие полномочия.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Кроме того, в соответствии со ст. 12 Конституции РФ, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Гарантии местного самоуправления (ст. 133 Конституции РФ) представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 — Гарантии местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации
Рассмотрим структуру органов местного самоуправления более подробно.
Представительный орган местного самоуправления.
В соответствии с федеральным законодательством представительный орган местного самоуправления должен быть сформирован на каждом уровне муниципального деления. Представительный орган местного самоуправления является не всегда выборным органом. Это связано с тем, что в соответствии с новыми нормами законодательства на уровне районов возможно несколько вариантов формирования представительного органа:
⎯ муниципальные выборы;
⎯ делегирование полномочий.
Представительный орган местного самоуправления не является парламентом в чистом виде, но призван выполнять его основную функцию представления интересов граждан и их отстаивания в решении вопросов местного значения.[15]
Представительный орган местного самоуправления может носить различные наименования, которые зависят от национальных, исторических традиций и т.п. Таким образом, он может существовать в виде думы, совета, схода, собрания представителей, рады и др.
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 (ст. 35) представительный орган муниципального образования имеет исключительную компетенцию, в рамки которой входит решение следующих вопросов местного значения:
⎯ принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
⎯ утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
⎯ установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
⎯ утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
⎯ определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
⎯ определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
⎯ определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
⎯ определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
⎯ контроль над исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
⎯ принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
Кроме перечисленных полномочий представительного органа существуют и иные, перечень которых может определяться уставами муниципальных образований и федеральными законами. Необходимо отметить, что перечень полномочий представительного органа муниципального образования может быть дополнен и расширен, тогда как сокращение рассмотренного перечня недопустимо.
Нельзя особо не подчеркнуть значимость непосредственно структуры представительного органа местного самоуправления. Как правило, структура может быть представлена следующими звеньями:
⎯ председатель;
⎯ функционально-отраслевые подразделения, представленные чаще всего временными и постоянными комиссиями;
⎯ территориальные структуры, например, депутатские группы;
⎯ политические фракции;
⎯ рабочий аппарат.
Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от того, каким способом он был сформирован, могут быть прекращены досрочно. Это может произойти в случае его роспуска в порядке, предусмотренном ст. 73 Федерального закона №131-ФЗ от 2003, а также по следующим основаниям:
⎯ если представительным органом местного самоуправления принимается самостоятельное решение о самороспуске. Порядок самороспуска определяется уставом муниципального образования;
⎯ в момент вступления в силу решения Верховного Суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности состава депутатов представительного органа местного самоуправления, а также при сложении депутатами своих полномочий;
⎯ если происходит преобразование муниципального образования.
Глава муниципального образования.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом в структуре органов местного самоуправления.
Основываясь на ст. 36 Федерального закона № 131 от 06.10.2003, глава муниципального образования может быть замещен на эту должность несколькими вариантами:
1) Избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.
2) В случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию.
3) В случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, прекращаются.
4) Не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.
5) В случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию.
Необходимо отметить, что глава муниципального образования обладает рядом полномочий (ст. 36 ФЗ №131 от 06.10.2003):
⎯ представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
⎯ подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
⎯ издает в пределах своих полномочий правовые акты;
⎯ вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;
⎯ обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению муниципального образования и представительному органу местного самоуправления.
Исполнительные органы местного самоуправления.
Исполнительные органы местного самоуправления реализуют организационно-управленческие и исполнительно - распорядительные функции с целью исполнения федерального законодательства, а также законов субъекта Российской Федерации и местных нормативных актов. Кроме того, исполнительные органы муниципального образования в соответствии с уставом могут быть наделены собственной компетенцией. Исполнительным органом власти на уровне местного самоуправления является местная администрация, возглавляемая главой муниципального образования (главой администрации) на принципах единоначалия.
Местная администрация обладает правами юридического лица, а ее структура утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.
Местная администрация может включать в себя следующие звенья:
⎯ глава местной администрации и его заместители; ⎯ аппарат администрации;
⎯ департаменты, управления, комитеты;
⎯ территориальные (районные) структурные единицы местной администрации.
Таким образом, состав местной администрации включает в себя отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
Порядок формирования и статус местной администрации определяется в соответствии со ст. 37 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Нововведением в российской системе местного самоуправления является контрактная основа замещения должности главы местной администрации. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Обязательным является опубликование условий конкурса, дата, время и место проведения, проект контракта, который должен быть представлен не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса, а также устанавливается общее число членов конкурсной комиссии.
Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
Необходимо отметить, что глава местной администрации не имеет права заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.
Контрольный орган местного самоуправления.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 06.10.2003 контрольным органом местного самоуправления является контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие структуры, которые формируются с целью контроля над исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета об его исполнении, а также в целях контроля над соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.