Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (История становления местного самоуправления в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование контрольного органа происходит путем муниципальных выборов или самостоятельно представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом.

Система органов местного самоуправления является единой, а все ее элементы взаимосвязаны между собой. Важно отметить, что в системе местного самоуправления реализован принцип разделения властей, что соответствует Федеральному закону №131-ФЗ от 06.10.2003.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. формирует вопросы местного значения поселения, муниципального района и городского округа, а также полномочия органов муниципалитета по их решению. Кроме того, в главе 4 названного закона предусмотрено наделение органов управления на местах отдельными государственными полномочиями.

Таким образом, происходит формирование компетенций местного самоуправления, состоящих из минимального перечня функций и полномочий, установленных федеральным законом, а также происходит их уточнение, связанное с особенностями субъекта Российской Федерации и непосредственно муниципального образования. Важным является тот момент, что на уровень местного самоуправления возможно делегирование отдельных полномочий государственных органов, которые наиболее эффективным способом будут реализовываться на местах, при этом государственный контроль над их исполнением будет сохранен на государственном уровне.

В Федеральном Законе №131-ФЗ от 06.10.2003 дается определение понятию «вопросы местного значения»: это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией и федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Вопросы местного значения имеют четкое разграничение по уровням территориальной организации местного самоуправления и группируются по направлениям деятельности.

В научной литературе выделяют следующие критерии определения принадлежности властных полномочий к вопросам местного значения:

1) вопросы, входящие в компетенцию органов местного самоуправления, должны касаться, прежде всего, интересов населения соответствующей территории;

2) решаемые органами местного самоуправления вопросы должны составлять необходимый компонент повседневной жизни населения (жилье, городской транспорт, коммунальное обслуживание и т.п.);

3) решение данных вопросов может быть осуществлено исключительно по месту жительства граждан, где для этого созданы необходимые условия и механизмы;


4) реализация стоящих перед органами местного самоуправления задач требует подключения общественного компонента в виде органов территориального общественного самоуправления и других общественных формирований населения;

5) способность населения проконтролировать исполнение и объективно оценить результаты решения этих вопросов.[16]

Как уже отмечалось выше, органы местного самоуправления обладают компетенцией, в соответствии с которой они наделяются перечнем полномочий с целью эффективной реализации вопросов местного значения.

В соответствии с Федеральным законом 2003 г. можно выделить следующие наиболее важные полномочия в сфере местного самоуправления:

⎯ принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

⎯ установление официальных символов муниципального образования;

⎯ создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;

⎯ установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

⎯ регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения;

⎯ полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении»;

⎯ полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»;


⎯ полномочиями в сфере стратегического планирования, предусмотренными Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

⎯ организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

⎯ организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

⎯ разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации;

⎯ учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

⎯ осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

⎯ организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, организация подготовки кадров для муниципальной службы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об образовании и законодательством Российской Федерации о муниципальной службе;

⎯ утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;


⎯ иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

Необходимо отметить, что федеральным законодательством не регламентирован абсолютно весь перечень полномочий, которыми наделены по факту органы местного самоуправления. В этой связи с учетом специфики и особенностей данного территориального уровня разрабатывается законодательство субъектов Российской Федерации и нормативно-правовые акты муниципальных образований. Кроме того, полномочия органов местного самоуправления должны быть закреплены уставом муниципального образования.

Заключение

Процветание любого государства зависит в первую очередь от того, насколько эффективно осуществляется управление им. Для этого необходимо найти баланс между централизацией власти и ее децентрализацией. Децентрализация государственного управления осуществляется с помощью местного самоуправления, которое обеспечивает более эффективное местное управление на демократических началах. Таким образом, нужно ясно осознавать важную роль развития и повышения эффективности местного самоуправления в осуществлении публичной власти.

В сегодняшней Российской Федерации органы местного самоуправления, в соответствии с изменениями федерального законодательства, в настоящее время обладают достаточно широким спектром полномочий, позволяющим решать определенные задачи в области местного управления, соблюдая и защищая интересы граждан, проживающих на территории муниципальных образований и выступая в качестве посредника между государством и обществом.

Деятельность органов местного самоуправления направлена на общее повышение уровня жизни населения, в том числе на улучшение его обеспеченности социальными и культурными благами, развитие жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры, защиту от чрезвычайных ситуаций и бедствий и их возможных последствий, привлечение широких слоев населения к участию в управленческих процессах, включая вовлечение в деятельность органов общественного самоуправления. Все перечисленное обеспечивается за счет соответствующих пунктов, внесенных в федеральное законодательство, прежде всего в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятие которого стало ключевым шагом на пути к дальнейшей модернизации самого института муниципального управления в современной России.


Список источников и литературы

Источники

1. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ [Текст]. — М.: Инфра-М. — 2018. — 200 с.

2. Европейская Хартия местного самоуправления // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2018. — № 36.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // Российская газета. — N 153-154. — 12.08.1998.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017) // Российская газета. — N 238-239. — 08.12.2014.

5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Российская газета. — N 202. — 08.10.2003.

6. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 26.07.2017) // Российская газета. — N 47. — 07.03.2017. 133

Литература

7. Авакьян, С. А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России [Текст] / С. А. Авакьян // Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, перспективы: материалы научно-практической конференции. — 25 января 2014 г. — М.: Изд-во МГУ, 2014. — С. 43-47.

8. Анимица Е. Г. Местное самоуправление: история и современность [Текст]: учебник / Е. Г. Анимица, А. Т. Тертышный. — Екатеринбург, 2018. — 296 с.

9. Ашлей, П. Местное и центральное управление [Текст]: учебник / П. Ашлей; под ред. В. Дерюжинского; пер. с англ. — СПб., 1910. — 308 с.

10. Большая советская энциклопедия. — М., 1975. — Т. 22. — С. 549.

11. Васильчиков, А. О самоуправлении [Текст] / А. Васильчиков. — СПб., 1870. — Т. 1. — 460 с.

12. Гегедюш, Н. С. Государственное и муниципальное управление [Текст]: конспект лекций / Н. С. Гегедюш [и др.]. — М.:Высшее образование, 2008. — 183 с.

13. Курчинский, М. А. Муниципальный социализм и развитие городской жизни [Текст] / М. А. Курчинский. — СПб., 1907. — 399 с.

14. Кутафин, О. Е. Муниципальное право Российской Федерации [Текст]: учебник / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев. — М., 2015.— 559 с.

15. Лазаревский, Н. И. Лекции по русскому государственному праву [Текст] / Н. И. Лазаревский. — СПб., 1910. — 276 с.

16. Муниципальное управление [Текст]: учебное пособие для преподавателя. — М.: АНХ, 2005. — 640 с.

17. Основы современного социального управления: теория и методология [Текст]: учебное пособие / Под ред. В. Н. Иванова. — М.: Экономика. 2016. — 221 с.

18. Погосский, В. В. Местное самоуправление на демократических началах [Текст] / В. В. Погосский. — М., 1917. — 99 с.