Файл: Интернет-маркетинговые решения по ведению туристического бизнеса.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты Интернет-маркетинга
1.1. Понятие и инструменты Интернет-маркетинга
1.2. Основные преимущества Интернет-маркетинга
1.3. Проблемы и перспективы Интернет-маркетинга в России
2. Анализ Интернет-маркетинговых решений в туристическом бизнесе на примере ООО «Питер-Тур»
2.1. Общая характеристика ООО «Питер-Тур»
2.3. Совершенствование Интернет-маркетинга в ООО «Питер-Тур»
На сегодняшний день штат сотрудников фирмы включает: генеральный директор, директор по развитию, офис-менеджер, менеджеры по туризму, специалист по маркетингу (маркетолог) и бухгалтер (рисунок 3).
Тип структуры компании – линейно-функциональный, созданы наиболее традиционные функциональные блоки – блок продаж (менеджеры по туризму), блок связей с общественностью и рекламы (маркетолог), финансово-экономический блок (бухгалтер).
Все блоки подчиняются генеральному директору, все полномочия – прямые, идут от высшего звена управления к низшему.
Генеральный директор
Офис-менеджер
Директор по развитию
Бухгалтер
Маркетолог
Менеджер по туризму
Менеджер по туризму
Рисунок 1 - Организационная структура компании ООО «Питер-Тур»
Основные экономические показатели деятельности предприятия за два последних года представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Основные экономические показатели ООО «Питер-Тур» за 2016-2017 гг.
№ |
Наименование показателя |
Единицы измерения |
Величина показателя |
Отклонения |
||
2016 |
2017 |
Абсолютн. (+/-) |
Темп роста, % |
|||
1 |
Выручка от реализации услуг |
тыс.руб. |
10559 |
10948,63 |
389,63 |
103,69 |
2 |
ФЗП персонала |
тыс.руб. |
1156 |
1263,04 |
107,04 |
109,26 |
3 |
Среденегодовая З/п одного работающего |
тыс.руб. |
289 |
315,76 |
26,76 |
109,26 |
4 |
Совокупные затраты на реализацию услуг |
тыс.руб. |
8763,97 |
9306,33 |
542,36 |
106,19 |
5 |
Затраты на один рубль реализации услуг |
коп. |
83 |
85 |
2 |
102,41 |
6 |
Прибыль от реализации услуг |
тыс.руб. |
1795,03 |
1642,29 |
-152,74 |
91,49 |
7 |
Рентабельность продаж |
% |
17 |
15 |
-2 |
- |
8 |
Рентабельность деятельности |
% |
20,48 |
17,65 |
-2,83193 |
- |
Анализ экономических показателей, представленных в табл. 1 показывает, за отчетный период объем реализации услуг ООО «Питер-Тур» увеличился на 3,69% или на 389,63 тысяч рублей и составил в 2017 году 10948,63 тысяч рублей.
Так как фонд заработной платы персонала увеличился по сравнению с 2016 годом на 107,04 тысяч рублей или 9,26% и составил в 2016 году 1263,04 тысяч рублей, можно отметить рост среднегодовой заработной платы одного работающего на 26,76 тысяч рублей или на 9,26% и составила в 2017 году 315,76 тыс. рублей. Вследствие увеличения объема реализации услуг произошло увеличение себестоимости на 6,19% или на 542,36 тыс. рублей (рис. 2).
Рисунок 2 - Основные показатели деятельности ООО «Питер-Тур» за 2016-2017 г., т.р.
Переходя к показателям, характеризующим эффективность деятельности ООО «Питер-Тур», можно отметить, что в последнем отчетном периоде произошло увеличение удельных затрат - значение затрат на рубль реализации услуг повысился на 2,41% и составил в 2017 году 85 копеек. Вследствие этого произошло снижение показателей рентабельности турфирмы, представленных на рис. 3. Тем самым в отчетном году рентабельность продаж составила 15%, а рентабельность деятельности 17,65%.
Рисунок 3 - Показатели рентабельности деятельности и рентабельности продаж ООО «Питер-Тур» 2016г.-2017г,%
Таким образом, очевидно, что в деятельности ООО «Питер-Тур» произошли изменения, которые можно охарактеризовать в большей степени как негативные, так как, несмотря на значительный рост объема реализации услуг, ухудшились значения показателей эффективности деятельности предприятия - рентабельности продаж и рентабельности деятельности.
2.2. Место Интернет-маркетинга в маркетинговой деятельности туристического бизнеса ООО «Питер-Тур»
На сегодняшний день самыми популярными социальными сетями являются: ВКонтакте, Facebook, Twitter, Live Journal, Мой Мир, Одноклассники и Instagram. Эти ресурсы ежедневно посещает колоссальная масса пользователей. Такое поле для действий не могло остаться незамеченным маркетологами и специалистами по рекламе.
Одним из ключевых показателей «жизненной активности» социальной сети считают публичные сообщения в социальных медиа. В декабре 2017 года таких авторов было около 37 млн. человек, они сгенерировали 588 млн. сообщений за месяц (рисунок 4).
Рисунок 4 – Классификация социальных сетей по количеству авторов рекламы в России в период с 1 декабря 2017 года по 31 декабря 2017 года
Что касается количества сообщений опубликованных в декабре 2017 года мы можем наблюдать некие изменения. Первую позицию занимает Вконтакте, вторую - Twitter, делее – Instagram, Facebook, Одноклассники, Live Journal, Мой Мир.
На сегодняшний день ООО «Питер-Тур» представлена в одной социальной сети – «ВКонтакте».
Рассмотрим более подробно, интересующую нас интернет-коммуникацию – группу ООО «Питер-Тур» в социальной сети «ВКонтакте».
В связи с активизацией группы с 25 января 2018 года новости и рекламу компании ООО «Питер-Тур» в среднем видят от 3000 до 6000 человек в день.
Из них около 25% - пользователи, не состоящие в группе, в основном это люди которые видят рекламу ООО «Питер-Тур» и новости благодаря розыгрышам и репостам.
Для сравнения, такой активности в группе не было с марта 2017 года (рисунок 5):
Рисунок 5 – Динамика посещаемости группы ООО «Питер-Тур» в социальной сети «ВКонтакте» с 2017 - 2018 гг.
До марта 2017 активность была выше (рисунок 5) в связи с созданием группы и розыгрышем дорогих подарков.
В связи с активизацией группы с 25 января 2018 года активность посещений группы возросла в 3 раза (рисунок 6).
Рисунок 6 – Динамика роста посещаемости группы ООО «Питер-Тур» в социальной сети «ВКонтакте» с за январь - февраль 2018 года
В среднем указанной даты (рисунок 6) в группу заходило от 30 до 50 человек в день. После 25 января 2018 года в среднем около 180 человек.
До 25 января 2018 года на протяжении года обратная связь была равна 0-1. На сегодняшний день активнее всего идет реакция на видеоролики, на фотографии, о технике, и больше всего на розыгрыши и акции.
Благодаря этому информацию о компании видят не только пользователи и участники, но и их друзья. А значит охват гораздо шире.
На графике (рисунок 7) показана обратная связь - то есть те пользователи, которые так или иначе активно отреагировали на посты группы, а не только увидели их.
Рисунок 7 – Интерпретация обратной связи группы ООО «Питер-Тур» в социальной сети «Вконтакте»
В целом основываясь на результатах проведенного анализа, можно сделать вывод, что главными проблемами продвижения услуг ООО «Питер-Тур» через группу «Вконтакте» является выход участников группы из ее состава, что в свою очередь понижает эффективность ее функционирования.
2.3. Совершенствование Интернет-маркетинга в ООО «Питер-Тур»
В результате проведения анализа эффективности функционирования группы ООО «Питер-Тур» в социальной сети «Вконтакте» были выявлены следующие проблемы в ее деятельности:
- Нестабильность динамики посещаемости группы;
- Выход участников группы из ее состава;
- Низкая периодичность проведения розыгрышей, мероприятий и конкурсов в группе.
Для решения выявленных проблем предлагается проведение следующей стратегии продвижения (рисунок 8):
Направления
Создание новых групп
Поддержка существующей группы ВКонтакте
Проведение конкурсов, розыгрышей и лотерей в группе
Проведение мероприятий по стабилизации численности участников группы
Проведение мероприятий по стабилизации динамики посещаемости группы
Рисунок 8 – Стратегия продвижения ООО «Питер-Тур» в социальных сетях»
Выделим основные задачи применения SMM-технологий в деятельности по продвижению компании ООО «Питер-Тур»:
- увеличение объема продаж и оказания услуг;
- повышение узнаваемости компании;
- формирование имиджа и репутации;
- увеличение обращений в компанию;
- формирование сообщества лояльных потребителей.
Стратегия достижения поставленных задач:
- графическое оформление сообществ в фирменном стиле компании;
- формирование контентной политики;
- познавательно-развлекательный контент;
- промо-акции.
Подача материала - простой слог, визуализация.
Периодичность - два поста в день.
Приоритетные площадки: «ВКонтакте», Фейсбук», «Инстаграм». Пользователи «Фейсбук» преуспевающие люди с достатком выше среднего, представители этого сегмента часто совершают покупки в Интернете и активно взаимодействуют со страницами брендов в социальных сетях. «ВКонтакте» обладает широкой аудиторией с доходом средним и выше среднего, более массовый сегмент. «Инстаграм» облает возможностью визуальной передачи информации в удобном формате.
Выделим основные принципы ведения сообществ в социальных сетях для компании ООО «Питер-Тур»:
- экспертность - профессионализм во всех вопросах сферы деятельности;
- превосходность - трансляция лидерских позиций на туристическом рынке;
- продуктивность - умение грамотно выявить потребность клиента онлайн и перевести его к потреблению оффлайн;
- качество - высокий уровень контента;
- креативность - оригинальный подход;
- актуальность - сочетание новостей компании ООО «Питер-Тур» и разнообразных фактов из сферы деятельности.
Рассмотрим подробнее каждое направление комплекса мероприятий более подробно.
Для совершенствования системы продвижения ООО «Питер-Тур» в социальной сети «Вконтакте» предлагается разработка годового плана проведения конкурсов, розыгрышей и лотерей в группе.
Предлагаются к внедрению следующие лотереи:
- Проведение праздничной лотереи в день рождения ООО «Питер-Тур»;
- Проведение праздничной розыгрышей 8 марта – «Международный женский день»;
- Проведение праздничной розыгрышей 23 февраля – «День защитников отечества»;
- Проведение праздничной розыгрышей 14 февраля – «День всех влюбленных»;
- Проведение праздничной розыгрышей 1 мая – «День всех трудящихся»;
- Проведение праздничной розыгрышей 9 мая – «День Победы»
- Проведение праздничной розыгрышей 1 сентября – «День знаний»
- Проведение праздничной розыгрышей 4 ноября – «День народного единства»;
- Проведение праздничной розыгрышей 31 декабря – «Новый год»
- Проведение праздничной розыгрышей 7 января – «Рождество Христово»
Более детально приведем мероприятия по лотереям ООО «Питер-Тур» в социальной сети «Вконтакте» в таблице 2.
Таблица 2 - Годовой план мероприятий по розыгрышу ООО «Питер-Тур» в социальной сети «Вконтакте»
п/п |
Наименование лотереи |
Дата проведения |
Призы |
1 |
День рождения ООО «Питер-Тур» |
12 марта |
1 приз - Плазменный телевизор 2 приз – Ноутбук 3 приз – Планшет 4 приз – Телефон 5 приз – 10 сертификатов номиналом 1000 рублей каждый |
2 |
Международный женский день |
8 марта |
Главный приз – Планшет 1 приз – Телефон 2 приз – Сертификат на 1000 рублей |
3 |
День защитников отечества |
23 февраля |
Главный приз – Планшет 1 приз – Телефон 2 приз – Сертификат номиналом 1000 рублей |
4 |
День всех влюбленных |
14 февраля |
Главный приз – 2 телефона черного и белого цвета для возлюбленных 1 приз – 2 сертификата номиналом 1000 рублей |
5 |
День всех трудящихся |
1 мая |
5 призов по 1 сертификату номиналом 1000 рублей |
6 |
День Победы |
9 мая |
Главный приз – Сертификат номиналом 5000 рублей 1 приз –5 сертификатов номиналом 1000 рублей каждый 2 приз - 5 сертификатов номиналом 500 рублей каждый |
7 |
День знаний |
1 сентября |
Главный приз – Ноутбук 1 приз – Планшет 2 приз – Телефон |
8 |
День народного единства |
4 ноября |
5 призов по 1 сертификату номиналом 1000 рублей |
9 |
Новый год |
31 декабря |
Главный приз – Ноутбук 1 приз – Планшет 2 приз – Телефон 3 приз - 5 сертификатов номиналом 1000 рублей каждый |
10 |
Рождество Христово |
7 января |
5 призов по 1 сертификату номиналом 1000 рублей |