Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Роль прямых налогов в налоговой системе государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Великобритании много налогов. Некоторые из них известны как «прямые» налоги, потому что они, как правило, представляют собой очевидные суммы, такие как подоходный налог, который, как вы можете видеть, вычитается из вашей зарплаты или должен уплачиваться напрямую в налоговую («НМ») и таможенную службу («HMRC»). Другие прямые налоги включают корпоративный налог, налог на прирост капитала и налог на наследство.

Налоги являются наиболее важным источником доходов для правительства Китайской Народной Республики. Являясь важнейшим источником бюджетных доходов, налог является ключевым компонентом макроэкономической политики и сильно влияет на экономическое и социальное развитие Китая. С изменениями, внесенными после налоговой реформы 1994 года, Китай предварительно создал упорядоченную налоговую систему, ориентированную на социалистическую рыночную экономику.

Налоговые поступления Китая в 2018 году составили 11,05 трлн юаней (1,8 трлн долларов США), что на 9,8% больше, чем в 2017 году. [1] [2] Согласно оценкам Всемирного банка «Doing Business» 2017 года, общая налоговая ставка для корпораций в Китае составляла 48% в процентах от прибыли за счет прямого. В процентном отношении к ВВП, по данным Государственной налоговой администрации, общие налоговые поступления в Китае составили 30%.

Налоги в Японии уплачиваются с доходов, имущества и потребления на национальном, префектурном и муниципальном уровнях. Ниже приводится краткое описание некоторых наиболее важных видов налогов, уплачиваемых физическими лицами:

Подоходный налог – выплачивается ежегодно физическими лицами на национальном, префектурном и муниципальном уровнях. Также известен как «налог с резидентов» на префектурном и муниципальном уровне. Сумма рассчитывается на основе чистого дохода физического лица.

Предпринимательский налог – префектурный налог уплачивается ежегодно самостоятельно занятыми лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью. Сумма рассчитывается на основе чистого дохода человека и типа бизнеса.

Налог на имущество – муниципальный налог уплачивается ежегодно физическими лицами, владеющими землей, жильем и другими видами амортизируемых активов [24, c. 65].

Потребительский налог – оплачивается потребителями при покупке товаров и услуг. В настоящее время ставка составляет восемь процентов, но ожидается, что она будет повышена до десяти процентов в октябре 2019 года.

Транспортные налоги – префектурный автомобильный налог оплачивается ежегодно лицами, которые владеют автомобилем, грузовиком или автобусом. В случае легковых автомобилей сумма рассчитывается на основе объема двигателя. Муниципальный налог на легкие транспортные средства уплачивается ежегодно лицами, которые владеют мотоциклами или другими легковыми моторизованными транспортными средствами. Национальный налог на тоннаж автотранспортных средств уплачивается владельцами транспортных средств во время обязательных проверок (встряхивание). Налог на приобретение автомобиля префектуры уплачивается лицами, приобретающими автомобиль [4, c. 43].


На систему налогообложения Латвии влияет как латвийское законодательство, так и требования, установленные Европейским союзом. Это можно охарактеризовать как среднее, поскольку каждый налогоплательщик вносит в бюджет 30% своего дохода в среднем. Кроме того, латвийская система налоговых ставок, налоговых льгот и льгот позволяет каждому налогоплательщику выбрать оптимальный сектор для своего занятия и управления средствами. В Латвийской Республике самая низкая эффективная (средняя) налоговая ставка в Европейском Союзе. Есть несколько областей торгового бизнеса с индивидуальными налоговыми льготами – платежи, которые ниже на 80% до 100%: например, в Лиепае и Резекне есть особые экономические зоны, а свободные порты Риги и Вентспилса могут предоставлять налоговые льготы. Прямые налоги – это налоги, которые взимаются со всех облагаемых налогом доходов физических лиц и компаний.

Объектом, с которого взимается корпоративный подоходный налог, является налогооблагаемый доход, полученный налогоплательщиком в течение налогового периода. Налоговой базой является корпоративный финансовый доход, скорректированный в соответствии с законодательством. Корректировки в основном применяются для обеспечения того, чтобы доход превышал расходы, по которым налог не взимается (например, расходы, не связанные непосредственно с экономической деятельностью), или для того, чтобы уменьшить доход на конкретную сумму, в случае если закон предусматривает налоговые льготы.

В целом, подоходные налоги, полученные местными бюджетами, составляют около 35% налоговых поступлений юридических и физических лиц в консолидированный бюджет. Точно так же налоги на имущество составляют около 40%. Таким образом, анализ зарубежного опыта построения эффективной налоговой системы показал, что основой рациональной налоговой системы, отвечающей потребностям государства и интересам налогоплательщиков, является экономически обоснованная комбинация прямого и косвенного налогообложения. В большинстве стран сложилась совершенно сопоставимая структура налоговых поступлений, которая оставалась довольно стабильной на протяжении десятилетий. В некоторых странах, например, во Франции, Италии, Ирландии, Греции и Испании, косвенные налоги являются предпочтительными. В других странах, например, в Голландии, Дании, Люксембурге и Австрии, преобладают прямые налоги. Приблизительное равное соотношение прямых и косвенных налогов можно найти в Финляндии и Германии. В США акцент в налоговой системе делается на сборе налогов с граждан. Аналогичная ситуация наблюдается в Канаде, Австралии. Противоположная ситуация в Японии, где налоговое бремя сосредоточено на корпорациях. Подоходный налог преобладает в Дании и Швеции


Исходя из зарубежной практики, можно констатировать, что не может быть однозначного копирования опыта какой-либо конкретной страны, поскольку на создание любой системы, в том числе налоговой, влияет огромное количество факторов. Поэтому можно говорить только об адаптации опыта зарубежных стран в контексте российской действительности.

2.3 Оценка и проблемы развития прямых налогов в России

Налог – это глобальная проблема государства. Потенциальные налоговые поступления, потерянные для РФ, составляют огромные суммы.

Россия испытывают трудности с увеличением доходов, необходимых для предоставления таких основных государственных услуг, как образование, здравоохранение и инфраструктура. Сложные политические проблемы налогообложения в стране – это проблема, с которыми сталкивается государство, включая широко распространенную коррупцию, уклонение от уплаты налогов, а также неэффективную политическую структуры. Рассмотрим важнейшие проблемы, с которыми сталкивается государство в повышении доходов.

Анализ поступления прямых налогов и сборов в бюджетную систему за 2014-2018 гг. показал, что среди них на первом месте по объему налог на добычу полезных ископаемых, на втором месте – налог на доходы физических лиц и на третьем месте – налог на прибыль организаций. По всем прямым налогам и сборам выручка увеличивается, единственным исключением является налог на воду. Прямые налоги и сборы занимают наибольшую долю в сумме налоговых поступлений бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. За анализируемый период их доля увеличилась на 2 десятых единиц (с 64,2% до 64,4%). О состоянии и соотношении прямых налогов и сборов можно судить по экономике страны.

Несмотря на то, что существует положительная тенденция в получении наиболее значительных прямых налогов и сборов в российской бюджетной системе, сегодня существуют проблемы, решение которых необходимо и поможет увеличить налоговую составляющую. В частности, в настоящее время существуют проблемы с корпоративным подоходным налогом и подоходным налогом с населения, конкретно: сокрытие доходов, прибыли; двойная бухгалтерия с целью выплаты серой заработной платы в конвертах; вывод средств из оборота; умышленное уклонение от уплаты налогов (в том числе используя «лазейки» в законах); сложность расчета налогов и др.


Существуют недостатки в отношении налогов на имущество, а именно: налоговая база не всегда точно определена, т.е. инвентарная или кадастровая стоимость объектов недвижимости не установлена. Обратите внимание, что фактическая стоимость недвижимого имущества (рыночной) в некоторых регионах сильно отличается от ее кадастровой стоимости, она может быть как значительно ниже так и выше; нет четкого различия между стоимостью недвижимости, то есть одни объекты определяются по инвентарной стоимости, другие – по кадастровой стоимости; информационная база несовершенна, нет полной информации об объекте недвижимости, а данные об объектах недвижимости не совпадают. Также существуют пробелы в администрировании налогов на имущество.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно для налогоплательщиков, и их размер зависит от масштаба объекта налогообложения. Прямые налоги способствуют распределению налогового бремени, при котором те члены общества, которые имеют более высокие доходы, платят больше. Этот принцип налогообложения считается большинством экономистов справедливым. Но форма прямого налогообложения требует сложного механизма сбора налогов. Существуют проблемы учета объектов налогообложения и уклонения от уплаты. Поэтому, несмотря на справедливость прямых налогов, налоговая система не может быть ограничена только ими.

Основными проблемами развития прямого налогообложения в России являются:

– современные налоговые системы слишком сложны для понимания налогоплательщиками и неэффективно используются налоговыми органами.

– налогообложение доходов физических лиц характеризуется несправедливым распределением налогового бремени: часто один и тот же уровень доходов сопровождается различным уровнем налогообложения. Это вызывает протесты со стороны налогоплательщиков и подрывает основы «налоговой» морали.

– высокие предельные налоговые ставки негативно влияют на процесс принятия экономических решений.

– налогообложение вынуждает компании инвестировать и реструктурировать баланс не по экономическим, а по налоговым соображениям.

– большие различия в ставках налогообложения личных доходов и налогообложения компаний вынуждают компании принимать решения о регистрации по налоговым соображениям.

Несовершенство налоговых систем в этих аспектах существовало всегда. Однако уменьшение возможностей финансирования государственных расходов за счет налогов, а также стремление к более рациональному использованию природных ресурсов сделали необходимость решения этих проблем более актуальной и неотложной.


Что касается структуры налогов (прямых и косвенных), ключевой особенностью многих реформ является введение или усиление роли налога на добавленную стоимость, поскольку этот налог является более нейтральным по сравнению с доходом, и поэтому считается, что он увеличивает стимулы на работу и сбережения, снижает сопротивление налогоплательщиков и затрудняет уклонение от уплаты налогов. Однако этот налог влечет за собой увеличение административных расходов для налоговых органов и налогоплательщиков и может привести к увеличению регрессивности налоговой системы. По этим причинам некоторые страны отказались вводить налог на добавленную стоимость.

Глава 3. Перспективы развития и реформирования прямого налогообложения в РФ

Современное состояние российской экономики в условиях спада производства, кризиса, санкций со стороны Запада, снижения цен на нефть и т.д. Требует поиска принципиально новых подходов к управлению ею.

Как известно, среди многих экономических рычагов, с помощью которых государство влияет на экономику, налоги занимают важное место. Федеральный бюджет страны формируется в основном за счет налоговых платежей, что обусловливает необходимость модернизации налоговой системы, способной создать необходимые условия для успешного и эффективного развития экономики всей страны и отдельных территорий.

В условиях рыночных отношений государство широко использует фискальную политику как основу финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. В этих условиях возрастает важность правильного и гармоничного построения системы налогообложения, которая способствует эффективному функционированию всей национальной экономики страны.

Несовершенство налоговой системы, нестабильность налогового законодательства является одним из факторов, сдерживающих развитие экономики. Налоговая система страны призвана создать благоприятные условия для повышения эффективности производства, устранения дисбалансов в экономике, повышения роли малых и средних предприятий в формировании доходов бюджета, а также способствовать росту уровня жизни населения. В то же время, налоговая система не может быть заморожена, она должна учитывать и своевременно реагировать на происходящие изменения. В статье раскрывается роль и значение налоговой системы, выявляются недостатки в налоговой системе, предлагаются меры по повышению эффективности налоговой системы, отвечающие требованиям финансовой устойчивости и экономического роста страны.