Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Роль прямых налогов в налоговой системе государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значение основных видов прямых налогов:

  • прямые налоги дают государству истинную и определенную сумму налога;
  • прямые налоги могут более точно учитывать реальную платежеспособность плательщика, чем косвенные налоги;
  • при уплате прямых налогов государство напрямую связывается с держателями налогов и может точно определить их обязательства;
  • прямые налоги в основном взимаются с доходов налогоплательщика.

Глава 2. Анализ и оценка прямых налогов в бюджетной системе России

2.1 Анализ статистических данных по сбору прямых налогов в России

Правительство выполняет многочисленные функции для экономического роста страны и благосостояния ее граждан. Основным источником дохода любого государства являются налоги. Налоговая статистика включает сбор и анализ информации о плательщиках, видах и объектах налогообложения, а также по отраслям экономики. Полученная информация позволяет планировать распределение средств государственного бюджета.

Налоговая статистика изучает их состав и динамику, сравнивая с макроэкономическими показателями. Обнаруженные проблемы являются сигналом к ​​улучшению налогового законодательства. Собрав необходимую информацию, можно увидеть общую картину по регионам и стране в целом.

Налоговая статистика Российской Федерации показывает улучшение показателей. В то же время влияние внешнеэкономических факторов на государственный бюджет уменьшилось.

Статистика налоговых поступлений в бюджет показывает увеличение на 20% с января по апрель 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Увеличение составило 952 миллиарда рублей. Значительную часть прироста налоговых поступлений по статистике обеспечивает налог на добычу полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых). Ключевую роль сыграло изменение цены на нефть с 33,7 до 51,7 долларов за баррель (53%). Увеличение составило 550 млрд руб.

Статистика остальных налоговых поступлений составляет 400 миллиардов рублей – это доходы, не связанные с разработкой и добычей нефти и газа и включает в себя остальные виды налогов. Например, статистика подоходного налога за этот же период зафиксировала рост на 20%, что составило 220 млрд рублей.


На графике ниже представлены данные Росстата (профицит и дефицит бюджета по годам) (рис. 2):

Рисунок 2 – Профицит, дефицит бюджета РФ

Налоговая статистика России в консолидированных бюджетах в январе 2017 года зафиксировала рост на 26,5%. Общая сумма составила 369 млрд руб. Распределение по типу (прямые налоги):

– НДФЛ – 42%.

– Налог на прибыль – 26%.

– Имущественные сборы ­– 9%.

– Другие – 9%.

План и факт федерального бюджета страны на 2016 год (млрд руб.) (Таблица 2):

Таблица 2

План федерального бюджета РФ

Общий объем доходов

Расходы

Дефицит

План.

Факт.

13 460

16 416,4

2 360,2

2 956,4

Статистика налоговой отчетности прогнозировала дефицит в 2 360,2 млрд руб. Однако получилось – 2956,4 млрд руб.

Налоговая служба отвечает за контроль своевременности оплатыналогово в бюджет, следит за тем, чтобы налогоплательщики декларировали свои доходы, исчисляли и платили налоги полностью и своевременно.

Анализ статистических данных также играет важную роль в формировании налоговой системы.

В таблице 3 приведены показатели налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за 2014-2018 годы.

Таблица 3

Рассмотрим на рисунке 3 динамику прямых налоговых поступлений в бюджетную систему России.

Рисунок 3 – Динамика прямых налоговых поступлений

По результатам таблицы 3 можно сделать провести анализ и сделать следующие выводы:

  1. Консолидация бюджета увеличивалась с каждым годом, темп роста в 2014 году составил 111,9%; в 2015 году - 108,8%; в 2016 году - 105%; в 2017 году 100,9%; в 2018 году 122,9%.

2) Из года в год федеральный бюджет увеличивался.

3) Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации: в 2015 году бюджет ниже по сравнению с 2014 годом на 1835,2, в 2016 году бюджет увеличился на 645,9, в 2017 году увеличился на 625,41, в 2018 году бюджет уменьшился на 405,01.

В таблице 4 более подробно рассматриваются поступления прямых налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации на 2014–2018 годы.

Таблица 4

Поступления по прямых налогов в консолидированный бюджет РФ за 2015 – 2016 гг.


Из таблицы 4 видно, что в целом поступления по видам налогов в согласованном бюджете имеют положительную динамику.

Налог на доходы физических лиц с 2014-2016 гг. увеличился, на это повлияли рост заработной платы населения Российской Федерации и снижение махинаций и влияния теневой экономики в сфере заработной платы, а в 2017 году наблюдается снижение налога на доходы физических лиц, в 2018 году налог снова увеличивается на 445,9.

На рост налога на прибыль за 2014-2018 гг. имели возможность влиять на такие факторы, как увеличение экспортной выручки или положительные курсовые разницы из за колебания валют и, как следствие, биржевых цен на экспортируемые товары. В 2015 году прирост составил 226, в 2016 году – 171,4, в 2017 году – 80,4, в 2018 году – 2103,8.

Для лучшего представления о поступлении прямых налоговых платежей в федеральный бюджет рассмотрим таблицу 5.

Таблица 5

Структура прямых налоговых платежей

Виды налогов

2014 год

2015 год

2016 год

2017

2018

Млрд. руб.

Уд. вес

Млрд. руб.

Уд. вес

Млрд. руб.

Уд. вес

Млрд. руб.

Уд. вес

Млрд. руб.

Уд. вес

Всего поступило в федеральный бюджет

6 214,6

100,0

6 880,5

100,0

6 929,1

100,0

7 058,6

100

7 731

100

из них:

Налог на прибыль

411,3

6,6

491,4

7,1

491,0

7,1

510,2

7,2

808,2

10

НДПИ

2 858

46

3 160

45,9

2 863,5

41,3

2 944,1

42

2 994

39

Остальные налоги и сборы

243,1

3,9

252,8

3,7

285,1

4,1

414,6

5,8

484,6

6,2


Данные, представленные в таблице 5, непосредственно отражают структуру налоговых поступлений в федеральный бюджет в динамике 2014-2018 гг. Общий денежный поток в федеральный бюджет с 2014 по 2015 год увеличился на 665,9; 2015-2016 годы – 48,6; 2016-2017 годы – 129,5; 2017-2018 – 672,4.

В 2014-2015 гг. – рост налога на прибыль составил 80,1, незначительное снижение было в 2016 г. на 0,4, в 2017 г. налог увеличился на 19,2, а в 2018 г. – 298.

Анализируя поступления в федеральный бюджет Российской Федерации на 2014–2018 годы, можно отметить, что поступления в бюджет увеличились.

Сделав анализ по таблице 5, можно сделать следующие выводы. Несмотря на то, что в некоторых случаях произошло снижение поступлений в федеральный бюджет по налогу на прибыль, общая динамика роста «собираемости» налогов в бюджет положительная. Для сравнения: в 2014-2018 годах можно проследить увеличение совокупных доходов от налогов и сборов в федеральный бюджет Российской Федерации.

Таким образом, из представленного выше анализа видно, что параллельно с увеличением поступлений в бюджет Российской Федерации по видам налогов задолженность по ним также увеличивается. Появление налоговой задолженности перед бюджетом связано, прежде всего, с тем, что ухудшается финансовое состояние субъектов налогообложения в результате общего экономического кризиса в стране. Помимо всего вышеперечисленного, растущий уровень налоговой нагрузки сказывается на образовании и увеличении налоговой задолженности юридических лиц.

Налоговые обязательства негативно влияют на экономику государства, следовательно, фактически потому, что не совсем обеспечивают бюджет финансовыми ресурсами и обуславливают возможность государства выполнять социальные программы [23, c. 294].

Своевременный и строгий контроль со стороны налоговых структур за деятельностью налогоплательщиков даст возможность сократить бюджетную задолженность. Кроме того, особое внимание следует уделить проведению надлежащего принудительного взыскания задолженности как налоговыми органами, так и судебными приставами.

Таким образом, налоговые поступления являются неотъемлемой частью государственной налоговой политики. Качественно проведенная аналитическая работа напрямую дает возможность извлечь наибольшую выгоду из налоговых поступлений.


2.2 Зарубежный опыт формирования доходной базы бюджетов всех уровней за счет прямых налогов

Каждое государство, исходя из экономических реалий и своего понимания эффективности социальной политики, определяет долю прямых и косвенных налогов в национальной налоговой системе, в бюджетной системе.

Рассмотрим подробнее опыт формирования доходной базы бюджета за счет прямых налогов в разных странах.

В Соединенных Штатах Америки действуют отдельные федеральные, штатные и местные органы власти, каждый из которых может повлиять на налоги, которые взимаются на каждом из этих уровней. Налоги взимаются с доходов, заработной платы, имущества, продаж, прироста капитала, дивидендов, импорта, имущества и подарков, а также с различных сборов. В 2018 году налоги, собранные федеральным правительством, правительствами штатов и муниципалитетами, составили 34,8% ВВП.

Подоходный налог в Соединенных Штатах взимается федеральным правительством, большинством штатов и многими местными органами власти. Подоходный налог определяется путем применения налоговой ставки, которая может увеличиваться с увеличением дохода, к налогооблагаемому доходу, который представляет собой общий доход за вычетом допустимых вычетов. Частные лица и корпорации напрямую облагаются налогом, а имущество и трасты могут облагаться налогом на нераспределенный доход. Партнерства не облагаются налогом, но их партнеры облагаются налогом на их доли партнерского дохода. Резиденты и граждане облагаются налогом на доход по всему миру, в то время как нерезиденты облагаются налогом только на доход в пределах юрисдикции. Некоторые виды кредитов снижают налог, а некоторые виды кредитов могут превышать налог до получения кредитов. Альтернативный налог применяется на федеральном уровне и в некоторых штатах.

В Соединенных Штатах термин «налог на заработную плату» обычно относится к налогам FICA, которые уплачиваются для финансирования программ социального обеспечения и медицинской помощи, в то время как «подоходный налог» относится к налогам, которые уплачиваются в государственные и федеральные общие фонды.

Большинство деловых расходов вычитаются. Физические лица могут также вычесть личное пособие (освобождение) и некоторые личные расходы, в том числе проценты по ипотечному кредиту, государственные налоги, взносы на благотворительность и некоторые другие предметы. На некоторые вычеты распространяются ограничения.

Правительство Великобритании использует налоги для финансирования различных общественных услуг, включая здравоохранение и социальные пособия.