Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Роль прямых налогов в налоговой системе государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1

Ставки НДФЛ

Ставка, % от дохода

Условие

1

2

13%

Получение дивидендов

13%

Основная налоговая ставка

13%

Прочие доходы граждан, не освобожденные от льгот

30%

Иные доходы физических лиц, являющимися иностранными гражданами (нерезидентами) и получающими доход от деятельности на территории России

Продолжение таблицы 1

1

2

35%

Предельная налоговая ставка. Большие призы и выигрыши, доходы по вкладам в банках.

Таким образом, те, кто официально проживает в России, платят 13% подоходного налога, а нерезиденты – 30%. Ставка налога на дивиденды для российских резидентов составляет 13%, а для нерезидентов – 15%.

В некоторых случаях нерезиденты могут быть освобождены от российской налоговой ставки 30%, если им предоставлен миграционный статус высококвалифицированного специалиста. В таких условиях доходы облагаются налогом в России по типовой ставке 13%.

2) Налог на прибыль организаций – данный налог является обязательным для всех юридических лиц, в том числе иностранных, работающих в общем налоговом режиме. Он рассчитывается исходя из суммы прибыли предприятия: финансовый результат организации за налоговый период (год) умножается на текущую ставку.

Юридические лица освобождаются от подоходного налога, которые:

– перешли на любой из специальных режимов или заплатили налог на игорный бизнес;

– являются участниками проекта «Сколково»;

– относятся к числу иностранных / международных организаций, указанных в п. 4 ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации;

– осуществляют деятельность, которая при определенных условиях облагается налогом в 0% – чаще всего это деятельность в области образования и здравоохранения (список доходов, где возможна нулевая ставка, можно найти в статьях 284, 284.1, 284.3 НК РФ).

Стандартная ставка налога на прибыль установлена в размере 20%, а распределение по бюджету таково, что 17% идет в регион, 3% идет в федеральный бюджет.

3) Налог на имущество – это государственный налог на право владения собственностью [22, c. 18].

Это местный налог, поэтому органы власти субъектов вправе самостоятельно устанавливать порядок и условия его уплаты, а также ставки налога в пределах, указанных в вышеуказанных законах. Налогом на имущество облагается любое имущество, которое принадлежит юридическим и физическим лицам [1, c. 25].


4) Налог на недвижимость – это деньги, которые граждане должны платить в казну каждый год за квартиру, гараж или дом. Налог платит тот, на кого имущество оформлено в собственность. Если физическое лицо зарегистрировано как индивидуальный предприниматель (ИП), то оплачивается налог на недвижимость как от обычного физического лица [9, c, 54].

Если в регионе налог рассчитывается по кадастровой стоимости, то для расчета налога используются федеральные ставки из 406 статей Налогового кодекса:

– 0,1 процента для квартир, комнат, домов и гаражей;

– 2 процента для коммерческих и административных зданий и помещений, включая офисы иностранных компаний;

– 0,5 процента для других зданий и помещений.

5) Налог на дарение.

Налогоплательщик может получить в дар какое-либо имущество в собственности, факт получения которого накладывает на Одаряемого обязательство рассчитать и уплатить в бюджет налог на полученное имущество исходя из его стоимости и действующей ставки.

Даритель не несет ответственности за нарушения Одаряемого в порядке уплаты данного налога.

Ставки налога на дарение:

– 13% для резидентов Российской Федерации;

– 30% для нерезидентов.

Согласно закону, все граждане, имеющие российский паспорт или проживающие в России более 183 дней подряд, считаются резидентами Российской Федерации.

6) Налог на наследство – это налог, уплачиваемый лицом, унаследовавшим деньги или имущество. Данный налог действовал ранее, и был отменен за исключением случаев, когда наследникам выплачивается вознаграждение в связи с переходом к ним прав (правопреемникам) на произведения искусства, патенты, промышленные образцы и проч.

7) Налог на финансовые операции – это правовая инновация, введенная в ответ на финансовый кризис с целью эффективного регулирования финансовых рынков.

Исходя из всего вышесказанного, прямые налоги – это налоги, которые начисляются конкретным юридическим или физическим лицам, и они выплачиваются непосредственно теми, кому они начисляются. Обязательства по уплате налога не могут быть переданы другим лицам.

Ряд исследователей утверждают, что прямые налоги всегда связаны с доходом налогоплательщика, а косвенные налоги связаны с ценами потребления и продажей товаров.

1.2 Процедура взимания налогов

Процедура взимания налога осуществляется по определенной схеме, установленной в регионе. Его выбор зависит от фактической налогооблагаемой базы, статуса плательщика и других условий.


Также важен способ получения дохода и его источник. В зависимости от этого устанавливаются методы и способы сбора налогов: декларацией, налоговым агентом или уведомлением.

Налог может считаться определенным и подлежать перечислению в бюджет только тогда, когда будут определены все его неотъемлемые элементы. Элементы налога и методы его сбора имеют прямое отношение. Элементы включают в себя [12, c. 64]:

  • объект (база) и субъект (плательщик) налога;
  • налоговая ставка;
  • период и сроки оплаты;
  • льготы;
  • порядок исчисления;
  • порядок уплаты.

Объектом может быть чистый доход, общий доход, стоимость товара, движимое или недвижимое имущество. Субъектами являются физические лица и организации, в том числе нерезиденты и индивидуальные предприниматели. Основой или налогооблагаемой базой для расчета налога принято считать выражение стоимости объекта налога – имущества, земли, транспортного средства или дохода.

Цены устанавливаются на местном и федеральном уровнях. Налоги по типу делятся на регрессивные (уменьшаются с увеличением дохода), прогрессивные (увеличиваются с увеличением дохода) и пропорциональные (ставка которых не зависит от величины дохода).

Методы и методы исчисления и сбора налогов применяются с учетом этих элементов.

Сегодня в налоговой практике проводится следующая классификация налогов по способу начисления их с плательщика:

1) По декларации. Эта отчетность перед государством позволяет показать все доходы и расходы плательщика за определенный налоговый период – для разных налогов это может быть месяц, квартал, год.

В предоставляемой в налоговый орган декларации также рассчитывается сумма налога к уплате, которая должна быть перечислена в бюджет. Отчетность для организаций, уплачивающей определенные виды налога, обязательна. В тоже время для физического лица декларацию необходимо предоставить только после получения прибыли, но не позднее даты, указанной в законодательстве.

2) Кадастровый. Используется в тех случаях, когда объект (налоговая база) дифференцируется по конкретной основе. Составляются специальные справочники и таблицы, в которые вводятся эти признаки, тем самым разделяя объекты налогообложения в соответствии с их неотъемлемыми характеристиками. В зависимости от группы устанавливается размер налоговой ставки. При этом не учитывается сумма прибыли, которую фактически приносит тот или иной объект своему владельцу.

3) По источнику. В этом случае налог уплачивается лицом, которое перечисляет доход. Обычно этот метод используется при перечислении дохода физическому лицу организацией, где последняя выступает в качестве налогового агента, т.е. удерживает и перечисляет налог в бюджет. Этот метод предпочтителен, когда у источника дохода легче проконтролировать правильность исчисления и факт уплаты.


Типичные примеры видов налогов по методу сбора [19, c. 126]:

– у источника – заработная плата, с которой удерживается подоходный налог с населения;

– кадастровый метод чаще всего взимается с земли и имущества;

По декларации происходит перечисление налогов с прибыли организаций и индивидуальных предпринимателей, продажа имущества физических лиц.

В дополнение к этим трем методам сбора налогов, НК предлагает еще два типа: во время расходов и в процессе использования имущества. Однако они не так распространены на практике.

Метод взимания налогов также включает административный метод. Он наиболее автономен: налоговые службы на местах самостоятельно определяют методы и методы сбора, устанавливают ставки и сроки. В этом случае налогоплательщик не декларирует доход самостоятельно. Ярким примером является налог на имущество. Оплата производится на основании уведомления, в котором указывается сумма, срок оплаты налога, на основании более раннего расчета [21, c. 67].

На сегодняшний день существует 2 основных метода расчета налога:

1) Некумулятивный. Налоговая база облагается частями. По методу начисления он не рассчитывается. Эта система используется реже, потому что она не обеспечивает равномерного заполнения казначейства на всех уровнях из-за неравномерного поступления средств от налогоплательщиков [5, c. 76].

2) Кумулятивный – данный метод также называется накопительным. Система исчисления такого налога выглядит следующим образом: с начала года (периода) налог начисляется по методу начисления. Преимущества также учитываются постепенно. Когда приходит время перечислять суммы в бюджет, сумма налога может быть уменьшена за счет ранее переведенных (или ошибочно переведенных) авансов, а также льгот. Этот метод позволяет приблизительно рассчитать сумму дохода в казну и спланировать дальнейшие расходы.

Выбор метода и метода сбора налогов зависит от многих факторов:

– территориальная структура страны;

– экономическое состояние;

– особенности налоговой системы и т.д.

Выбор определяет государственную бюджетную политику и поставленные перед ней задачи. В некоторых случаях каждый из этих методов может иметь приоритет. Все зависит от конкретной ситуации. Однако налогоплательщик подчиняется только налоговому законодательству, методы сбора налогов выбираются и применяются налоговыми структурами государственного уровня.


1.3 Роль прямых налогов в налоговой системе государства

Важнейшими инструментами реализации государственной экономической политики и ее влияния на рыночную экономику являются налоги. Налоги являются обязательными, невозвратными, невозмещаемыми, взимаемыми на регулярной основе платежами, которые собирают уполномоченные государственные учреждения с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах. Эффективное функционирование экономики полностью зависит от правильной налоговой системы. Это необходимо для обеспечения государственного аппарата финансовыми ресурсами, необходимыми для достижения поставленных целей. С помощью налогов, льгот и финансовых санкций, которые являются неотъемлемой частью налоговой системы, государство может влиять на хозяйственную деятельность организаций, создавая равные условия для всех участников общественного производства. Без устоявшейся, хорошо функционирующей налоговой системы эффективная рыночная экономика невозможна [11, c. 105].

Налоговая система Российской Федерации включает в себя большое количество налогов и различных других сборов, которые образуют три уровня: федеральный, региональный и местный.

Суть налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в его пользу для формирования бюджета путем прямого и косвенного налогообложения. Считается, что соотношение этих групп во многом зависит от состояния экономики и проводимой государством налоговой политики. Преобладание прямых налогов характерно для стабильной экономики. В период экономического кризиса наблюдается увеличение косвенных налогов [3, c. 96].

В работах российских ученых реализация этой идеи рассматривается прежде всего в рамках определения характера и оптимального сочетания систем прямого и косвенного налогообложения.

Таким образом, высокая рентабельность косвенных налогов в любых экономических условиях, помимо способности наряду с прямыми налогами влиять на экономические процессы, обеспечивает им значительное место в бюджете страны. Однако в настоящее время в налоговой системе Российской Федерации механизм исчисления и сбора прямых налогов остается крайне несовершенным, что неизбежно приводит к снижению налоговых поступлений в бюджет. Это проявляется в том, что для современной налоговой системы характерны многие проблемы, одной из которых по-прежнему остается фискальная ориентация, что, в свою очередь, неизбежно приводит к сокрытию доходов многими налогоплательщиками и, в конечном итоге, к бюджетным потерям.