Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Роль прямых налогов в налоговой системе государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налоги являются основным источником доходов государства, обеспечивающим финансирование его деятельности. Денежные средства, собранные за счет налогов, поступают в бюджет государства. Оттуда они расходуются на поддержание государственного аппарата, обеспечение обороны и правопорядка страны, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам государственного сектора, включая учителей, врачей, работников культуры. Нехватка средств, собранных за счет налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов немедленно сказываются на состоянии государства и общества в целом. Особый интерес представляет группа прямых налогов. Прямые налоги сейчас имеют большое значение для формирования доходной части бюджетов всех уровней.

Россия пошла по пути льготного использования косвенного налогообложения. Однако преобладание прямых налогов в государственных доходах говорит о том, что речь идет о высокоразвитой экономике, косвенные налоги – наоборот. Эта зависимость определяет актуальность изучения вопросов прямого налогообложения с точки зрения теории и практики, влияния на эффективность хозяйствующих субъектов и накопления средств в государственном бюджете.

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ прямых налогов и определение перспектив прямого налогообложения в Российской Федерации.

Объектом изучения – налоговая система Российской Федерации.

Предметом исследования являются – основные тенденции и особенности прямого налогообложения в Российской Федерации.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

– изучить теоретические основы прямого налогообложения;

– проанализировать состав и структуру налоговых поступлений в бюджеты России;

– определить перспективы развития и реформирования прямого налогообложения в России.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

В первой главе рассматриваются теоретические основы прямых налогов, а именно, изучаются сущность прямых налогов. Рассмотрена процедура взимания прямых налогов.

Во второй главе раскрыта и проанализирована структура доходов бюджетов разных уровней. Также выявлены проблемы развития прямых налогов в России.

В третьей главе определены перспективы развития и реформирования прямых налогов в РФ. Выявлены мероприятия по решению проблем прямого налогообложения.


Информационной базой дипломной работы являются нормативно-правовые документы, регулирующие поступление прямых налогов в бюджеты разных уровней Российской Федерации. В курсовой работе использовались труды таких авторов, как А.М. Година, М.Е. Косов, О.И. Мамрукова, В.Г. Пансков, А.В. Перова, Ю.А. Петрова, Г.Б. Поляк, В.М. Пушкарева, К.В. Руди, Е.В. Смолина, А.В. Толкушина, Д.Г. Черника и др. экономистов, периодические издания, материалы Министерства финансов РФ.

Глава 1. Теоретические основы прямого налогообложения

1.1 Понятие, функции и виды прямых налогов

Прямые налоги основаны на принципе платежеспособности. Этот принцип является экономическим термином, который гласит, что те, кто имеет больше ресурсов или получает более высокий доход, должны платить больше налогов. Способность платить налоги – это способ перераспределения богатства нации. Прямые налоги не могут быть переданы другому физическому или юридическому лицу. Физическое лицо или организация, с которой взимается налог, несет ответственность за выполнение своего обязательства перед государством.

Прямые налоги, особенно в системе налоговых ограничений, могут стать препятствием для усердной работы и зарабатывания большего количества денег, потому что чем больше денег зарабатывает человек, тем больше налогов он платит [14, c. 361].

Прямой налог является противоположностью косвенного налога, когда налог взимается с одного субъекта, такого как продавец, и оплачивается другим, например налог с продаж, уплачиваемый покупателем в розничной торговле. Оба налога одинаково важны для дохода, получаемого государством и, следовательно, для экономики в целом.

Объектом прямого налога является доход организации или физического лица (заработная плата, прибыль, проценты, рента и т.д.) или стоимость имущества (земля, дом, ценные бумаги и т.д.) Налогоплательщика, который одновременно выступает в роли как сборщика, так и конечного плательщика налога.

Прямые налоги делятся на реальные и личные налоги.

Реальные налоги взимаются с определенных видов имущества налогоплательщика (земельного участка, недвижимости и т.д.) на основе кадастрового учета – перечня объектов налогообложения, составленного на основе их внешних особенностей. Стоимость объектов по кадастровому учету формируется с учетом среднего показателя для данного вида, который не отражает фактическую доходность конкретного объекта.


Реальные налоги взимаются в связи с фактом владения имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика. В зависимости от объекта налогообложения прямой реальный доход включает в себя: оплату земли, налог на недвижимость, налог на жилье, торговый налог и т.д.

Личные налоги, в отличие от реальных, учитывают платежеспособность налогоплательщика; при их взимании объекты налогообложения (доходы, имущество) определяются индивидуально для каждого плательщика с учетом предоставленных ему льгот.

В зависимости от объекта налогообложения различают следующие виды прямых личных налогов: налог на доходы физических лиц (подоходный налог с физических лиц, сокращенно НДФЛ), налог на прибыль с организаций, налог на наследство и дарение и т.д.

Социально-экономический характер и роль прямых налогов и сборов проявляется в их функциях. Рассмотрим функции, наиболее присущие прямым налогам.

В России существует широкая и развитая налоговая система, поэтому количество налогов достаточно велико. Для разных видов налогов существуют разные способы и системы их исчисления и сбора. Физические и юридические лица платят прямые налоги государству. Этот вид оплаты взимается с любого имущества, которое принадлежит налогоплательщику.

Существует пять функций налогообложения: фискальная, перераспределительная, регулирующая, контролирующая и стимулирующая [70, c. 369].

1) Основная функция налогообложения – фискальная. Именно через фискальность налоги играют свою роль в формировании государственного бюджета, необходимого для реализации национальных и целостных государственных программ. Фискальная функция обеспечивает достижение основной социальной цели налогообложения – формирование финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения функций последнего (оборонные, социальные, природоохранные и т.д.)

2) Распределительная функция налогообложения выражает его сущность как особый централизованный инструмент распределительных отношений, и состоит в перераспределении социального дохода между различными группами граждан: от состоятельных к обездоленным, что в конечном итоге обеспечивает обеспечение социальной стабильности населения. В налоговом кодексе РФ можно увидеть большое количество налогов, которые граждане должны платить государству. Одним из наиболее распространенных налогов являются прямые налоги.

3) Регулирующая функция налогообложения была реализована, как только государство начало принимать активное участие в экономической жизни общества. Эта функция направлена ​​на достижение конкретных целей налоговой политики через механизм налогообложения. Налогообложение регулирует три подфункции [2, c. 147], о которых речь пойдет ниже.


Стимулирующая подфункция направлена ​​на развитие особых социально-экономических процессов и реализуется через систему пособий, льгот и механизмов преференций. Действующее законодательство предусматривает стимулирование ряда категорий налогоплательщиков, таких как владельцы малых предприятий, сельхозпроизводители, капитальные инвесторы или благотворительные организации [13, c. 261].

Дестимулирующая подфункция тормозит некоторые социально-экономические процессы через сознательное преувеличение налогового бремени. Как правило, эффект этой подфункции связан с введением завышенных налоговых ставок. Это, например, протекционистские меры государства, направленные на поддержку местных производителей посредством запретительных ввозных таможенных пошлин. Тем не менее, важно помнить, что налоговые отношения, как и любые другие отношения, должны постоянно воспроизводиться. Налоги нужно собирать сегодня, завтра и всегда. Вот почему использование дестимулирующей подфункции не должно приводить к ослаблению налоговой базы, подавлению или даже ликвидации источника налога. Такое преувеличение может привести к ситуации, когда не будет доходов / процессов, которые будут облагаться налогом [8, c 10].

Функция репликации (регенерации) объясняется следующим образом: облагая налогом использование природных ресурсов, дорог, минеральных и первичных ресурсов, государство использует эти доходы для восстановления эксплуатируемых ресурсов.

4) Контролирующая функция налогообложения – посредством налогообложения государство контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических и физических лиц. Это также способствует контролю источников дохода и направлений расходов [20, c. 315].

5) Функция стимулирования предусматривает специальные налоговые механизмы для определенной группы граждан, которые являются социальными деятелями (участниками войн и т.д.). Эта функция налогообложения имеет социальный аспект.

Юридическое определение налога дано в Налоговом кодексе Российской Федерации: «Налог - по законодательству РФ - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований». Налоговая система Российской Федерации основана на действующем в стране законодательстве, устанавливающем основные элементы налога, из которых принято различать такие понятия как «субъект» и «объект» налога.


Субъект налога (налогоплательщик) – юридическое или физическое лицо, которое обязано государству уплатить налог.

Прямые налоги – это отчисления, которые государство удерживает у налогоплательщиков. Это списывается на их имущество, доход или другие личные вещи. Платить этот вид налога должны как физические, так и юридические лица.

Объект налога – доход или имущество, с которого в соответствии с законодательством взимается налог (заработная плата, прибыль, недвижимость и т.д.).

Перечень объектов налогообложения:

  • операции по продаже товаров (работ, услуг);
  • собственность;
  • прибыль (для организаций);
  • доход (для физических лиц);
  • стоимость проданных товаров (выполненные работы, оказанные услуги);
  • другой объект, имеющий стоимостные, количественные или физические характеристики, при наличии или возникновении которого у налогоплательщика возникают обязательства перед государством по уплате налога.

Каждый налог имеет отдельный объект налогообложения. Таким образом, обязательство по исчислению и уплате налога на имущество организаций возникает только в том случае, если организация зарегистрировала в балансе движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, включенное в совместную деятельность).

Российская организация становится обязанным субъектом корпоративного подоходного налога, как только полученный им доход превышает ее расходы.

В России существуют разные виды прямых налогов. Они регулируются законодательством Российской Федерации (рис. 1). Также существуют разные критерии уплаты налогов.

Рисунок 1 – Классификация прямых налог

Рассмотрим подробнее каждый из налогов:

1) Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – это индивидуальный безвозмездный платеж с дохода физического лица. Ставка налога на доходы физических лиц – это налог, взимаемый с физических лиц, который взимается с различных источников дохода, таких как оплата за труд (заработная плата), проценты, полученные как доход с депозитов в банке, дивиденды, получаемые учредителями компании и проч. Доходы от взимания государством налога на доходы физических лиц являются одним из важнейших источников дохода для бюджета России.

НДФЛ уплачивается в рублях по ставкам, применимым к отдельным категориям доходов.

В таблице 1 приведена краткая информация по ставкам НДФЛ.