Файл: Понятие и классификация функций государства ( ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность понятия «функции государства»
1.2 Эволюция взглядов на функции государства
ГЛАВА 2 КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
2.1 Классификация функций по сферам государственной деятельности (объектам воздействия)
1.2 Эволюция взглядов на функции государства
Проблема эволюции государственных функций является одной из ключевых в ряде наук, таких как политология, история, а также теория государства и права. Данная ситуация вызвана тем, что в них (функциях) отражена сущность государства, его социальное назначение; они определяют его структуру.
В трудах ученых Древнего мира, Средневековья и эпохи Просвещения определение функций не встречается, однако появлялись и развивались идеи о сущности, целях и задачах государства. На этих идеях в дальнейшем было разработано понятие «функции государства».
Китайские мыслители, такие как Лао-Цзы, считали только «недеяние», то есть воздержание от активных действий функцией государства. Конфуций выделял социальную функцию. Легист Шан Ян указывал важность таких функций, как военная и экономическая[12]. Для учений китайских мыслителей была характерна привязанность к конкретной политической реальности.
Важное значение имеют взгляды греческих философов Платона и Аристотеля. Первый создал теорию разделения властей на военную и политическую. Также Платон выделял своеобразные принципы государственной деятельности – мудрость, мужество, рассудительность, справедливость. Платон считал, что цель государства – это удовлетворение растущих потребностей людей[13]. Аристотель полагал, что государственная деятельность распространяется на такие сферы, как военная, религиозная, финансовая («приходы и расходы»), судебная, регистрационная, контрольная и некоторые другие[14].
Нельзя не упомянуть немецкую философию. Так, Г. Еллинек в своих трудах рассматривает, в том числе, и функции в их юридическом понимании[15]. Он разграничивает сами функции и содержание государственной активности. Исследователь объединял функции с организационно-распорядительными целями и задачами государства, к которым относились: иностранная, военная, финансовая, внутренние дела, юстиция[16].
Изучение функций государства в отечественной науке зародилось в царский период в трудах российских историков и правоведов. В это время изучение деятельности государства, его сущности и назначения происходило в основном через исследование целей и задач государства. Категория «функции» была известна ученым, однако не являлась общепризнанной. Ф. Кистяковский, Н.М. Коркунов и другие внесли большой вклад в изучение данного вопроса.
Ф.В. Тарановский видел в функции «предоставленную органу власти возможность совершать акты властвования в пределах своей компетенции»[17]. Он считал, что в понятии «функции государственного органа» складывались воедино обязанность и право: первое по отношению к государству, а второе – по отношению к органам государства. С.А. Котляревский также сыграл большую роль в разработке вопроса о функциях государства[18]. Под ними он понимал функции общественной среды, осуществление которых обеспечено определенным порядком, существующим принудительно. Эти функции иногда инстинктивно приобретают одну из форм своего выражения.
Дальнейшее рассмотрение вопрос о функциях государства получил в советский период. В это время начались дискуссии о функциях государства, оформлялись базовые точки зрения, в общей теории государства и права развивалась теория функций социалистического государства, как несколько обособленная научная область. Базируясь на работах основателей марксизмаленинизма, советские исследователи определяли зависимость функций государства от классовой сущности. Однако во второй половине XX в. все чаще стало звучать идея о том, что в функциях государства имеется не только классовое, но и общесоциальное начало.
Л.И. Каск особо подчеркивал связь функций государства с его общесоциальным назначением. Он сравнивал функции различных типов государств, находил общие черты, но отмечал, что приравнивать их друг к другу из-за их разницы в классовой сущности и задачах нельзя[19].
В 1960-70-х годах отечественными исследователями была разработана функциональная характеристика государства, а изучение вопроса о функциях получило статус научной теории и приобрело особое, самостоятельное значение. Необходимо иметь ввиду, что на работы советских ученых повлияло противостояние социалистической и капиталистической систем. Это означало, что вне этих типов государственные функции почти не изучались.
По мнению большинства советских исследователей, под государственными функциями понимались главные направления активности государства, отражающие социальное назначение и классовую сущность. Такой подход разделяли М.И. Байтин, Н.В. Черноголовкин, Л.И. Загайнов и другие. Этот подход на десятилетия предопределил вектор изучения проблемы государственных функций и сопутствующих вопросов.
Анализируя вышесказанное, получается, что государственная активность разделяется на специфические направления, по которым распространяется политика того или иного государства[20]. К тому же «правильный подход при анализе функций любого государства заключается в том, что при установлении его функций необходимо выявлять не все направления его деятельности, а только такие из них, без которых данное государство на данном историческом этапе либо на всем протяжении своего развития обойтись не может»[21]. Это означает, что рассматриваемый термин характеризует именно основные направления государственной деятельности с обязательным проявлением социального назначения. По мнению советского правоведа Н.В. Черноголовкина, функция – это некая «реализация способности», а также сторона государственной деятельности, расположенная между такими категориями, как «государственная деятельность» и «государственная сущность».
Наряду с традиционным пониманием функций имелись и иные взгляды на природу и сущность этого сложного явления. Исследователь А.И. Денисов говорил о функциях с точки зрения предметно-политической характеристики государства и понимал под ними само «содержание государственной деятельности»[22]. При всех преимуществах этот взгляд не демонстрировал уникальность и специфику функций, не выявлял границы между направлениями политики и функциями. Изучая данную проблему, В.Е. Сизов выразил мнение, что государственная политика может рассматриваться в качестве основы формирования той или иной функции[23].
Исследователь Н.В. Черноголовкин указывал, что государственные функции прямо зависят от социального назначения и обязательно ему соответствуют[24]. Тем не менее, это не тождественные понятия, поскольку социальное назначение связано с исторической миссией государства.
А.В. Мелихова отмечала, отечественные ученые зачастую подменяли некоторые понятия («интересы большинства населения» и «интересы всего населения»), что позволяло обосновывать существование специфических функций, в частности, ликвидацию класса эксплуататоров[25].
Для юридической науки советского периода было распространено понимание служебной роли государственных функций как непосредственного проявления классовой сущности, и идея о постепенном формировании из общих направлений государственной активности однородных видов. Государственные функции во многом ассоциировались с деятельностью.
Самое популярное определение функций сводилось к ним, как к главным направлениям или сторонам государственной активности, в которых проявлялось социальное назначение и классовая сущность государственной машины.
Несмотря на то, что абсолютное большинство исследователей определяло функции как направления государственной активности, единый взгляд по вопросу о том, являются ли функции именно основными или любыми направлениями активности, а также не может ли считаться функцией государственная деятельность в каком-либо направлении, так и не сложился.
На современном этапе развития государства все больше проявляется необходимость определения основных направлений его активности, как в пределах, так и за пределами границ. Исследователи все чаще основывают свои размышления на многообразии государственной активности и общественных отношений, в которых выражается общечеловеческая сущность и социальное назначение государства.
Определяющей тенденцией современности является сближение различных подходов с сохранением рациональных идей и позиций, выдвинутых на тех или иных этапах теоретического исследования вопроса.
Несмотря на определенные расхождения во взглядах и отдельные нерешенные проблемы, продолжается процесс синтеза имеющихся точек зрения, который постепенно позволяет преодолеть имеющиеся разногласия.
Сближение взглядов проявляется в том, что основная часть исследователей признает зависимость функций от объективных потребностей нации (общества), независимо от исторической эпохи.
В настоящее время продолжает иметь место классовый взгляд на государственные функции, однако, все более важную роль играет функциональная точка зрения, которая предполагает усиление внимание к социальному назначению государства.
ГЛАВА 2 КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
2.1 Классификация функций по сферам государственной деятельности (объектам воздействия)
Критерии, позволяющие отнести различные функции к тому или иному классу (группе), имеют разную основу. Познанию специфики развития государственности способствует метод классификации функций государства. Основаниями для классификации избираются объекты и сферы деятельности государства; цели, задачи, объекты и масштаб воздействия; взаимоотношения между государствами; способ воздействия со стороны государства на общественные отношения; содержание и время осуществления функций[26].
По сферам государственной деятельности или объектам воздействия наиболее известно выделение внутренних и внешних функций. Внутренние функции неотъемлемы от осуществляемых задач в пределах границ, а внешние обусловлены задачами международной величины[27].
Градация на внешние и внутренние функции довольно условна. Это объясняется тем, что нередко они одновременно проявляются как внутри, так и вне государства, взаимозависят между собой. Кроме того, внешняя политика практически всегда серьезно зависит от внутренних условий жизнедеятельности того или иного государства. Например, в случае с дипломатической внешней функцией, государство занимается внешней торговлей, что является составной частью экономической функции, охрана окружающей среды на межгосударственном уровне – одна из сторон экологической функции, развитие межкультурных связей – составная часть функции культуры. Тем не менее, представляется, что вышеназванное разделение функций является обоснованным, так как это позволяет выявить связь различных государственных функций, отметить тенденции изменения их содержания, роли и количества. Данная классификация позволяет провести анализ предмета и содержания государственной активности как внутри страны, так и за ее пределами.
Обобщая различные точки зрения, можно сказать, что в современной юридической литературе к внутренним функциям государства причисляют политическую, экономическую, социальную, экологическую функции, функцию развития науки, культуры и образования, функцию охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, а также, иногда, идеологическую функцию. К внешним функциям, как правило, относят следующие функции: обороны страны, обеспечения мира и поддержки мирового порядка, сотрудничества и укрепления связей со странами-соседями, интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем[28].
Все функции государства носят политический окрас, однако функция народовластия реализуется только через специфическую систему институтов, таких как, парламент, органы местного самоуправления, референдум и некоторые другие. Она включает в себя правотворчество, то есть законодательную реализацию воли населения страны, поддержание государственного суверенитета, представление интересов общества. При этом реализация данной функции означает и существование определенных, основанных на праве, отношений между народом и государством, зависимость последнего от общества и наличие особой ответственности.
Политическую функцию иногда объединяют с функцией народовластия, а иногда считают отдельной, одной из важнейших, функцией. Она предполагает достижение стабильности в политической сфере благодаря установлению неких правил борьбы за власть и ее реализацию, высокоэффективную реализацию власти, осуществление политических программ, которые востребованы большинством населения либо отвечают интересам господствующего класса.
Политика для любого государства представляет собой органически присущее и чрезвычайно многогранное явление. Посредством политики, властных отношений создаются условия, необходимые для выполнения функций. Являясь одной из государственных функций, политическая деятельность формирует в обществе своеобразный климат, позволяющий развиваться другим направлениям государственной деятельности. Каждая функция в какой-либо степени политически обусловлена. В юридической науке категории «политика» и «функции» государства иногда отождествляются. Однако если исходить из того, что политика представляет собой важную и обособленную сферу приложения государственно-властной энергии, то можно прийти к выводу о наличии предметной обусловленности политической функции, то есть наличии особого, специфичного объекта – политической сферы. Политическая функция осуществляется всеми органами государственной власти, прежде всего, высшими. Они участвуют в реализации различных функций государства, однако главной для каждого из них является политическая функция.