Файл: Понятие и классификация функций государства ( ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность понятия «функции государства»
1.2 Эволюция взглядов на функции государства
ГЛАВА 2 КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
2.1 Классификация функций по сферам государственной деятельности (объектам воздействия)
ВВЕДЕНИЕ
Государство, как важнейший институт, организующий жизнь общества, появилось в ходе развития человечества. С течением времени оно эволюционировало, происходило усложнение механизма осуществления власти над обществом. В разные периоды развития в соответствии с различными общественными потребностями формировались ключевые направления государственной деятельности, то есть, функции государства. В зависимости от условий, в которых происходила эволюция человеческого общества и государства формировалась определенная система функций, выделялись приоритетные элементы, обновлялась государственная система в целом.
Продолжительные процессы постижения людьми окружающей действительности привели к пониманию функций как важнейших направлений деятельности государства, в которых заключается его сущность и значение. Эти процессы имеют место и в настоящее время.
Вопрос о функциях государства и формах их реализации является одним из важнейших в теории государства и права. Это определяется тем, что в функциях проявляется сущность и значение государства.
Любое государство отличается большим разнообразием наблюдаемых и воспринимаемых проявлений, связанных с жизнью общества. Это объясняется широким спектром выполняемых задач в различных социальных сферах, а также множеством форм и методов реализации государственных функций. Соответственно, понимание основ существования и развития государства основывается на понимании его функций. Кроме того, структура государства также определяется функциями.
Структура деятельности государства напрямую зависит от системы отношений, на которые оно воздействует. Изменение функций неизбежно ведёт к изменению структуры. Проблема функций государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. С помощью функций представляется возможным определить характер политики, разумность государственных приоритетов на данном этапе существования, степень организованности государства и эффективности его деятельности. Появляется возможность рассматривать государство не только со стороны формы, строения и содержания, но и с точки зрения его разносторонней деятельности и функционирования.
Изучение функций способствует адекватному оцениванию возможностей государства, позволяет понять сущность и особенности его взаимосвязей с различными социальными институтами в целях общественного прогресса. Гармоничный и адекватный набор функций и форм определяет степень эффективности организации государства. Сами формы тесно связаны с сущностью и деятельностью государства. Они динамичны и трансформируются вместе с изменениями в сферах жизни общества и государства. Благодаря верному сочетанию форм, способствующих реализации тех или иных функций, возможно наиболее стабильное и гармоничное развитие.
Цель исследования – проведение комплексного общетеоретического анализа функций государства.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие, содержание, признаки и назначение функций государства с учетом тенденций его трансформации на современном этапе.
2. Рассмотреть основные классификации функций государства и проследить их генезис.
Объект исследования – общественные отношения, регулируемые государством.
Предмет исследования – понятие и сущность функций государства, классификация.
В качестве теоретической основы исследования была использована научная литература по теории государства и права, а также по отдельным отраслям юриспруденции. Кроме того, анализировались соответствующие работы по истории, философии и политологии.
В частности, свои рассуждения мы основывали на трудах отечественных ученых, таких, как М.И. Байтин, Л.И. Загайнов, М.Н. Марченко, Л.А. Морозова, Ю.А. Тихомиров, Н.В. Черноголовкин и другие.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, федеральные законы, кодексы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, относящиеся к предмету исследования.
В основе методологии исследования находится диалектический метод познания общественных процессов и социально-правовых явлений, а также его категориальный аппарат и принципы научного познания. Использовались положения современной научной методологии теории государства и права, общенаучные (анализ, синтез, системный подход, индукция, дедукция), частные (формально-юридический) и специальные (сравнительный, исторический, структурно-функциональный) методы познания, дающие возможность изучать действительность в их взаимосвязи.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность понятия «функции государства»
Понятие «функции» имеет под собой различные варианты определения и не может считаться термином непосредственно юридического или политического характера.
В математике «функция» показывает зависимость одной переменной от другой, то есть зависимость, когда в случае изменения первой величины вторая тоже так или иначе изменяется[1].
Слово «функция» в переводе с латинского языка дословно определяется как «исполнение», то есть какая-либо деятельность или работа[2]. В.И. Кремянский и В.Г. Афанасьев понимали под «функцией» целенаправленную, активную деятельность системы[3].
Если рассматривать философское понимание функции, то здесь имеется ввиду внешнее проявление свойств того или иного объекта в какой-либо системе. Применительно к государству это означает, что изучение функций позволяет выявить в нем главное и определяющее, социальный смысл государства и его сущность. Функции определяют структуру государства, то есть способы, закономерности организации элементов государства как сложной социальной системы. Ибо структура всех систем, в том числе, биологических и технических, определяется их функциями.
Следует исходить из того, что функция является категорией системного подхода и может использоваться при рассмотрении социальных, технических, биологических и других систем. Сущность этой категории заключается в возможности сформировать некий образец (эталон) жизнедеятельности системы, а также описание деятельности, необходимой системе для достижения какой-либо цели. Соответственно, функция не равнозначна задачам и целям, а также отличается от непосредственной деятельности[4]. В реальной действительности системы по объективным или субъективным причинам отходят от своих функций.
В юридической науке нет единства мнений относительно категории «функции государства». Более подробно эволюция взглядов на функции государства будет рассмотрена в параграфе 2 настоящей главы. Тем не менее, основная часть современных исследователей дает практически единообразные определения функций, например, «одно из главных направлений его деятельности по осуществлению стоящих перед ним задач»[5] или «основные направления деятельности государства, в которых раскрывается его социальная сущность и назначение в обществе»[6]. По мнению исследователя В.М. Корельского «функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами»[7]. Обобщенно можно сказать, что под функциями понимаются базовые (важнейшие) направления, стороны государственной деятельности как в пределах границ, так и за ними.
Абсолютное большинство исследователей на современном этапе согласны с тем, что в государственных функциях проявляются сущность и социальное назначение, цели и задачи государства. Необходимо подчеркнуть особый смысл и назначение понятия «функция», поскольку она является одним из направлений государственной деятельности, но не тождественна фактической (реальной) деятельности.
Государственные функции можно считать абстракцией, используемой наукой, благодаря которой деятельность государства условно дробится по направлениям[8].
Особенность функций заключается в том, что государство придает им общеобязательный характер. Государственные функции отличаются сравнительным постоянством, хотя в рамках даже одной или нескольких из них могут иметься разнообразные задачи социально-политического плана[9].
Не только для государства характерны такие виды деятельности как функции. Различные негосударственные организации и учреждения способны осуществлять подобные функции, особенно, общие[10].
Многообразная деятельность по претворению в жизнь государственных функций наполняется содержанием в зависимости от конкретно-исторических условий. Кроме того, в процессе их реализации формируется определенное соотношение функций по удельному весу, значимости каждой из них по отношению к другим и так далее.
С организационно-технической точки зрения государства различных исторических типов имеют близкие, но не абсолютно одинаковые функции. Эта особенность выступает основой как положительного взаимодействия между ними, так и негативного противостояния. Различные направления деятельности, как прямо, так и косвенно служащие социальному назначению государства, можно считать его функциями.
Последние отличаются комплексностью, так как в функциях происходит воплощение устремлений государства на определяющих, важнейших направлениях его активности внутри и вне пределов страны. При этом в реальной жизнедеятельности государство может в большей или меньшей степени отклоняться от своих выполнения своих функций.
Государственные функции не являются синонимами целей и задач, которые возникают перед страной на каком-либо этапе ее развития.
При определении той или иной цели обнаруживается социальное назначение государства. Цель может быть достигнута через решение конкретных задач, а это обуславливается соответствующими функциями.
Цель – это некий результат, к которому стремится государство, задачи – промежуточные вопросы, требующие решения, а функции, в таком случае, это важнейшие направления государственной активности по решению задач и достижению целей. Любая государственная задача может включать в себя необходимость реализации той или иной цели, а также специфический вид активности. Абсолютно все функции зависят от государственных задач. Последние, в свою очередь, объясняют наличие функций и их содержание, влияют на формы и методы. Таким образом, цели и задачи обуславливают существование государственных функций. Очередность их зарождения зависит от того, какие задачи возникают перед социумом на данном этапе эволюции, а также от того, какие цели общество стремится реализовать.
Эти задачи и цели зависят от различных факторов, таких как потребности и интересы населения, экономические возможности, нравственные и культурные особенности социума, состояние государственных структур и другое[11].
Функции являются отражением той деятельности, которую реализует государство для эффективного решения поставленных задач и достижения целей. Наличие функции связано с выполнением определенной деятельности государством и не связано с ее развитостью или количеством органов власти, реализующих ее. Каждая государственная функция – часть системы функций государства.
Необходимо подчеркнуть многообразие государственных функций, порядок их зарождения и трансформации зависит от очередности целей и задач, возникающих перед людьми в ходе общественной эволюции.
Так как государство всегда стоит перед необходимостью адекватно реагировать на те или иные явления окружающей действительности, это порождает объективные задачи, которые, в свою очередь, обуславливают появление функций, также объективных по своей природе. Помимо объективности, еще одной чертой является динамизм, который проявляется в том, что различные изменения в государстве или условий его существования приводят к изменению задач и, соответственно, к появлению, трансформации и исчезновению одной или нескольких функций.
В самом общем виде можно изложить следующее определение понятию «функции государства»: это основные (главные) направления (стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных его сущностью и социальным назначением и имеющие законодательную регламентацию.