Файл: Понятие и классификация функций государства ( ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правоохранительная функция вызывается потребностями населения, которые заключаются в стремлении к миру и согласию в обществе, урегулированию социальных противоречий в обществе, которое всегда является сложной, многоуровневой системой.

У каждого государства имеется экономическая функция, проявляющаяся в регулировании различных процессов, происходящих в экономической сфере общества с помощью кредитно-налоговой политики, мер протекционизма, санкционных действий и т.д. Государства Древнего мира и Средневековья сравнительно сильно вмешивались в экономическую сферу жизни людей. По мере распространения и развития демократии государственная власть все больше склонялась к политике невмешательства, ограничиваясь поддержанием «правил игры» и предоставляя рынку возможности для саморегуляции. Современные государства сочетают в себе рыночное саморегулирование и государственное регулирование, которое определяет основные принципы экономической жизнедеятельности и стимулирует экономический рост. Данная функция также имеет антикризисную ориентацию и включает развитие социально-ориентированной экономической системы, которая взаимоучитывает интересы потребителей и производителей.

При этом необходимо подчеркнуть, что в некоторых, ныне существующих, государствах, экономическая сфера жестко контролируется государством, которое вмешивается во все ее составные части. Это, в частности, характерно для Северной Кореи.

Экономическая функция Российского государства находит свое отражение в статьях 8, 34 Конституции РФ, в Гражданском кодексе и иных нормативно-правовых актах[29]. В современной России экономическая функция проявляется в поиске соотношения государственного регулирования и саморегулирования экономических процессов, в определении оптимального пути управления экономической сферой, в дальнейшем развитии различных форм собственности и типов хозяйствования.

Масштабной и многообразной является социальная функция. Положение о том, что в функциях, наряду с сущностью, проявляется социальное назначение государства, является неоспоримым. Социальная функция является воплощением социального назначения государства, его социальных качеств.

Социальная сфера более близка для конкретного человека, чем иные сферы, так как именно в ней удовлетворяются элементарные человеческие потребности. Она характеризуется острым и противоречивым состоянием, так как именно в ней успехи и неудачи государственных преобразований проявляются рельефно. Следовательно, социальная стабильность общества является определяющим критерием государственной эффективности.


Социальная функция состоит в обеспечении солидарных отношений в обществе; сотрудничестве различных слоев общества; сохранении социальной справедливости; защите социально-уязвимых категорий населения, таких как инвалиды, пенсионеры, дети, безработные; поддержке жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

Еще одной функцией государства является идеологическая. В государствах с тоталитарным режимом законодательством устанавливается одна идеология, которая является единственно возможной. В государствах с демократическим режимом существует идеологический плюрализм, но это не означает безразличие к идеологии[30]. Функция основывается на признании в статье 13 Конституции РФ идеологического многообразия[31]. Современное государство развивает и поддерживает те направления идеологического характера, которые признают естественные права человека и общечеловеческие ценности, господство закона во всех сферах жизни общества, взаимную ответственность государства и личности[32].

Экологическая функция подкреплена различными принципами, в частности, ресурсы природы защищаются государством независимо от того, используются они в данный момент времени или нет; пользование ресурсами должно быть сугубо рациональным и обоснованным; все физические и юридические лица должны соблюдать соответствующую область законодательства и нести ответственность за ее несоблюдение.

Функция обороны (или военная функция), характерная для любого современного государства, является исторически первой внешней функцией. Первоначально она заключалась не только в обеспечении защиты собственных границ, но и в агрессивном расширении своих пределов с теми или иными целями (захват природных или людских ресурсов, уничтожение потенциальных врагов и т.д.).

Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка означает сотрудничество с существующими государствами; недопущение новой глобальной войны; укрепление режима нераспространения ядерного оружия, сокращение вооружений; участие в работе международных организаций, в первую очередь, ООН; участие в преодолении межнациональных и локальных конфликтов; сотрудничество с государствами в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, наркомафией.

Функция государства по интеграции в мировую экономику предполагает взаимовыгодные, равноправные взаимоотношения с другими государствами не только в экономической сфере, но и в сфере науки и технологий, развитие правовой составляющей интеграционных процессов.


Классификация государственных функций по сферам государственной деятельности или объектам воздействия, в рамках которой выделяются внутренние и внешние функции, остается основной в теории государства и права. Постепенно она претерпевает определенную трансформацию, что проявляется в исчезновении одних и появлении других функций, дальнейшему нивелированию границ между внутри- и внешнего-сударственными функциями, а также в появлении, так называемых, функций глобального характера.

2.2 Иные классификации функций государства

Помимо классификации государственных функций по сферам государственной деятельности или объектам воздействия, рассмотренной в предыдущем параграфе данной главы, имеют место и иные классификации.

В первую очередь, необходимо обратить внимание на выделение постоянных и временных функций, что указывает на критерий продолжительности их действия. Эта классификация приемлема к конкретному типу государства в соответствующую эпоху, поскольку анализ абстрактного государства является беспредметным.

Постоянные функции государства характерны для него всегда. Независимо от исторического периода, они осуществляются на различных этапах государственного существования. Сюда можно отнести экономическую функцию. Временные функции сравнительно непродолжительны и специфичны, проявляются в отдельные периоды существования государства.

Существует деление государственных функций на основные и неосновные. В основе здесь находится критерий социальной значимости, хотя он является весьма относительным и четко не определенным.

Закрепление функции в главном законе государства (Конституции) является одним из важнейших признаков, который подчеркивает ее принадлежность к основным.

Деление функций на основные и неосновные вызывает сомнение, так как, это вступает в определенное противоречие с определением функций, и порождает некие «неосновные основные» направления деятельности государства. Ряд исследователей утверждает, что термин «неосновные функции» является очень относительным. Он может употребляться только потому что позволяет вычленить из большой совокупности функций государства наиболее общие и широкие основные государственные функции.

Все функции государства объективно важны и необходимы. Однако это не говорит о невозможности выявления на отдельных этапах развития государства первоочередных направлений, которые требуют приоритетного внимания. Собственно, именно они и будут считаться основными для государства.


В результате получается, что основные государственные функции определяются как наиболее общие, приоритетные направления активности государственной машины по осуществлению стратегических задач и целей на том или ином историческом этапе существования страны.

Основные функции иначе можно назвать общими, поскольку они реализуются взаимодействующими органами власти и свойственны каждому элементу государства.

Данным функциям свойственны некоторые единые черты. Так, в них явно прослеживается сущность государства, которая может быть как общечеловеческой, так и классовой, а также его социальное назначение. В качестве примера можно соотнести социальную направленность государства, защиту прав населения, функцию обороны, а с другой стороны, регулирование работы транспорта, строительство дорог и мостов, развитие средств коммуникации, поддержка международных соглашений о борьбе с болезнями сельскохозяйственных животных и так далее. Основные функции характерны для всей государственной деятельности и реализуются всеми или большинством органов государственной власти. Иные же функции – развитие системы высшего образования, дипломатия, финансовая деятельность, осуществляются отдельными органами, имеющими специфические полномочия.

Основная государственная функция всегда имеет комплексный характер с позиции своего содержания. Она указывает на сосредоточение усилий государства на одном из приоритетных направлений его внутренней или внешней деятельности. Объектом основной функции считается обширный спектр обладающих тем или иным сходством общественных отношений в определенной масштабной области.

Таким образом, можно отметить, что к основным функциям относятся те направления государственной деятельности, которые наиболее полно раскрывают сущность и назначение государства и которые осуществляются всеми или основной массой государственных органов. Эти функции носят комплексный характер, считаются важнейшими и определяющими, и включают активность органов власти, реализующих внутренние и внешние функции. Можно сказать, что они заключаются в поддержании естественных условий существования и жизнедеятельности людей.

Следует заметить, что основная функция не является неким конгломератом. Это определенная, пронизанная внутренним единством и целеустремленностью система направлений государственной деятельности.

К факультативным или дополнительным функциям относятся составные элементы ведущих функций, содействующие реализации последних. Они также отражены в долгосрочных программах, имеют правовую регламентацию и существуют на том или ином этапе функционирования государства.


Различные исследователи называют разные перечни основных функций, каждый из которых является условным и не осуществляется абсолютно любым государством, так как по мере его эволюции происходит трансформация большинства функций. С определенной долей субъективности к основным функциям можно отнести экономическую, социальную, правоохранительную, международного сотрудничества, обеспечения мира и международной безопасности.

Основные государственные функции объединяют в рамках важнейших направлений другие функции, которые носят наименование неосновных.

Неосновные функции носят узкий, локальный характер и связаны с какой-либо конкретной стороной жизни общества или отдельного социального слоя. В частности, в экономической функции, считающейся основной, можно отметить неосновные функции, такие как развитие малого и среднего бизнеса, фермерства; организацию территорий опережающего развития. Повторимся, что термин «неосновные» функции достаточно условен и правомерен только потому что помогает выделить из множества различных функций более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства.

Иногда от неосновных отграничивают так называемые отдельные функции, которые характерны для конкретных органов государственной власти. Через отдельные функции осуществляются общие и наоборот. Отдельные функции подчинены общим, выступают средствами для их реализации.

Отдельными государственными функциями считаются направления деятельности государства, которые напрямую не выражают его сущность и социальное назначение (охрана здоровья нации или борьба со стихийными бедствиями), а также считаются частью, «подфункциями», основных (планирование экономического и социального развития общества, исполнение наказаний). Функции отдельных органов могут быть конкретно определены только на основе общих государственных функций.

Таким образом, к настоящему времени сложилось несколько разновидностей классификаций функций государства, основными из которых являются деление по сферам государственной деятельности (объектам воздействия), по методам проявления государственной воли, по масштабу, по критерию социальной значимости.

Все разработанные классификации имеют сильные и слабые стороны, ни одна из них не может считаться основной и отражающей всю совокупность направлений деятельности государства. Некоторые из них в той или иной степени сохраняют приверженность делению функций в зависимости от типа государства, от классовой сущности. В настоящий момент все больше проявляется интеграция различных взглядов на классификацию функций государства и формирование единой, универсальной концепции с объективными критериями выделения тех или иных функций.